«Малоценка» и услуги в учете предпринимателя-общесистемщика

В избранном В избранное
Печать
Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Октябрь, 2017/№ 42
Предприниматель на общей системе приобрел сканер стоимостью 3000 грн. Можно ли включить в расходы стоимость сканера? Или его нужно амортизировать? Можно ли включить в расходы консультационные услуги по налогообложению и услуги по настройке программы для ведения учета в хоздеятельности? Разложим по полочкам!

Как сканеру попасть в расходы

Просто взять и «в лоб» поставить стоимость сканера в расходы, считаем, нельзя. Разумеется, говорим о случае, когда сканер приобретен не как товар для последующей перепродажи, где проблем с расходами нет, а для тех же административных или, например, сбытовых целей. Почему? К сожалению, далеко не все, что предприниматель тратит на бизнес, он может учесть в расходах (и таким образом уменьшить свой налогооблагаемый чистый доход). Как ни прискорбно, но законодатели разрешили общесистемщикам учитывать только те виды расходов, которые прямо перечислены в п. 177.4 НКУ. Причем есть два пути попадания в расходы:

1) потраченные деньги целиком идут в расходы предпринимателя (пп. 177.4.1 — 177.4.4 НКУ);

2) потраченные деньги включаются в расходы постепенно в течение нескольких лет в виде амортизации (пп. 177.4.5 — 177.4.9 НКУ).

Так вот, если взять наш «административный» сканер, то по закону «путь в расходы» ему закрыт в обоих направлениях:

• его стоимость нельзя включить в расходы целиком как прямые материальные расходы, поскольку в большинстве случаев его невозможно отнести к конкретному объекту расходов (напрямую связать с какой-то конкретной выполненной работой, услугой). Наш сканер предназначен для долгой службы в административных/сбытовых целях, а значит, он не проходит через «сито» п.п. 177.4.1 НКУ;

• его нельзя амортизировать, так как по стоимостному критерию сканер не относится к основным средствам в понимании НКУ! А значит, п.п. 177.4.6 НКУ в данном случае попросту не работает.

Основные средства — это активы, предназначенные для использования более 1 года, стоимостью свыше 6000 грн. (п.п. 14.1.138 НКУ).

В понимании НКУ наш сканер — малоценный необоротный материальный актив. Но никаких «бонусов» нам это не дает.

Здесь весьма удивляет либеральное мнение налоговиков (категория 104.05 ЗІР ГФСУ). Они считают, что если малоценные необоротные материальные активы связаны с приобретением товаров (работ, услуг) (т. е. не с конкретным объектом расходов, а с самим процессом закупки), то их стоимость можно учесть в расходах. Правда, в качестве примера налоговики приводят такую «мелочь», как «канцелярские принадлежности и др.». Но в нашем случае сканер не «влазит» в п.п. 177.4.1 НКУ. Это очевидно. Поэтому не советуем «радоваться» этой консультации и пускать в расходы стоимость сканера. В любом случае вы можете попробовать получить от налоговиков письменную индивидуальную налоговую консультацию на этот счет. Если она будет положительной и при этом у вас на руках есть документ, подтверждающий оплату сканера, — дерзайте! Дальнейшие проверки не будут грозить штрафами за «сканер в расходах» (п. 53.1 НКУ). Если же индивидуальная налоговая консультация будет не в вашу пользу, то как быть? Здесь можно предложить два варианта:

1) пользоваться сканером столько, сколько нужно, не включая его стоимость в расходы, а затем продать его. При продаже сканера предприниматель сможет учесть в расходах его покупную стоимость (разумеется, при наличии документа, подтверждающего факт оплаты сканера). Здесь работает п.п. 177.4.1 НКУ: при продаже сканер превращается в товар, поэтому его покупную стоимость можно учесть в расходах*;

* В этом случае в Госреестр обязательно нужно внести вид деятельности с кодом 46.51 (если будете продавать сканер предпринимателю или юрлицу) или 47.19 (если будете продавать сканер гражданину-физлицу).

2) «продать» (а если покупали за наличку — просто отдать) сканер дружественному предпринимателю (например, единоналожнику группы 3), а затем брать его в аренду. В таком случае арендные платежи, равно как ремонт и обслуживание сканера, можно будет смело ставить в расходы на основании п.п. 177.4.4 НКУ, так как сканер — это имущество, которое используется в хоздеятельности. Разумеется, при этом обязательно нужно иметь документы об оплате аренды и доказательства, что сканер используется вами исключительно в хоздеятельности.

Конечно, единоналожнику в такой ситуации придется уплатить единый налог с полученных арендных платежей, зато общесистемщик сэкономит на НДФЛ, ЕСВ и военсборе гораздо больше — 41,5 % от этой же суммы! Неплохо.

Как услугам попасть в расходы

Предприниматели имеют полное право включать в расходы стоимость: услуг рекламы и связи, если эти услуги связаны с их хоздеятельностью; любых других услуг, которые прямо связаны с изготовлением товаров, выполнением работ, предоставлением услуг (п.п. 177.4.4 НКУ).Факт оплаты услуг обязательно должен быть подтвержден документально (платежкой или чеком, банковской выпиской, договором, актом) — п. 177.2 и п.п. 177.4.5 НКУ. Хорошо, если у вас будет еще и подробный письменный отчет исполнителя о выполненных услугах (для подтверждения «реальности» их предоставления).

В то же время услуги из рассматриваемого вопроса, считаем, не входят в обозначенные выше рамки. Это не реклама, не связь, и прямо связать эти услуги с изготовлением товаров, выполнением работ, предоставлением услуг сложно. Да, опять-таки есть невнятный ответ налоговиков, из которого вроде как складывается впечатление, что через расходы «на услуги связи и рекламы» могут быть учтены расходы на покупку литературы, подписку на специализированную периодику (категория 104.05 ЗІР ГФСУ). То есть и наши услуги, по логике, сюда можно «пристроить». Но здесь существует прямое противоречие, поэтому не рекомендуем следовать этим разъяснениям.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить