Амортизация и К° у предпринимателя: «с когда» начинать?

В избранном В избранное
Печать
Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Февраль, 2018/№ 9
Предприниматель приобрел транспортное средство в декабре 2017 года и зарегистрировал его в ГАИ. С января 2018 года оно было готово к эксплуатации, но выезжало из гаража только на техконтроль. А вот в феврале началась его коммерческая эксплуатация. С какого месяца можно начинать амортизацию? Можно ли включить в расходы «автогражданку», ГСМ и ремонт? И что с налоговым кредитом по НДС?

Основные правила амортизации у ФЛП

Начнем именно с них:

1) по «устойчивому» мнению налоговиков, амортизировать можно основные средства, купленные после 01.01.17 г. (категория 104.05 ЗІР ГФСУ).

В нашем случае автотранспорт куплен в декабре 2017 года — значит, если есть документы о его покупке, амортизация теоретически возможна;

2) нельзя амортизировать легковые и грузовые автомобили (п.п. 177.4.6 НКУ).

Их законодатель отнес к основным средствам двойного назначения. При этом запрещено:

амортизировать основные средства двойного назначения;

учитывать расходы на приобретение и содержание основных средств двойного назначения.

Без проблем этот запрет проходят автобусы, поскольку даже при желании законодательство не позволяет классифицировать их как грузовой или легковой автомобиль. А вот со всем остальным дело обстоит сложнее.

Так, мы бы считали, что спецтранспорта (автокран, автобетономешалка, мусоровоз, эвакуатор, уборочный автомобиль и т. п.) указанные выше ограничения не касаются, поскольку он не относится ни к грузовым, ни к легковым автомобилям, а предназначен для выполнения специальных работ1.

1 Подробный перечень транспортных средств, которые можно или нельзя амортизировать, вы найдете в статье «Автомобиль двойного назначения у предпринимателя-общесистемщика» // «БН», 2017, № 9.

Однако налоговики с высокой долей вероятности могут думать иначе.

Поэтому по спецтранспорту советуем перестраховаться и получить индивидуальную консультацию от налоговиков с разрешением на амортизацию.

Еще менее «радужная» ситуация с седельными тягачами и полуприцепами, которые налоговики упорно хотят видеть в составе основных средств двойного назначения. Хотя, заметим, здесь не все так однозначно2;

2 Аргументы «за» амортизацию найдете в статье «Амортизация автомобиля у предпринимателя: «первый блин — комом» // «БН», 2017, № 40.

3) амортизационные начисления осуществляются и отражаются в гр. 8 Книги учета доходов и расходов ежемесячно (категория 104.08 ЗІР ГФСУ; письмо ГФСУ от 25.07.17 г. № 16192/6/99-99-13-01-02-15). Месячная сумма амортизации при применении прямолинейного метода определяется делением годовой суммы амортизации на двенадцать.

В свою очередь, годовая сумма амортизации = первоначальная стоимость объекта : количество лет его полезного использования (п.п. 177.4.7 НКУ).

Но с какой даты начинать амортизацию? Сейчас и выясним.

Судя по последним консультациям налоговиков, они считают грузовыми автомобилями и седельные тягачи, и полуприцепы, и, похоже, даже спецтранспорт (письма ГФСУ от 25.07.17 г. № 1351/Б/99-99-13-01-02-14/ІПК и от 20.09.17 г. № 1995/М/99-99-13-01-02-14/ІПК).

Введено в эксплуатацию vs пригодно к эксплуатации

В нашем вопросе предприниматель сомневается, что считать «точкой отсчета» для амортизации.

Опять-таки прежде нужно убедиться в том, что ваше транспортное средство вообще можно амортизировать (о чем мы сказали в предыдущем разделе). Если можно, то читаем далее.

Чтобы разобраться с вопросом, придется обратиться к… бухгалтерской нормативке.

Да-да, ведь больше не к чему.

Так вот, даже бухгалтерская нормативка не дает четкого ответа на этот вопрос.

Итак:

• формально в п. 29 П(С)БУ 7 «Основные средства», п. 26 Методрекомендаций № 5613, п. 55 МСФО 16 «Основные средства» и даже в письме ГФСУ от 25.07.17 г. № 16192/6/99-99-13-01-02-15 сказано, что «начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования». «Пригоден для использования» означает, что объект доставлен на место и приведен в состояние, в котором его можно эксплуатировать так, как решит руководство (п. 55 МСФО 16);

3 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561.

• однако в категории 104.08 ЗІР ГФСУ налоговики разрешают начислять амортизацию с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию основного средства. И обычно юрлица начисляют амортизацию именно так! Так уж сложилось на практике.

По такой логике амортизация возможна с января-2018, если бы транспортное средство было введено в эксплуатацию в декабре-2017.

Здесь отметим, что поскольку предприниматель, в принципе, не обязан вести бухучет, то акт ввода в эксплуатацию он может составить в произвольной форме. За основу можно взять бланк из приказа № 3524 или приказа № 8185.

4 Приказ Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29.12.95 г. № 352.

5 Приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядке их составления» от 13.09.16 г. № 818.

В то же время ввиду того, что имеем дело с предпринимателем, а требования законодательства не четкие и поведение налоговиков предсказать сложно, для перестраховки можно оформить ввод в эксплуатацию январем (после прохождения обязательного технического контроля) и амортизацию начать начислять соответственно с февраля. Вдруг налоговики прицепятся к тому, что согласно ст. 37 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII запрещается эксплуатация транспортных средств, которые подлежат обязательному техническому контролю, но не прошли его.

Пример расчета амортизации

Предположим, что имеем дело с автобусом, первоначальная стоимость которого была 180 тыс. грн. НДС в нее не включили (считаем, что предприниматель сохраняет налоговый кредит по НДС).

Автобус относится к основным средствам группы 3, минимальный срок полезного использования которых — 5 лет (п.п. 177.4.9 НКУ). Следовательно, годовая сумма амортизации:

180000 : 5 = 36000 (грн.).

А ежемесячная амортизация = годовая амортизация : 12, т. е.:

36000 : 12 = 3000 (грн.).

Предположим, что акт ввода в эксплуатацию составлен в январе 2018 года.

В таком случае в 2018 году амортизацию начинаем начислять с февраля: в графе 8 Книги учета доходов и расходов ежемесячно указываем по 3000 грн., а в декларации о доходах за 2018 год покажем амортизацию автобуса:

3000 х 11 месяцев (с февраля по декабрь) = 33000 (грн.).

«Автогражданка», ГСМ и ремонт = (?) ≠ расходы

«Автогражданка» прямо не указана в п. 177.4 НКУ среди расходов общесистемщика. Несмотря на это, совсем недавно налоговики разрешили включать ее в расходы, так как это обязательный вид страхования (письмо ГФСУ от 11.10.17 г. № 2220/А/99-99-13-01-02-14/ІПК, письмо ГУ ГФС в Харьковской обл. от 09.01.18 г. № 86/ІПК/20-40-13-11-12). Надо понимать, как «стоимость приобретенных услуг, прямо связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг» из п.п. 177.4.4 НКУ. Но!

Налоговики советуют не ставить стоимость «автогражданки» в расходы сразу, а учитывать постепенно — равными частями в течение всего срока действия договора страхования. Это логично, прислушайтесь!

В консультациях фискалов есть намек на то, что делать это могут только перевозчики.

Если же вы не предоставляете транспортные услуги третьим лицам, вам, скорее всего, не видать «автогражданки» в своих расходах.

Впрочем, ввиду того, что мнение налоговиков новое и изложено лишь в индивидуальных консультациях, лучше запросить индивидуальную консультацию для себя лично (это касается даже перевозчиков!).

Настоятельно рекомендуем это делать, поскольку «в общем» страховым расходам, пусть и связанным с хоздеятельностью, налоговики в категории 104.05 ЗІР ГФСУ дают «красный свет»: «пунктом 177.4 ст. 177 НКУ определен перечень расходов, непосредственно связанных с получением доходов ФЛП от осуществления хозяйственной деятельности на общей системе налогообложения, который не содержит расходов на страхование, связанных с ведением хозяйственной деятельности. То есть стоимость оплаченных услуг страхования, которые связаны с ведением хозяйственной деятельности, не включается в состав расходов ФЛП на общей системе налогообложения».

Покупку ГСМ можно включить в расходы на основании п.п. 177.4.1 НКУ в пределах норм, утвержденных приказом № 436.

6 Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

Естественно, понадобятся документы, подтверждающие покупку ГСМ и получение дохода от перевозки (договоры, акты, ТТН и т. п.) — категория 104.05 ЗІР ГФСУ.

Ремонт автобуса тоже можно включить в расходы на основании п.п. 177.4.4 НКУ. А вот если речь пойдет о грузовом или легковом автомобиле, то их ремонт в расходы не попадет, так как расходы на содержание основных средств двойного назначения (а ремонт относится к содержанию) — под запретом (п.п. 177.4.5 НКУ, категория 104.05 ЗІР).

НДС

Что касается НДС, уплаченного при покупке легкового или грузового авто (которые, как мы уже выяснили, отнесены к основным средствам двойного назначения), то налоговики сейчас признают право на налоговый кредит, но сразу после госрегистрации авто заставляют начислять «компенсирующее» налоговое обязательство (категория 101.13 ЗІР ГФСУ, письмо ГФСУ от 17.10.17 г. № 2253/C/99-99-13-01-02-14/ІПК). То есть фактически нет права на налоговый кредит.

Спорить с этим можно, увы, лишь в суде.

Что касается автобусов (равно как и других основных средств, которые предпринимателю можно амортизировать и которые он фактически амортизирует), то у налоговиков были здравые мысли, что налоговый кредит по ним сохраняется.

Об этом было сказано в консультации из категории 101.13 ЗІР ГФСУ (ср. 025069200). Хотя сейчас эта консультация и отменена, считаем, что предпосылок для изменения позиции налоговиков нет.

Хорошо хоть НДС, уплаченный при покупке ГСМ (в пределах норм, утвержденных приказом № 43), однозначно можно включить в налоговый кредит без всяких «компенсирующих» обязательств.

Все в порядке и с НДС, уплаченным в связи с ремонтом автобуса.

А вот если вы ремонтируете грузовой или легковой автомобиль (которые НКУ «заклеймил» основными средствами двойного назначения), то фискалы требуют «уничтожить» налоговый кредит «компенсирующим» обязательством (категория 101.13 ЗІР ГФСУ), считая, что основные средства двойного назначения априори не могут использоваться в хоздеятельности.

Опять же, спорить с этим можно, но — в суде.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить