Консультацию на эту тему в подкатегории 109.20 ЗІР ГФСУ налоговики время от времени освежают. В действующей на сегодняшний день консультации уже не упоминается о том, что нераспечатывание фискальных отчетных чеков приведет к нарушению учета наличных средств. То есть контролеры не будут пытаться признать выручку неоприходованной наличностью. Однако остались другие «неприятности».
Законом об РРО установлено, в частности, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода, обязаны:
• ежедневно печатать на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) фискальные отчетные чеки в случае осуществления расчетных операций (п. 9 ст. 3 Закона об РРО);
• печатать или создавать в электронной форме на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг) контрольные ленты и обеспечивать их хранение в течение трех лет (п. 10 ст. 3 Закона об РРО).
Прямой финансовой ответственности за нарушение порядка печатания/хранения Z-отчетов в Законе об РРО сейчас нет. Однако там предусмотрено, что за нарушение требований этого Закона должностные лица и работники торговли, общественного питания и сферы услуг привлекаются контролирующими органами к административной ответственности (ст. 26 Закона об РРО).
Кроме того, плательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных п. 44.1 НКУ, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение не менее чем 1095 дней (2555 дней — для документов трансфертного ценообразования) со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного НКУ предельного срока предоставления такой отчетности (п. 44.3 НКУ).
К субъектам-нарушителям могут быть применены штрафы в соответствии с п. 121.1 НКУ. В частности, нехранение первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных ст. 44 НКУ сроков их хранения*, влекут за собой наложение штрафа в размере 510 грн.
* Подробнее — в статье «Сроки хранения документов» // «БН», 2016, № 20. Кстати, документы (отчеты, расчеты, перерасчеты, расчетные книжки) о применении РРО нужно хранить не менее 5 лет.
Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, влекут за собой штраф 1020 грн.
В соответствии со ст. 1551 КоАП за нарушение установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг должностные лица привлекаются к административной ответственности в размере от 85 до 170 грн.
Действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто админвзысканию за такие же нарушения, влекут за собой штраф от 170 до 340 грн.
Заметим! Контролеры говорят об админответственности лишь относительно должностных лиц без упоминания о работниках, хотя в ст. 26 Закона об РРО идет речь и об их ответственности.
Объясним, в чем суть. В вопросе речь идет об ответственности в двух ракурсах:
1) за нехранение фискального отчетного чека (в КУРО);
2) за его нераспечатывание.
Если первое нарушение можно отнести к зоне ответственности должностных лиц (не организовано хранение Z-отчетов), то второе нарушение — это уже прямое нарушение именно работника.
Согласно той же ст. 1551 КоАП: нарушение лиц, которые осуществляют расчетные операции, влечет за собой наложение штрафа от 34 до 85 грн., а повторное в течение года — штраф от 85 до 170 грн.
По материалам ЗІР ГФСУ, категория 109.20