Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

«Так ли страшен черт?»: критерии блокировки налоговых накладных

Кравченко Дарья, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Июль, 2017/№ 27-28
Печать
Вот и настал «судный день» — 01.07.17 г. — дата, которую с таким опасением ждали многие плательщики НДС. И не без оснований. Причиной тому — тестовый период, в течение которого практически каждый плательщик НДС получил квитанцию с предупреждением о блокировке налоговой накладной. При этом понять, почему документ «забраковали», удавалось немногим. Все это заставляло предполагать наихудшие варианты развития событий. Конечно, была еще надежда на то, что злосчастный режим отменят. Но нет! 20.06.17 г. увидел свет приказ Минфина от 13.06.17 г. № 567 («БН», 2017, № 26, с. 3), благодаря которому появились немного видоизмененные, но все же критерии блокировки. Давайте познакомимся с ними поближе.

Конец — это всегда новое начало

Определенно, тестовый период блокировки НН/РК в ЕРНН заставил сильно понервничать плательщиков НДС, так как в течение мая-июня 2017 года контролеры отрабатывали систему блокировки «рисковых» НН/РК на этапе их регистрации в ЕРНН.

Причем использовали налоговики для этого критерии, прописанные в последних «проектных» предложениях Минфина* ( письмо ГФСУ от 22.05.17 г. № 284/6/99-99-07-04-02-15/ІПК).

* О нем мы писали в «БН», 2017, № 19-20, с. 15.

Как результат, плательщики НДС получали огромное количество квитанций, которые указывали на «рисковость» той или иной НН/РК. При этом объяснить причину получения таких уведомлений порой было непросто.

Поэтому нервничали все. Причем не только поставщики, но и их покупатели.

И это несмотря на то, что в п. 57 подразд. 2 разд. XX НКУ период с 01.04.17 г. по 01.07.17 г. назван переходным периодом, в течение которого процедура блокировки проводится без фактической приостановки регистрации НН/РК в ЕРНН. А значит, покупатель имел полное право беспрепятственно включать «подозрительные» НН/РК в НК (при соблюдении всех остальных требований НКУ к формированию НК).

Однако все понимали — с наступлением июля все изменится и сложности с регистрацией НН/РК в ЕРНН у поставщика станут такой же проблемой и для покупателя.

Но! Как это ни странно, но тестовый период не прошел зря. Видно, что налоговики постарались исправить свои ошибки и уйти от массовых уведомлений о блокировке НН/РК. Результатом такой работы стали Критерии № 567**.

** О них мы вкратце рассказывали в «БН», 2017, № 26, с. 3.

Давайте рассмотрим, с чем предстоит столкнуться плательщики НДС после 01.07.17 г. и смогут ли они после этого спать спокойно.

Какие НН точно не заблокируют

Сразу предупредим — не стоит думать, что контролеры будут проверять только избранные НН/РК. Нет, система будет просматривать все документы, направленные на регистрацию в ЕРНН.

Вот только некоторые из них сразу отправят в ЕРНН после предварительной проверки, а некоторым — придется пройти процедуру мониторинга, результатом которого может стать либо блокировка, либо регистрация в ЕРНН.

Что ж, теперь выясним — какие же НН/РК входят в группу «счастливчиков», безоговорочно попадающих в ЕРНН. Покажем их на рис. 1.

img 1

Рис. 1. Критерии, освобождающие НН/РК от мониторинга

Внимание! Если ваша НН/РК соответствует хотя бы одному из «освобождающих» критериев, такую НН/РК мониторить на соответствие критериям рисковости не будут, а сразу отправят на регистрацию в ЕРНН. Поэтому советуем приложить максимум усилий, чтобы их соблюсти. Но должны предупредить. Иногда алгоритмы, заложенные в программном обеспечении СЭА, немного отличаются от прописанных в нормативных актах.

«Блокировочные» критерии

Ну а теперь перейдем к менее приятному — к тем критериям, которые с 01.07.17 г. будут портить жизнь плательщикам НДС.

Все НН/РК, которые не попали хотя бы под один «освобождающий» критерий, будут проходить процедуру мониторинга. Заключается она в проверке НН/РК на соответствие «блокировочным» критериям, описанным в п. 6 Критериев № 567 (см. рис. 2).

img 2

Рис. 2. Критерии мониторинга НН/РК с 01.07.17 г.

Как видите, «блокировочных» критериев немного, и действуют они (в основном) в совокупности.

Однако как они работают, еще не вполне не ясно. И самый «проблемный» — это критерий № 1. Что же в нем такого особенного? Давайте это выясним.

Критерий № 1: сплошные вопросы

Данный критерий имеет 3 составляющих и одно дополнительное условие. И лишь в случае их одновременного выполнения вам гарантирована переписка с «разблокировочной» комиссией. Что же это за составляющие?

1. Объем поставки превышает условные остатки.

Этот признак сформулирован таким образом: если объем поставки товара/услуги, указанный в НН, окажется больше в 1,5 раза величины, равной остатку разницы объема поставки такого товара/услуги, указанного в НН/РК, зарегистрированных с 01.01.17 г. в ЕРНН, и объема приобретения (ввоза) соответствующего товара, указанного с 01.01.17 г. в полученных НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН, и таможенных декларациях, такая НН может попасть под блокировку ( п.п. 1 п. 6 Критериев № 567).

Тут сразу обращаем внимание на то, что:

• здесь речь идет исключительно о мониторинге НН, направленных на регистрацию в ЕРНН. Полагаем, Минфин случайно забыл упомянуть здесь РК;

• при расчете сравниваются объемы поставки и приобретения конкретного товара/услуги (ориентируемся на коды УКТ ВЭД или ГКПУ), указанного в НН, попавшей под мониторинг;

• анализ объемов поставок и приобретений проводится не в количественном, а в денежном выражении. При этом суммы НДС не учитываются. А значит, в расчетах будут участвовать данные из гр. 10 НН / гр. 13 РК.

Теперь переходим непосредственно к вычислениям. И вот здесь начинается самое интересное.

Если изложенный Минфином признак представить в виде формулы, то для того, чтобы избежать блокировки НН. поставщику необходимо на момент ее регистрации в ЕРНН соблюсти следующее неравенство:

Vпост. < 1,5 х (Vпост. 2017 - Vприобр.2017),

где: Vпост. — объем поставки товара, указанного в НН/РК, направляемой на регистрацию в ЕРНН;

Vпост. 2017 — объем поставок такого товара/услуг, указанного в НН/РК, зарегистрированных после 01.01.17 г.;

Vприобр.2017 — объем приобретения и/или ввоза на таможенную территорию Украины соответствующего товара, указанного после 01.01.17 г. в полученных НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН.

К сожалению, данная формула работает не всегда.

Во-первых, если плательщик впервые в 2017 году купил товар (есть показатель Vприобр.2017) и попытается зарегистрировать первую НН на поставку такого товара (Vпост. 2017 = 0), то в правой части формулы получим отрицательное значение. И НН сразу попадает в разряд подозрительных.

Чтобы решить эту проблему, логичнее поменять местами «входящие» и «исходящие» объемы поставки.

Модернизированная таким образом формула начнет работать на начальном этапе, если наценка не превышает 50 %. Продемонстрируем это на примере.

Пример 1. В марте 2017 года плательщик НДС впервые приобрел товар А в количестве 1000 штук по цене 25 грн./шт. (НДС в расчет не берем). В июле 2017 года он продает товар А в полном объеме по цене 32 грн./шт. В связи с чем составляет НН и направляет ее на регистрацию в ЕРНН. Такая НН не попадает под мониторинг.

Первым делом система начинает проверять НН на соответствие «тройному» критерию. Учитывая то, что в 2017 году товар А поставляется впервые (Vпост. 2017 = 0), модернизированная формула Минфина выдаст следующий результат:

(1000 х 32) < 1,5 х (25000 - 0).

Учитывая то, что 32000 < 37500, НН без проблем пройдет проверку на «первую» составляющую и попадет в ЕРНН.

Усложним ситуацию.

Пример 2. Товар, о котором речь идет в примере 1, плательщик продает частями. В июне 700 шт. по цене 32 грн./шт. (гр. 10 НН = 22400 грн.). В июле — оставшуюся часть (300 шт.) по цене 32 грн./шт. Соответственно, оставляет НН и направляет ее на регистрацию в ЕРНН. НН попадает под мониторинг.

В таком случае расчетная формула покажет странный результат:

(300 х 32) > 1,5 х (25000 - 22400).

То есть 9600 > 3900. А значит, НН автоматически перейдет на второй уровень мониторинга — проверку доли рисковых товаров в НН.

Позиция редакции. На наш взгляд, чтобы выловить НН, составленные на фиктивные поставки, следует идти другим путем. Логичнее было бы годовые объемы приобретения сначала увеличить на предложенный Минфином коэффициент (1,5), а потом из полученной суммы вычитать годовые объемы поставки таких товаров и полученную разницу сравнивать с объемом поставки в НН, направленной на регистрацию.
Но! К сожалению, и такой подход сглаживает далеко не все недостатки расчетной формулы. И дело тут не в перестановке показателей, а в том, что для вычислений будут использоваться данные тех НН/РК, которые зарегистрированы в ЕРНН в 2017 году.

Выходит, что в заведомо невыигрышной ситуации оказываются поставщики, которые будут продавать:

• остатки товаров, приобретенных до 01.01.17 г.;

• товары, приобретенные без НДС (у неплательщиков НДС);

• товары, приобретенные в безНДСный период (для вновь зарегистрированных плательщиков НДС).

Надеемся, что эту ситуацию налоговики вскоре исправят. Так, до 25.06.17 г. ГФСУ обязана была провести анализ эффективности утвержденных Минфином критериев. А затем в 5-дневный срок предоставить Минфину свои предложения относительно их усовершенствования.

К сожалению, когда обновятся критерии — прогнозировать сложно. Поживем — увидим.

2. Преобладание «рисковых» товаров.

Судя по п.п. 1 п. 6 Критериев № 567, чтобы избежать блокировки НН, в остатке, который определяется по минфиновской формуле (Vприобр.2017 - Vпост. 2017) количество «рисковых» товаров не должно превышать 75 %.

Вполне вероятно, тут будет учитываться номенклатура всех поставленных и приобретенных товаров/услуг плательщиком НДС с начала 2017 года. И если 75 % остатка таких товаров/услуг будут составлять «рисковые» товары — все НН такого поставщика рискуют попасть под блокировку.

Заметьте, перечень «рисковых» товаров должна еще определить ГФСУ.

3. На «входе» — один товар, на «выходе» — другой.

Последняя составляющая критерия № 1 призвана компенсировать первый «блокировочный» признак у плательщиков НДС:

• поставляющих собственную продукцию/услуги (у них приобретенные сырье и материалы видоизменяются в процессе производства, в результате чего получается совершенно новый товар);

• работающих с давальческим сырьем.

Для защиты от постоянных блокировок НН Минфин предложил им подавать Таблицу данных плательщика НДС ( приложение к Критериям № 567). Заметьте, подать его можно:

• исключительно в электронном виде с соблюдением ЭЦП-правил (форма J(F)1312301). Не путайте с письменными объяснениями и/или копиями документов для разблокировки. Их подают местным контролерам через Уведомление (форме J(F)1312601) и отдельные приложения (форма J(F)1360101) ( п.п. 201.16.2 НКУ);

• через «Электронный кабинет плательщика» (cabinet.sfs.gov.ua), «Единое окно» или любую бухгалтерскую программу, которая позволяет подавать налоговую отчетность в электронном виде.

Подтверждением того, что налоговики получили вашу Таблицу, будет квитанция № 1 (квитанция о доставке). После ее обработки и рассмотрения Комиссией ГФСУ вам в течение 5 рабочих дней будет направлена квитанция № 2, в которой укажут информацию о результате рассмотрения (учет/неучет информации).

Внимание! Начиная с 01.07.17 г. п. 3 Критериев № 567 разрешает плательщикам НДС подавать Таблицу только после получения квитанции об остановке регистрации НН в ЕРНН. Заранее этого делать не стоит — такую информацию могут не принять во внимание.

Теперь о том, как заполнить Таблицу. К сожалению, Критерии № 567 об этом умалчивают.

Как поясняют сами контролеры на своем официальном сайте***, заполнять приложение нужно так, как показано на рис. 3. То есть «входящее» сырье и исходящую продукцию показывать в отдельных строках.

*** http://sfs.gov.ua/media-tsentr/novini/301239.html.

img 3

Рис. 3. Пример заполнения Таблицы данных плательщика НДС

Внесем лишь одно уточнение — на наш взгляд, в поле «Код згідно з КВЕД…» следует указывать код вида деятельности плательщика НДС, для которого приобретаются товары/услуги или в результате которого получаются новые товары/услуги.

А вот нужно ли указывать полные коды товаров по УКТ ВЭД или достаточно ограничиться первыми 4, пока не ясно. По нашему мнению, лучше придерживаться принципа — указываем коды так же, как и в НН (для импортных и подакцизных товаров однозначно используем 10-значные коды, а для остальных можно использовать 4-значные).

Будьте внимательны! Если налоговики узнают, что вы подали им недостоверную информацию в Таблице, Комиссия вправе отказаться учитывать такие данные при принятии решения о разблокировке (п. 5 Критериев № 567).

Дополнительное условие «+1». А теперь внимание! Если какая-либо из ваших НН/РК отвечает всем трем перечисленным выше критериям, это еще не означает, что ее заблокируют.

Чтобы этот «страшный сон» сбылся, необходимо, чтобы было выполнено еще одно условие — сумма НДС, указанная в НН, зарегистрированных в ЕРНН в отчетном периоде с учетом НН/РК, поданной на регистрацию в ЕРНН и соответствующей тройному критерию, должна превысить среднемесячную сумму уплаченных за последние 12 месяцев ЕСВ и налогов/сборов (кроме суммы «импортного» НДС) плательщиком НДС и его обособленными подразделениями.

В таком случае от блокировки не уйти.

Если это не ваш случай — НН останется пройти последний этап.

Лицензионный критерий № 2

Система проверит у плательщика НДС наличие лицензий на производство, экспорт, импорт, оптовую и розничную торговлю подакцизными товарами (продукцией). Если таких документов нет либо же они аннулированы или приостановлены, НН/РК заблокируют.

Если с лицензиями все «ок» — поздравляем, вашей НН/РК больше ничего не угрожает!

Документы и сокращения статьи

Критерии № 567 Критерии оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденные приказом Минфина от 13.06.17 г. № 567.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

НК — налоговый кредит.

НН — налоговая накладная.

РК — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше