Темы статей
Выбрать темы

Билет на поезд: как и что компенсируем?

Голенко Александр, налоговый эксперт
Не так трудно расшифровать «китайскую грамоту» сумм, закодированных в железнодорожном билете. Труднее примириться с тем, что недалекий законодатель дает поводы (а фискалы ими пользуются) — влезать в чисто внутренние взаимоотношения между командированным работником и его предприятием. Давайте разберемся, какие именно расходы командированного работника согласно его билету на поезд подлежат компенсации без удержаний НДФЛ и ВС, а какие все же придется признать налогооблагаемым доходом.

Казалось бы, что может быть проще?!

Выплатить подотчетнику всю сумму согласно его железнодорожному билету (показатель «ВАРТ») плюс суточные и другие подтвержденные должным образом расходы, не задумываясь об удержании НДФЛ и ВС, да и дело с концом…

Оказывается, не все так просто. Прежде всего покопаемся в железнодорожной нормативке.

Какие суммы зашифрованы в билете?

Составляющие «стоимости проездного документа» определены в п. 10.2 Правил № 1196*, согласно которому в показатель «ВАРТ» обязательно входит:

* Правила перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины, утвержденные приказом Минтранса от 27.12.06 г. № 1196.

1) билет (показатель «КВ.» — так называемая билетная стоимость);

2) плацкарта (показатель «ПЛ.»)**;

** Заметим, что в билете можно встретить один показатель «Тар» вместо суммы «КВ.» + «ПЛ.».

3) НДС (показатель «ПДВ.»);

4) страховой сбор/страховой платеж (показатель «СТР.») — согласно п. 11 Порядка № 252*** проездной документ (в том числе электронный посадочный документ) подтверждает личное (обязательное) страхование пассажира;

*** Порядок обслуживания граждан железнодорожным транспортом, утвержденный постановлением КМУ от 19.03.97 г. № 252.

5) плата за продажу проездного документа/комиссионный сбор (показатель «КЗБ.») — средства, уплаченные за услугу, связанную с оформлением, возвратом, переоформлением проездных документов (п. 1.7 Правил № 1196). Сразу же оговоримся, что речь идет только о том комиссионном сборе, который взимает с покупателя билета сама «Укрзалізниця».

Кстати, налоговики не возражают против компенсации без удержаний и того комиссионного сбора, который взимается при возврате билета в связи с отменой командировки. Об этом говорится в письме ГНСУ от 06.03.12 г. № 3268/5/15-1416.

Кроме того — внимание! — по желанию пассажир может приобретать так называемые сервисные услуги (показатель «СП.»), стоимость которых будет включаться в состав итогового показателя «ВАРТ»;

6) постель (показатель «БІЛ») — эта сумма может быть уплачена в железнодорожной кассе отдельно и тогда подотчетник вместе с билетом (в котором соответственно нет показателя «БІЛ») предоставит в бухгалтерию отдельную квитанцию на оплату постельных принадлежностей (код ЛУ-99к);

7) «ЧАЙ» — чай;

8) «К» — кофе;

9) «П. Н.» — продуктовый набор.

Заметьте: «сервисный» показатель «СП.» дополнительно расшифровывается отдельной строкой как «в т. ч.».

Теперь давайте разберемся, какие из перечисленных составляющих стоимости железнодорожного билета в случае их компенсации превратятся для командированного в дополнительное благо (а значит, из них нужно будет удержать НДФЛ и ВС).

Когда «гуляем на свои»?

Не станем цитировать здесь краеугольный п.п. «а» п.п. 170.9.1 НКУ, а просто констатируем: при наличии билета (на бланке как проездного документа, так и распечатанного на принтере посадочного документа****), приложенного к авансовому отчету, командированному работнику без лишних вопросов (при отсутствии запретов и/или ограничений в утвержденном на предприятии положении о командировках) компенсируются расходы, перечисленные выше в пп. 1 — 6.

**** Проверить его можно по ссылке: booking.uz.gov.ua/check_epd

Напротив, расходы из пп. 7 — 9, как настаивают налоговики, относятся в состав суточных расходов (см. подкатегорию 103.17 ЗІР ГФСУ; письмо ГФСУ от 25.04.18 г. № 1859/6/99-99-13-02-03-15/ІПК). То есть оплачивать их работник должен за счет той суммы суточных, которая была выдана ему на командировку. И особо возражать здесь нечего, поскольку, строго говоря, возместить расходы на питание без удержаний НКУ позволяет только в том случае, если они включены в гостиничные счета.

Соответствующая норма прямо прописана в абзаце втором п.п. «а» п.п. 170.9.1 НКУ. А о безналоговом возмещении таких расходов, включенных в проездной билет, в этом подпункте речи нет вообще.

Разумеется, с разрешения руководителя предприятия и/или согласно внутреннему положению о командировках могут быть выплачены/скомпенсированы и эти суммы. Но тогда из них придется удержать НДФЛ и ВС как с дополнительного блага.

Однако есть и безналоговый вариант. Во внутреннем документе, устанавливающем размер суточных, утвержденном на предприятии, можно оговорить, что в случае когда стоимость чая (питания) включена в проездной документ, суточные уменьшаются на эту сумму. В этом случае работник в авансовом отчете укажет всю стоимость билета, но сумма его суточных будет соответственно уменьшена на стоимость чая (питания).

Однако имейте в виду! Если подобной оговорки в «документе о суточных» предприятия нет, то их на «обычных» (небюджетных) предприятиях выплачивают в полном размере (независимо от того, обеспечивает работников питанием принимающая сторона или стоимость питания включена в гостиничный счет либо проездные документы).

Признают это и налоговики, что следует из письма ГНСУ от 31.03.12 г. № 5742/6/15-1415 (ср. ).

Что с «билетным» НДС?

Обратите внимание! Все показатели внутри скобок, в которых расшифрована величина показателя «ВАРТ», даны без НДС. Напротив, цена услуг, включенных в состав показателя «СП.» и расшифрованных отдельной строкой после «в т. ч.», дается с НДС, причем эти суммы налога соответственно учтены и в показателе «ПДВ.».

Понятно, что невозмещение командированному сумм на питание, входящих в состав показателя «СП.», влечет за собой необходимость начисления в пропорциональной части показателя «ПДВ.» «компенсирующих» налоговых обязательств по НДС согласно п. 198.5 НКУ. Напомним, что в данном случае основанием для отражения налогового кредита по НДС служит сам «транспортный билет» (п.п. «а» п. 201.11 НКУ).

«ПриватБилет»: как компенсировать сервисный сбор?

В завершение пару слов о компенсации расходов командированному, купившему электронный железнодорожный билет через каналы «ПриватБанка». Проблема тут в том, что сумма дополнительно уплаченного при этом сервисного сбора (комиссии) за приобретение проездного документа, во-первых, не включается в состав показателя «ВАРТ» (т. е. не подтверждается распечаткой собственно посадочного документа). А во-вторых, не реализована возможность получить/распечатать копию платежного поручения на сумму такого сервисного сбора.

Получается, что за неимением должного подтверждающего расчетного документа эту сумму нельзя компенсировать на общих основаниях без удержаний. А можно лишь с разрешения руководителя (ну или согласно положению о командировках) и, разумеется, с удержанием НДФЛ и ВС.

Вот такие «железнодорожно-командировочные» выкрутасы!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше