С начала прошлого (2017) года в два раза был увеличен размер минимальной заработной платы (МЗП), к которой привязаны, в частности, ставки налога на недвижимость. Поэтому законодатель предусмотрел, что с 1 января 2017 года и пока местная власть не примет решение о новых ставках местных налогов, ставки единого налога для плательщиков группы 1, налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и сбора за места для парковки транспортных средств применяются с коэффициентом 0,5 (п. 3 разд. ІІ Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» от 20.12.16 г. № 1791-VIII*, далее — Закон № 1791).
* См. статью «Налоговая реформа — 2017. Часть I. Горячие новости» // «БН», 2017, № 1-2.
Но в некоторых регионах органы местного самоуправления так и не утвердили новые ставки местных налогов на 2017 год. А потому у налоговиков спросили: будет ли в 2018 году применяться коэффициент 0,5 к ставкам налога на недвижимость?
В комментируемом письме налоговики настаивают: норма п. 3 разд. ІІ Закона № 1791 действовала только в 2017 году. Главный аргумент — Закон № 1791 определял перечень мер по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году (об этом свидетельствует его название). А вот на 2018 год для обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений был принят Закон Украины от 07.12.17 г. № 2245-VIII**, и в нем не предусмотрено продление применения коэффициента 0,5 к ставкам налога на недвижимость на 2018 год.
** См. статью «Налоговая мини-реформа — 2018» // «БН», 2018, № 1-2.
С таким подходом налоговиков мы не можем согласиться.
Тот факт, что в названии Закона № 1791 упоминается 2017 год, никоим образом не свидетельствует о том, что его нормы действуют только в 2017 году.
В отношении срока применения понижающего коэффициента 0,5 в п. 3 разд. ІІ Закона № 1791, наоборот, прямо указано: этот коэффициент должен применяться с 01.01.17 г. до принятия соответствующим органом местного самоуправления решения об установлении ставок местных налогов и сборов на 2017 год в соответствии с данным Законом.
Конечно, упоминание о ставках налогов и сборов на 2017 год вызывает определенное сомнение. Но здесь законодатель говорит:
• о соответствии таких ставок нормам Закона № 1791;
• о том, что эта норма действует, пока не будет принято решение местного совета о пересмотре «старых» ставок.
Следовательно, есть основания настаивать на том, что нормы п. 3 разд. ІІ Закона № 1791 продолжают действовать в 2018 году.
Судите сами. Если местный совет установил в 2016 году ставку налога на недвижимость в максимальном на то время размере— 3 % от МЗП, то это не значит, что именно такую ставку нужно применять в 2018 году. Ведь на сегодня максимальная ставка налога на недвижимость — 1,5 % от МЗП (п.п. 266.5.1 НКУ). Именно для того, чтобы урегулировать такое несоответствие, законодателем и был предусмотрен понижающий коэффициент 0,5.
В прошлом году местным органам власти дали возможность пересмотреть ставки местных налогов в течение 2017 года (п. 4 разд. ІІ Закона № 1791). Если они этого не сделали, то в 2017 году действовали «старые» ставки единого налога для плательщиков группы 1, налога на недвижимость и сбора за места для парковки транспортных средств с понижающим коэффициентом 0,5.
Если же органы местного самоуправления не установили ставку таких налогов на 2018 год (не привели их в соответствие с Законом № 1791), то мы уверены, что в этом году тоже продолжают действовать «старые» ставки этих налогов с коэффициентом 0,5.
Обратите внимание! Комментируемое письмо — это индивидуальная налоговая консультация. Поэтому ее выводами может (по сути — обязан) пользоваться лишь плательщик, которому она адресована.
Но для остальных плательщиков местных налогов это тоже «звоночек». Ведь тот факт, что такая консультация прошла регистрацию в Едином реестре налоговых консультаций, свидетельствует о том, что такого же подхода будут придерживаться другие органы ГФСУ.