Начнем с того, что штраф как один из видов обеспечения выполнения обязательств — это неустойка, рассчитываемая в процентах от суммы невыполненного или ненадлежащим образом выполненного обязательства (ч. 2 ст. 549 ГКУ). Штраф наряду с неустойкой и пеней отнесен к такому виду штрафных санкций, как хозяйственные санкции в виде денежной суммы, которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить (другой стороне) в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им хозяйственного обязательства (ч. 1 ст. 230 ХКУ).
Заметим, что обычно штрафные санкции оговариваются прямо в хоздоговоре, но по отдельным видам обязательств размер штрафных санкций может устанавливаться законом (ч. 1 ст. 231 ХКУ).
В обсуждаемой ситуации обратимся к Правилам предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденным постановлением КМУ от 11.04.12 г. № 295. В абзаце втором п. 40 Правил сказано, что в случае неустранения оператором, провайдером телекоммуникаций повреждения сети в течение (с зафиксированной даты подачи потребителем соответствующей заявки):
• одних суток — плата за время неработоспособности сети не начисляется;
• свыше пяти суток (но не более чем за 3 месяца) — оператор, провайдер уплачивают потребителю штраф в размере 25 % суточной абонплаты за каждые сутки превышения этого срока.
Обязанность применения данного штрафа прямо предписана в ст. 40 Закона Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.03 г. № 1280-IV (ср. ). К тому же о необходимости подобной уплаты — причем не дожидаясь ни подачи пострадавшим потребителем претензии, ни судебного решения — прямо сказано в ч. 1 ст. 222 ХКУ. Следовательно, оператор-нарушитель должен самостоятельно начислить такой штраф в пользу потребителя телекоммуникационных услуг. На практике принято засчитывать сумму такого штрафа в уменьшение суммы абонплаты (путем включения в счет, выставляемый потребителю услуг).
А что если оператор, провайдер не уплатят такой штраф самостоятельно и добровольно?
Тогда потребитель может воспользоваться общим досудебным порядком реализации хозяйственно-правовой ответственности, установленным в ст. 222 ХКУ. То есть направить оператору письменную претензию. Об обращении в суд напоминать не станем — предопределенность позитивного для потребителя судебного решения наверняка заставит оператора не доводить развитие ситуации до суда…
Но есть тут и еще один крайне важный вопрос, заслуживающий упоминания.
Согласно абзацу пятому п. 188.1 НКУ в состав договорной стоимости не включаются суммы неустойки (штрафов и/или пени), полученные плательщиком вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств.
Таким образом, в полученный вами от провайдера счет за «штрафной» месяц, очевидно, попадут такие суммы:
Стусл — стоимость реально полученных телекоммуникационных услуг (месячная абонплата за минусом не включенных в нее сумм оплаты за все сутки неработоспособности сети), грн., коп;
Сштр — сумма штрафа (за дни неработоспособности сети в данном месяце, начиная с шестых суток от даты подачи заявки), грн., коп;
Сопл — итоговая сумма к оплате, грн., коп, причем:
Сопл = (Стусл + Стусл х 20 %) - Сштр, грн., коп.
Обращаем ваше внимание, что сумма штрафа Сштр в полученную от провайдера телекоммуникаций налоговую накладную (НН) не включается. То есть на учет НДС эта величина не влияет.
Кстати, об НН. Вообще-то потребитель телекоммуникационных услуг (связи) вправе относить в налоговый кредит суммы НДС и без регистрации поставщиком услуг соответствующей НН — а только на основании выставленного ему провайдером счета на услуги связи, содержащего общую сумму платежа, выделенную сумму НДС и ИНН поставщика (п.п. «а» п. 201.11 НКУ). Тем не менее провайдеры (в частности, «Укртелеком») соответствующие НН составляют и регистрируют.
А теперь посмотрите, как все это выглядит в бухгалтерских проводках.
Учитываем взаиморасчеты с провайдером телекоммуникаций
Содержание операции | Бухгалтерский учет | |
дебет | кредит | |
1. Отражена стоимость полученных от провайдера телекоммуникационных услуг за месяц (Стусл)(1) | 92 | 685 |
2. Начислен НК со стоимости телекоммуникационных услуг за месяц (Стусл х 20 %) | 644/1 | 685 |
3. Учтен НК при регистрации НН(2) | 641/НДС | 644/1 |
4. Отражена сумма штрафа, причитающегося от провайдера (Сштр)(1) | 377 | 715 |
5. Зачтены задолженности на сумму штрафа (Сштр) | 685 | 377 |
6. Уплачена провайдеру телекоммуникаций сумма Сопл(1) | 685 | 311 |
(1) Согласно полученному счету провайдера телекоммуникаций. (2) Если провайдер телекоммуникаций такую НН составляет и регистрирует на конкретного потребителя услуг (см. об этом выше). |
Подчеркнем еще раз: этот штраф касается всех операторов и провайдеров телекоммуникаций.