За нарушение трудового законодательства работодателю грозят финансовые санкции (ст. 265 КЗоТ), а его должностным лицам — админштрафы (ст. 41 КоАП). Кроме того, за нарушение законодательства о труде грозит уголовная ответственность (ст. 170, 172 — 175 УКУ).
Однако в этой статье мы рассмотрим размеры финансовых санкций и админштрафов за нарушение законодательства о труде.
Финансовые санкции. Отметим, что ст. 265 КЗоТ предусмотрена ответственность в виде штрафов за нарушение законодательства о труде для юридических и физических лиц — предпринимателей, которые используют наемный труд (т. е. работодателей). Такие штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным гл. 27 ХКУ.
Размер штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ, привязан к размеру МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения. Напомним, что с 01.01.18 г. размер МЗП составляет 3723 грн. (ст. 8 Закона о Госбюджете-2018). Пока что такой размер МЗП установлен на весь 2018 год.
Админштрафы. За нарушение трудового законодательства для должностных лиц учреждений (организаций, заведений) предусмотрена административная ответственность в виде штрафов.
Размеры этих админштрафов привязаны к нмдг. При этом в п. 5 подразд. 1 разд. XX НКУ указано: если нормы других законов содержат ссылку на нмдг, то для целей их применения используется сумма в размере 17 грн., кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации некоторых видов правонарушений, для которых сумма нмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной п.п. 169.1.1 НКУ, для соответствующего года.
Следовательно, для целей определения размеров админштрафов, определенных в ст. 41 КоАП, применяют нмдг в размере 17 грн.
Нарушение в оформлении трудовых отношений
Контролирующие органы придирчиво относятся к оформлению трудовых отношений. Главным образом это направлено на борьбу с неоформленными работниками. Соответственно и размеры штрафов за проступок в оформлении трудовых отношений очень большие.
Однако даже добросовестные работодатели могут попасть на штрафной крючок за нарушение в оформлении трудовых отношений. За что именно и в каких размерах? Узнайте из табл. 1 и 2.
Таблица 1. Размер финансовых санкций за нарушение в оформлении трудовых отношений
Вид нарушения трудового законодательства | Нарушаемая норма права | Штраф для работодателя |
1) фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта): | ||
• неоформление с работником трудового договора, в том числе неоформление трудового договора в письменной форме при условии, если соблюдение письменной формы договора является обязательным(1) | 111690 грн. (30 МЗП) | |
• неоформление приказа или распоряжения собственника или уполномоченного им органа о приеме на работу | 111690 грн. (30 МЗП) | |
• неподача органам Государственной фискальной службы Уведомления о приеме работника на работу по форме, приведенной в приложении к постановлению КМУ от 17.06.15 г. № 413 | 111690 грн.(2) (30 МЗП) | |
2) оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное в учреждении | 111690 грн. (30 МЗП) | |
(1) О случаях, когда трудовой договор обязательно заключается в письменной форме, указывается в ч. 1 ст. 24 КЗоТ. (2) Гоструда придерживается позиции: если при трудоустройстве работника работодатель заключил с ним трудовой договор и издал приказ (распоряжение) о приеме на работу, но не подал Уведомление о приеме работника на работу, то такое нарушение этим контролирующим органом рассматривается как фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта). Следовательно, при такой позиции работодателю грозит штраф в размере 111690 грн. за каждого работника, в отношении которого совершено такое нарушение (абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а должностным лицам учреждений — админштраф в размере (общий случай) от 8500 до 17000 грн. (ч. 3 ст. 41 КоАП). Однако сейчас существуют судебные решения, согласно которым неподача Уведомления о приеме работника на работу при наличии заключенного трудового договора и приказа о приеме на работу рассматривается как нарушение других требований трудового законодательства. Тогда за неподачу Уведомления о приеме работника на работу работодателю грозит штраф в размере 3723 грн. (абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а должностным лицам учреждения — штраф в размере (общий случай) от 510 до 1700 грн. (ч. 1 ст. 41 КоАП). К сожалению, такой «лояльный» штраф придется отстаивать в суде, а это сопровождается судебными расходами. |
Таблица 2. Размер админштрафов за нарушение в оформлении трудовых отношений
Вид нарушения трудового законодательства или законодательства о занятости населения | Нарушенная норма права | Штраф для должностного лица учреждения |
Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства | От 8500 до 17000 грн. (от 500 до 1000 нмдг) | |
Повторное на протяжении года совершение указанного нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию | От 17000 до 34000 грн. (от 1000 до 2000 нмдг) |
Здесь также отметим, что размер финансовых санкций за нарушение в оформлении трудовых отношений приведен в абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ.
Подчеркнем: штраф, предусмотренный этой нормой, налагается за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. А вот размеры админштрафов за нарушение в оформлении трудовых отношений определены в ч. 3 и 4 ст. 41 КоАП.
Нарушение в оплате труда
Трудовое законодательство предоставляет работникам гарантии в оплате труда. В случае их нарушения работодателей и их должностных лиц ожидают штрафы. В каких размерах? Узнайте об этом из табл. 3 и 4.
Таблица 3. Размер финансовых санкций за нарушение в сфере оплаты труда
Вид нарушения трудового законодательства | Нарушенная норма права | Штраф для работодателя | Примечание |
1) выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов (выплата зарплаты «в конвертах») (абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) | 111690 грн. (30 МЗП) | Штраф применяется за каждого работника, в отношении которого совершено правонарушение | |
2) нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме (абз. 3 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) | 11169 грн. (3 МЗП) | Размер штрафа, предусмотренного абз. 3 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, не зависит от количества работников, в отношении которых совершено нарушение | |
• выплата зарплаты с нарушением установленных сроков (более чем за один месяц) | 11169 грн. (3 МЗП) | Регламентированные сроки выплаты зарплаты: не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней, и не позднее 7 дней после окончания периода, за который осуществляется выплата | |
• непроведение расчетов при увольнении (более чем за один месяц) | 11169 грн. (3 МЗП) | В общем случае при увольнении работника выплата всех сумм, причитающихся ему от работодателя, осуществляется в день увольнения | |
• задержка в выплате отпускных более чем за один месяц(1) | 11169 грн. (3 МЗП) | Зарплата работникам за время отпуска выплачивается не позднее чем за 3 дня до начала выплаты. Однако работник в заявлении о предоставлении ему оплачиваемого отпуска может указать и более поздний срок для выплаты отпускных | |
3) несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ): | 37230 грн. (10 МЗП) | Штраф применяется за каждого работника, в отношении которого совершено правонарушение | |
3.1) установление оклада в размере меньше, чем размер прожиточного минимума для трудоспособного лица по состоянию на 1 января календарного года | 37230 грн. (10 МЗП) | Минимальный должностной оклад (тарифная ставка) должен быть не меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года | |
3.2) выплата зарплаты в размере меньше, чем МЗП | Закона № 108/95 | 37230 грн. (10 МЗП) | Размер зарплаты работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера МЗП. При этом также должно выполняться требование о доплате до МЗП (в случае необходимости) |
3.3) непроведение индексации зарплаты в установленном законодательством порядке ее проведения | 37230 грн. (10 МЗП(2)) | Индексацию зарплаты осуществляют согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 | |
3.4) нарушение в организации оплаты труда (тарифной системы: тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов) | 37230 грн. (10 МЗП) | В бюджетных учреждениях применяют Единую тарифную сетку разрядов и коэффициентов, схемы должностных окладов, утвержденных на нормативном уровне | |
3.5) несоблюдение норм и гарантий в оплате труда: | 37230 грн. (10 МЗП) | На законодательном уровне определены гарантии в оплате труда | |
• за работу в сверхурочное время | 37230 грн. (10 МЗП) | Оплата труда за работу в сверхурочное время, в выходной, праздничный и нерабочий день оплачивается в двойном размере | |
• в выходные, праздничные и нерабочие дни | 37230 грн. (10 МЗП) | ||
• в ночное время | 37230 (10 МЗП) | Оплата труда в повышенном размере | |
• за время простоя не по вине работника | 37230 (10 МЗП) | Время простоя — не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада) | |
• относительно порядка оплаты труда при невыполнении нормы выработки не по вине работника | 37230 (10 МЗП) | Месячная зарплата не может быть ниже 2/3 тарифной ставки (оклада) | |
• при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника | 37230 (10 МЗП) | Работникам бюджетных учреждений за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, за совмещение профессий (должностей), за расширение зоны обслуживания или увеличение объема производимых работ осуществляется доплата в размере до 50 % оклада | |
• неоплата времени ежегодных (других оплачиваемых) отпусков | 37230 (10 МЗП) | Отпускные рассчитывают согласно Порядку № 100 | |
• за время выполнения государственных или общественных обязанностей | 37230 (10 МЗП) | За работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок | |
• для направляемых для повышения квалификации | 37230 (10 МЗП) | Сохранение места работы и соответствующих выплат. Для работников-бюджетников — согласно постановлению КМУ от 28.06.97 г. № 695. Для медиков также следует учитывать постановление КМУ от 11.05.11 г. № 524 | |
• при направлении на обследование в медицинское заведение для проведения обязательного медосмотра | 37230 (10 МЗП) | Сохранение среднего заработка по месту работы за время пребывания в медзаведении на обследовании | |
• для переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу | 37230 (10 МЗП) | Сохранение предыдущего среднего заработка в течение двух недель или в определенных случаях — за все время выполнения такой работы | |
• для работников, временно переведенных на другую работу, не обусловленную трудовым договором | 37230 (10 МЗП) | Оплата труда не ниже среднего заработка на предыдущей работе | |
• для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, переведенных на более легкую работу | 37230 (10 МЗП) | Сохранение среднего заработка по предыдущей работе | |
• для доноров | 37230 (10 МЗП) | Сохранение среднего заработка за дни обследования и сдачи крови, предоставление дня отдыха с сохранением среднего заработка | |
• во время служебных командировок | 37230 (10 МЗП) | Выплата суточных, стоимость проезда, затраты на наем жилья, оплата труда не меньше среднего заработка. Для работников-бюджетников также следует учитывать постановление КМУ от 02.02.11 г. № 98 и Инструкцию, утвержденную приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59 | |
(1) Если работодатель задержал выплату отпускных меньше чем на месяц, то ответственность за это установлена в виде штрафа в размере одной МЗП (3723 грн.). (2) О штрафе в размере 10 МЗП за непроведение индексации зарплаты указывала Гоструда в письме от 19.05.16 г. № 5548/4/4.3-ДП-16. |
Таблица 4. Размер админштрафов за нарушение в сфере оплаты труда
Вид нарушения трудового законодательства | Нарушаемая норма права | Штраф для должностного лица учреждения |
Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, зарплаты, выплата их не в полном объеме, нарушение срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов, касающихся их трудовой деятельности на этом предприятии, в учреждении, организации или у физического лица — предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. п.), определенного Законом Украины «Об обращениях граждан», или предоставление указанных документов, которые содержат недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде(ч. 1 ст. 41 КоАП) | Нормы КЗоТ, Закона № 108/95 в отношении, в частности, сроков выплаты зарплаты, осуществления других обязательных выплат (подробнее — в табл. 3) | От 510 до 1700 грн. (от 30 до 100 нмдг) |
Повторное в течение года совершение указанного нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, или те же деяния, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида (ч. 2 ст. 41 КоАП) | От 1700 до 5100 грн. (от 100 до 300 нмдг) |
Несоблюдение гарантий для работников-солдат
Если в учреждении не обеспечивают гарантии и льготы для работников, которые привлекаются к выполнению воинских обязанностей, то это также грозит штрафами.
Так, несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины № 2232, «Об альтернативной (невоенной) службе» от 12.12.91 г. № 1975-XII, «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII, грозит работодателю штрафом в размере 10 МЗП (в 2018 году — 37230 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (абз. 5 ч. 2 ст. 265 КЗоТ).
За указанное нарушение на должностных лиц учреждений (организаций, заведений) может быть наложен админштраф в размере от 50 до 100 нмдг (от 850 до 1700 грн.) (ч. 7 ст. 41 КоАП).
О наиболее распространенных гарантиях и льготах для работников, которые выполняют воинские обязанности, нарушение которых может привести к вышеприведенным штрафам, см. в табл. 5.
Таблица 5. Гарантии и льготы для работников, выполняющих воинские обязанности
Получатели гарантий и льгот | Норма права | Содержание гарантии, льготы |
Работники, призванные на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятые на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода со сроком до его окончания или до дня фактического увольнения | Сохранение места работы, должности и среднего заработка в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва | |
Работники, которые во время прохождения военной службы получили ранение (другие повреждения здоровья) и находятся на лечении в медицинских заведениях, а также попали в плен или признаны безвестно отсутствующими, сроком до дня, следующего за днем их взятия на воинский учет в районных (городских) воинских комиссариатах после их увольнения с военной службы в случае окончания ими лечения в медицинских заведениях независимо от срока лечения, возвращения из плена, появления их после признания безвестно отсутствующими или до дня объявления судом их умершими | Сохранение места работы, должности и среднего заработка в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва | |
Граждане Украины, которые проходят подготовку по военно-техническим специальностям с отрывом от производства (на все время подготовки, включая время проезда) | Сохранение места работы, занимаемой должности и среднего заработка, компенсация расходов(1) по найму жилья на период учебы, а также стоимости проезда | |
Граждане Украины для выполнения обязанностей, связанных со взятием на воинский учет, призывом, принятием на военную службу, а также лица, направляемые военкоматами на медосмотр, лечение | Увольнение с работы на это время с сохранением места работы, должности и среднего заработка | |
Военнообязанные, призванные на сборы, и резервисты в военном резерве (на весь период сборов и выполнения обязанностей службы в военном резерве) | Сохранение места работы, занимаемой должности и среднего заработка(2) | |
(1) Эти гарантии и компенсационные выплаты осуществляются в пользу граждан воинскими комиссариатами, которые направляют граждан для подготовки к военной службе за счет средств Минобороны Украины и др. (2) Выплата среднего заработка военнообязанным за весь период сборов и резервистам за время выполнения ими обязанностей службы в военном резерве осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, установленном КМУ (ч. 13 ст. 29 Закона № 2232). Выплата среднего заработка им осуществляется учреждениями и организациями, в которых работают призванные на сборы граждане, со следующим возмещением этих расходов за счет средств, предусмотренных в госбюджете (п. 2 постановления КМУ от 23.11.06 г. № 1644). |
Если работодатель препятствовал «трудовой» проверке
Работодателям, которые препятствовали контролирующим органам при проведении ими проверки по вопросам соблюдения трудового законодательства, грозят максимальные «трудовые» финансовые санкции.
В каких размерах в 2018 году?
Подробную информацию об этом вы найдете в табл. 6.
Таблица 6. Размер финансовых санкций за нарушение при проведении «трудовой» проверки
Правонарушение при проведении «трудовой» проверки | Штраф для работодателя | Особенности |
Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении (абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) | 11169 грн. (3 МЗП) | Касается всех видов проверок, кроме проверок, связанных с выявлением неоформленных работников и выплатами зарплат «в конвертах» |
Совершение действий, предусмотренных абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, при проведении проверки по вопросам выявления нарушений, указанных в абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ (абз. 7 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) | 372300 грн. (100 МЗП) | Касается проверок по вопросам выявления таких нарушений: фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора, оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, выплата зарплаты без ЕСВ |
Другие нарушения трудового законодательства
За нарушение других требований трудового законодательства (кроме определенных в предыдущих разделах) работодателю грозит штраф в размере 1 МЗП (в 2018 году — 3723 грн.).
Подчеркнем: этот штраф применяют за совокупность нарушений, т. е. независимо от количества работников, в отношении которых осуществлено нарушение других требований трудового законодательства.
Кроме того, на должностных лиц учреждений (организаций, заведений) за другие нарушения требований законодательства о труде может налагаться админштраф. Его размер см. в табл. 4 выше.
Другими нарушениями требований трудового законодательства считают нарушение, например, в отношении:
• несообщения работникам за две недели о начале ежегодного отпуска — требование ч. 11 ст. 10 Закона № 504/96 (письмо Гоструда от 25.01.17 г. № 828/4.3/4.1-ДП-17);
• неначисления компенсации потери части зарплаты в связи с нарушением сроков ее выплаты (письмо Гоструда от 19.05.16 г. № 5548/4/4.3-ДП-16);
• неприменения коэффициента корректировки согласно п. 10 Порядка № 100 (письмо Минсоцполитики от 16.08.16 г. № 1143/13/84-16);
• нарушения сроков уведомления об изменении существенных условий труда (ч. 3 ст. 32 КЗоТ);
• временного перевода на другую работу, не обусловленную трудовым договором, без согласия работника в случаях, не указанных в ч. 2 ст. 33 КЗоТ;
• несоблюдения предельных норм по сверхурочным работам, установленных в ст. 65 КЗоТ;
• привлечения работников к работе в выходные дни с нарушением порядка, установленного ст. 71 КЗоТ;
• несоблюдения условий и порядка предоставления ежегодных отпусков, отозвания из отпуска, переноса (ст. 79 КЗоТ, ст. 10 — 12 Закона № 504/96) и т. п.
Выводы
- За нарушения трудового законодательства работодателю грозят финансовые санкции в виде штрафа. Размер штрафа привязан к размеру МЗП, установленному на момент выявления нарушения.
- С 01.01.18 г. размер финансовых санкций изменился, но только из-за увеличения МЗП.
- Должностные лица предприятия/учреждения могут быть привлечены к админответственности за нарушение норм трудового законодательства. Размер админштрафов зависит от размера нмдг, и потому их размер с началом 2018 года не изменился.
Документы и сокращения статьи
УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.
Закон о Госбюджете-2018 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» от 07.12.17 г. № 2246-VIII.
Закон № 108/95 — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.
Закон № 504/96 — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.
Закон № 2232 — Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.
Закон № 5067 — Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.12 г. № 5067-VI.
Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.
МЗП — минимальная заработная плата.
Нмдг — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.