Штрафы за нарушение трудового законодательства: размеры для 2018 года

В избранном В избранное
Печать
Ольховская Александра, эксперт по вопросам оплаты труда
Бухгалтерская неделя Февраль, 2018/№ 9
Нарушение трудового законодательства может откликнуться «серьезными» размерами финансовых санкций и админштрафами. Предупреждаем: с 1 января 2018 года размеры финансовых санкций за нарушение норм законодательства о труде увеличились. Почему? Штрафоопасная статья не подверглась поправкам, но с начала этого года повысился размер минимальной зарплаты. А размер финансовых санкций за нарушение трудового законодательства как раз и привязан к размеру «минималки». Утешительный факт: размеры админштрафов остались на уровне 2017 года. Об актуальных размерах финансовых санкций и админштрафов за нарушение трудового законодательства — в статье.

За нарушение трудового законодательства работодателю грозят финансовые санкции (ст. 265 КЗоТ), а его должностным лицам — админштрафы (ст. 41 КоАП). Кроме того, за нарушение законодательства о труде грозит уголовная ответственность (ст. 170, 172 — 175 УКУ).

Однако в этой статье мы рассмотрим размеры финансовых санкций и админштрафов за нарушение законодательства о труде.

Финансовые санкции. Отметим, что ст. 265 КЗоТ предусмотрена ответственность в виде штрафов за нарушение законодательства о труде для юридических и физических лиц — предпринимателей, которые используют наемный труд (т. е. работодателей). Такие штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным гл. 27 ХКУ.

Размер штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ, привязан к размеру МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения. Напомним, что с 01.01.18 г. размер МЗП составляет 3723 грн. (ст. 8 Закона о Госбюджете-2018). Пока что такой размер МЗП установлен на весь 2018 год.

Админштрафы. За нарушение трудового законодательства для должностных лиц учреждений (организаций, заведений) предусмотрена административная ответственность в виде штрафов.

Размеры этих админштрафов привязаны к нмдг. При этом в п. 5 подразд. 1 разд. XX НКУ указано: если нормы других законов содержат ссылку на нмдг, то для целей их применения используется сумма в размере 17 грн., кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации некоторых видов правонарушений, для которых сумма нмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной п.п. 169.1.1 НКУ, для соответствующего года.

Следовательно, для целей определения размеров админштрафов, определенных в ст. 41 КоАП, применяют нмдг в размере 17 грн.

Нарушение в оформлении трудовых отношений

Контролирующие органы придирчиво относятся к оформлению трудовых отношений. Главным образом это направлено на борьбу с неоформленными работниками. Соответственно и размеры штрафов за проступок в оформлении трудовых отношений очень большие.

Однако даже добросовестные работодатели могут попасть на штрафной крючок за нарушение в оформлении трудовых отношений. За что именно и в каких размерах? Узнайте из табл. 1 и 2.

Таблица 1. Размер финансовых санкций за нарушение в оформлении трудовых отношений

Вид нарушения трудового законодательства

Нарушаемая норма права

Штраф для работодателя

1) фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта):

• неоформление с работником трудового договора, в том числе неоформление трудового договора в письменной форме при условии, если соблюдение письменной формы договора является обязательным(1)

Ч. 1 и 3 ст. 24 КЗоТ

111690 грн.

(30 МЗП)

• неоформление приказа или распоряжения собственника или уполномоченного им органа о приеме на работу

Ч. 3 ст. 24 КЗоТ

111690 грн.

(30 МЗП)

• неподача органам Государственной фискальной службы Уведомления о приеме работника на работу по форме, приведенной в приложении к постановлению КМУ от 17.06.15 г. № 413

Ч. 3 ст. 24 КЗоТ

111690 грн.(2)

(30 МЗП)

2) оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное в учреждении

Ст. 56 КЗоТ

111690 грн.

(30 МЗП)

(1) О случаях, когда трудовой договор обязательно заключается в письменной форме, указывается в ч. 1 ст. 24 КЗоТ.

(2) Гоструда придерживается позиции: если при трудоустройстве работника работодатель заключил с ним трудовой договор и издал приказ (распоряжение) о приеме на работу, но не подал Уведомление о приеме работника на работу, то такое нарушение этим контролирующим органом рассматривается как фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта). Следовательно, при такой позиции работодателю грозит штраф в размере 111690 грн. за каждого работника, в отношении которого совершено такое нарушение (абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а должностным лицам учреждений — админштраф в размере (общий случай) от 8500 до 17000 грн. (ч. 3 ст. 41 КоАП).

Однако сейчас существуют судебные решения, согласно которым неподача Уведомления о приеме работника на работу при наличии заключенного трудового договора и приказа о приеме на работу рассматривается как нарушение других требований трудового законодательства. Тогда за неподачу Уведомления о приеме работника на работу работодателю грозит штраф в размере 3723 грн. (абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а должностным лицам учреждения — штраф в размере (общий случай) от 510 до 1700 грн. (ч. 1 ст. 41 КоАП). К сожалению, такой «лояльный» штраф придется отстаивать в суде, а это сопровождается судебными расходами.

Таблица 2. Размер админштрафов за нарушение в оформлении трудовых отношений

Вид нарушения трудового законодательства или законодательства о занятости населения

Нарушенная норма права

Штраф для должностного

лица учреждения

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства

Ч. 3 ст. 24 КЗоТ,

разд. VII Закона № 5067

От 8500 до 17000 грн.

(от 500 до 1000 нмдг)

Повторное на протяжении года совершение указанного нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию

От 17000 до 34000 грн.

(от 1000 до 2000 нмдг)

Здесь также отметим, что размер финансовых санкций за нарушение в оформлении трудовых отношений приведен в абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ.

Подчеркнем: штраф, предусмотренный этой нормой, налагается за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. А вот размеры админштрафов за нарушение в оформлении трудовых отношений определены в ч. 3 и 4 ст. 41 КоАП.

Нарушение в оплате труда

Трудовое законодательство предоставляет работникам гарантии в оплате труда. В случае их нарушения работодателей и их должностных лиц ожидают штрафы. В каких размерах? Узнайте об этом из табл. 3 и 4.

Таблица 3. Размер финансовых санкций за нарушение в сфере оплаты труда

Вид нарушения трудового законодательства

Нарушенная

норма права

Штраф

для

работодателя

Примечание

1) выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов (выплата зарплаты «в конвертах») (абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

П. 1 ч. 1 ст. 4,

п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ

111690 грн.

(30 МЗП)

Штраф применяется за каждого работника, в отношении которого совершено правонарушение

2) нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме (абз. 3 ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

Ст. 115, 116 КЗоТ,

ст. 24 Закона № 108/95,

ст. 21 Закона № 504/96

11169 грн.

(3 МЗП)

Размер штрафа, предусмотренного

абз. 3 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, не зависит от количества работников, в отношении которых совершено нарушение

• выплата зарплаты с нарушением установленных сроков (более чем за один месяц)

Ст. 115 КЗоТ,

ст. 24 Закона № 108/95

11169 грн.

(3 МЗП)

Регламентированные сроки выплаты зарплаты: не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней, и не позднее 7 дней после окончания периода, за который осуществляется выплата

• непроведение расчетов при увольнении (более чем за один месяц)

Ст. 116 КЗоТ

11169 грн.

(3 МЗП)

В общем случае при увольнении работника выплата всех сумм, причитающихся ему от работодателя, осуществляется в день увольнения

• задержка в выплате отпускных более чем за один месяц(1)

Ст. 21 Закона № 504/96

11169 грн.

(3 МЗП)

Зарплата работникам за время отпуска выплачивается не позднее чем за 3 дня до начала выплаты. Однако работник в заявлении о предоставлении ему оплачиваемого отпуска может указать и более поздний срок для выплаты отпускных

3) несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ):

«Оплатные» нормы КЗоТ,

Закона № 108/95,

Закона № 504/96

37230 грн.

(10 МЗП)

Штраф применяется за каждого работника, в отношении которого совершено правонарушение

3.1) установление оклада в размере меньше, чем размер прожиточного минимума для трудоспособного лица по состоянию на 1 января календарного года

Ст. 96 КЗоТ,

ст. 6 Закона № 108/95

37230 грн.

(10 МЗП)

Минимальный должностной оклад (тарифная ставка) должен быть не меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года

3.2) выплата зарплаты в размере меньше, чем МЗП

Ст. 95 КЗоТ,

ст. 3 и 31

Закона № 108/95

37230 грн.

(10 МЗП)

Размер зарплаты работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера МЗП. При этом также должно выполняться требование о доплате до МЗП (в случае необходимости)

3.3) непроведение индексации зарплаты в установленном законодательством порядке ее проведения

Ст. 95 КЗоТ,

ст. 33 Закона № 108/95

37230 грн.

(10 МЗП(2))

Индексацию зарплаты осуществляют согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078

3.4) нарушение в организации оплаты труда (тарифной системы: тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов)

Ст. 96 КЗоТ,

ст. 6 Закона № 108/95

37230 грн.

(10 МЗП)

В бюджетных учреждениях применяют Единую тарифную сетку разрядов и коэффициентов, схемы должностных окладов, утвержденных на нормативном уровне

3.5) несоблюдение норм и гарантий в оплате труда:

Ст. 12 Закона № 108/95

37230 грн.

(10 МЗП)

На законодательном уровне определены гарантии в оплате труда

• за работу в сверхурочное время

Ст. 106 КЗоТ

37230 грн.

(10 МЗП)

Оплата труда за работу в сверхурочное время, в выходной, праздничный и нерабочий день оплачивается в двойном размере

• в выходные, праздничные и нерабочие дни

Ст. 72, 107 КЗоТ

37230 грн.

(10 МЗП)

• в ночное время

Ст. 108 КЗоТ

37230

(10 МЗП)

Оплата труда в повышенном размере

• за время простоя не по вине работника

Ст. 113 КЗоТ

37230

(10 МЗП)

Время простоя — не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада)

• относительно порядка оплаты труда при невыполнении нормы выработки не по вине работника

Ст. 111 КЗоТ

37230

(10 МЗП)

Месячная зарплата не может быть ниже 2/3 тарифной ставки (оклада)

• при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника

Ст. 105 КЗоТ

37230

(10 МЗП)

Работникам бюджетных учреждений за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, за совмещение профессий (должностей), за расширение зоны обслуживания или увеличение объема производимых работ осуществляется доплата в размере до 50 % оклада

• неоплата времени ежегодных (других оплачиваемых) отпусков

Ст. 21 Закона № 504/96

37230

(10 МЗП)

Отпускные рассчитывают согласно Порядку № 100

• за время выполнения государственных или общественных обязанностей

Ст. 119 КЗоТ

37230

(10 МЗП)

За работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок

• для направляемых для повышения квалификации

Ст. 122 КЗоТ

37230

(10 МЗП)

Сохранение места работы и соответствующих выплат. Для работников-бюджетников — согласно постановлению КМУ от 28.06.97 г. № 695. Для медиков также следует учитывать постановление КМУ от 11.05.11 г. № 524

• при направлении на обследование в медицинское заведение для проведения обязательного медосмотра

Ст. 123 КЗоТ

37230

(10 МЗП)

Сохранение среднего заработка по месту работы за время пребывания в медзаведении на обследовании

• для переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу

Ст. 170 КЗоТ

37230

(10 МЗП)

Сохранение предыдущего среднего заработка в течение двух недель или в определенных случаях — за все время выполнения такой работы

• для работников, временно переведенных на другую работу, не обусловленную трудовым договором

Ст. 33 КЗоТ

37230

(10 МЗП)

Оплата труда не ниже среднего заработка на предыдущей работе

• для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, переведенных на более легкую работу

Ст. 178 КЗоТ

37230

(10 МЗП)

Сохранение среднего заработка по предыдущей работе

• для доноров

Ст. 124 КЗоТ

37230

(10 МЗП)

Сохранение среднего заработка за дни обследования и сдачи крови, предоставление дня отдыха с сохранением среднего заработка

• во время служебных командировок

Ст. 121 КЗоТ

37230

(10 МЗП)

Выплата суточных, стоимость проезда, затраты на наем жилья, оплата труда не меньше среднего заработка. Для работников-бюджетников также следует учитывать постановление КМУ от 02.02.11 г. № 98 и Инструкцию, утвержденную приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59

(1) Если работодатель задержал выплату отпускных меньше чем на месяц, то ответственность за это установлена в виде штрафа в размере одной МЗП (3723 грн.).

(2) О штрафе в размере 10 МЗП за непроведение индексации зарплаты указывала Гоструда в письме от 19.05.16 г. № 5548/4/4.3-ДП-16.

Таблица 4. Размер админштрафов за нарушение в сфере оплаты труда

Вид нарушения трудового законодательства

Нарушаемая норма права

Штраф для должностного

лица учреждения

Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, зарплаты, выплата их не в полном объеме, нарушение срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов, касающихся их трудовой деятельности на этом предприятии, в учреждении, организации или у физического лица — предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. п.), определенного Законом Украины «Об обращениях граждан», или предоставление указанных документов, которые содержат недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде(ч. 1 ст. 41 КоАП)

Нормы КЗоТ, Закона № 108/95 в отношении, в частности, сроков выплаты зарплаты, осуществления других обязательных выплат (подробнее — в табл. 3)

От 510 до 1700 грн.

(от 30 до 100 нмдг)

Повторное в течение года совершение указанного нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, или те же деяния, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида (ч. 2 ст. 41 КоАП)

От 1700 до 5100 грн.

(от 100 до 300 нмдг)

Несоблюдение гарантий для работников-солдат

Если в учреждении не обеспечивают гарантии и льготы для работников, которые привлекаются к выполнению воинских обязанностей, то это также грозит штрафами.

Так, несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины № 2232, «Об альтернативной (невоенной) службе» от 12.12.91 г. № 1975-XII, «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII, грозит работодателю штрафом в размере 10 МЗП (в 2018 году — 37230 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (абз. 5 ч. 2 ст. 265 КЗоТ).

За указанное нарушение на должностных лиц учреждений (организаций, заведений) может быть наложен админштраф в размере от 50 до 100 нмдг (от 850 до 1700 грн.) (ч. 7 ст. 41 КоАП).

О наиболее распространенных гарантиях и льготах для работников, которые выполняют воинские обязанности, нарушение которых может привести к вышеприведенным штрафам, см. в табл. 5.

Таблица 5. Гарантии и льготы для работников, выполняющих воинские обязанности

Получатели гарантий и льгот

Норма права

Содержание гарантии, льготы

Работники, призванные на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятые на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода со сроком до его окончания или до дня фактического увольнения

Ч. 3 ст. 119 КЗоТ

Сохранение места работы, должности и среднего заработка в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва

Работники, которые во время прохождения военной службы получили ранение (другие повреждения здоровья) и находятся на лечении в медицинских заведениях, а также попали в плен или признаны безвестно отсутствующими, сроком до дня, следующего за днем их взятия на воинский учет в районных (городских) воинских комиссариатах после их увольнения с военной службы в случае окончания ими лечения в медицинских заведениях независимо от срока лечения, возвращения из плена, появления их после признания безвестно отсутствующими или до дня объявления судом их умершими

Ч. 5 ст. 119 КЗоТ

Сохранение места работы, должности и среднего заработка в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва

Граждане Украины, которые проходят подготовку по военно-техническим специальностям с отрывом от производства (на все время подготовки, включая время проезда)

Ч. 1 и 2 ст. 13 Закона № 2232

Сохранение места работы, занимаемой должности и среднего заработка, компенсация расходов(1) по найму жилья на период учебы, а также стоимости проезда

Граждане Украины для выполнения обязанностей, связанных со взятием на воинский учет, призывом, принятием на военную службу, а также лица, направляемые военкоматами на медосмотр, лечение

Ч. 2 ст. 21 Закона № 2232

Увольнение с работы на это время с сохранением места работы, должности и среднего заработка

Военнообязанные, призванные на сборы, и резервисты в военном резерве (на весь период сборов и выполнения обязанностей службы в военном резерве)

Ч. 11 ст. 29 Закона № 2232

Сохранение места работы, занимаемой должности и среднего заработка(2)

(1) Эти гарантии и компенсационные выплаты осуществляются в пользу граждан воинскими комиссариатами, которые направляют граждан для подготовки к военной службе за счет средств Минобороны Украины и др.

(2) Выплата среднего заработка военнообязанным за весь период сборов и резервистам за время выполнения ими обязанностей службы в военном резерве осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, установленном КМУ (ч. 13 ст. 29 Закона № 2232). Выплата среднего заработка им осуществляется учреждениями и организациями, в которых работают призванные на сборы граждане, со следующим возмещением этих расходов за счет средств, предусмотренных в госбюджете (п. 2 постановления КМУ от 23.11.06 г. № 1644).

Если работодатель препятствовал «трудовой» проверке

Работодателям, которые препятствовали контролирующим органам при проведении ими проверки по вопросам соблюдения трудового законодательства, грозят максимальные «трудовые» финансовые санкции.

В каких размерах в 2018 году?

Подробную информацию об этом вы найдете в табл. 6.

Таблица 6. Размер финансовых санкций за нарушение при проведении «трудовой» проверки

Правонарушение при проведении «трудовой» проверки

Штраф

для работодателя

Особенности

Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении (абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

11169 грн.

(3 МЗП)

Касается всех видов проверок, кроме проверок, связанных с выявлением неоформленных работников и выплатами зарплат «в конвертах»

Совершение действий, предусмотренных абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, при проведении проверки по вопросам выявления нарушений, указанных в абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ (абз. 7 ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

372300 грн.

(100 МЗП)

Касается проверок по вопросам выявления таких нарушений: фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора, оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, выплата зарплаты без ЕСВ

Другие нарушения трудового законодательства

За нарушение других требований трудового законодательства (кроме определенных в предыдущих разделах) работодателю грозит штраф в размере 1 МЗП (в 2018 году — 3723 грн.).

Подчеркнем: этот штраф применяют за совокупность нарушений, т. е. независимо от количества работников, в отношении которых осуществлено нарушение других требований трудового законодательства.

Кроме того, на должностных лиц учреждений (организаций, заведений) за другие нарушения требований законодательства о труде может налагаться админштраф. Его размер см. в табл. 4 выше.

Другими нарушениями требований трудового законодательства считают нарушение, например, в отношении:

• несообщения работникам за две недели о начале ежегодного отпуска — требование ч. 11 ст. 10 Закона № 504/96 (письмо Гоструда от 25.01.17 г. № 828/4.3/4.1-ДП-17);

• неначисления компенсации потери части зарплаты в связи с нарушением сроков ее выплаты (письмо Гоструда от 19.05.16 г. № 5548/4/4.3-ДП-16);

• неприменения коэффициента корректировки согласно п. 10 Порядка № 100 (письмо Минсоцполитики от 16.08.16 г. № 1143/13/84-16);

• нарушения сроков уведомления об изменении существенных условий труда (ч. 3 ст. 32 КЗоТ);

• временного перевода на другую работу, не обусловленную трудовым договором, без согласия работника в случаях, не указанных в ч. 2 ст. 33 КЗоТ;

• несоблюдения предельных норм по сверхурочным работам, установленных в ст. 65 КЗоТ;

• привлечения работников к работе в выходные дни с нарушением порядка, установленного ст. 71 КЗоТ;

• несоблюдения условий и порядка предоставления ежегодных отпусков, отозвания из отпуска, переноса (ст. 79 КЗоТ, ст. 10 — 12 Закона № 504/96) и т. п.

Выводы

  • За нарушения трудового законодательства работодателю грозят финансовые санкции в виде штрафа. Размер штрафа привязан к размеру МЗП, установленному на момент выявления нарушения.
  • С 01.01.18 г. размер финансовых санкций изменился, но только из-за увеличения МЗП.
  • Должностные лица предприятия/учреждения могут быть привлечены к админответственности за нарушение норм трудового законодательства. Размер админштрафов зависит от размера нмдг, и потому их размер с началом 2018 года не изменился.

Документы и сокращения статьи

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.

Закон о Госбюджете-2018 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» от 07.12.17 г. № 2246-VIII.

Закон № 108/95 — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон № 504/96 — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон № 2232 — Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.

Закон № 5067 — Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.12 г. № 5067-VI.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

МЗП — минимальная заработная плата.

Нмдг — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить