Кого будут проверять?
Закон № 2042 «покрывает» операторов рынка пищевых продуктов, кормов, операторов мощностей. А в целях осуществления госконтроля на границе и в странах-экспортерах (разд. VII Закона № 2042) — еще и операторов рынка в сфере обращения с побочными продуктами животного происхождения.
Если вам близка эта тема, то вы уже слышали о регистрации мощностей операторами рынка и знаете, что означают основные термины.
Но давайте все же вспомним, кто такие операторы рынка. Ответ находим в п. 55 ч. 1 ст. 1 Закона № 771**.
Так, оператором рынка пищевых продуктов (оператором рынка) являются, в частности:
а) хозсубъект, управляющий мощностями, на которых осуществляются первичное производство, производство, реализация и/или оборот пищевых продуктов и/или иные санитарные мероприятия (кроме материалов, контактирующих с пищевыми продуктами);
б) обычное физлицо (не ФЛП), занимающееся производством и/или оборотом пищевых продуктов или иных объектов санмероприятий.
Мощности же — это сооружения или комплекс сооружений, помещения, здания, оборудование и иные средства (включая транспортные), а также территория, которая используется в производстве и/или обороте объектов санмероприятий (п. 69 ч. 1 ст. 1 Закона № 771).
Закон № 2042: что на поверхности?
О чем Закон № 2042? Он устанавливает «правила игры» для контроля за соблюдением операторами рынка законодательства о пищевых продуктах, кормах, здоровье и благополучии животных, а также законодательства о побочных продуктах животного происхождения во время ввоза (пересылки) таких побочных продуктов на таможенную территорию Украины.
Закон № 2042 вступил в силу с 04.04.18 г. Однако он «заработал» с этой даты не в полном объеме.
Положения об обязательности проставления на продукции идентификационного значка (ч. 2 ст. 32 Закона № 2042) будут действовать с 04.07.19 г.
С 05.07.20 г. вступят в силу положения об:
• обязательности прохождения обучения и квалифэкзамена работниками бойни, которым поручат выполнять функции помощника инспектора по контролю за свежим мясом птицы и зайцеподобными (п. 2 ч. 2 ст. 31 Закона № 2042);
• предоставлении информации о пищевой цепочке при забое животных (положения ч. 1 — 4 ст. 34 Закона № 2042);
• экспорте продуктов только(!) из стран, внесенных в реестр стран и мощностей, из которых разрешается ввоз (пересылка) продуктов на таможенную территорию Украины (положения ч. 1 ст. 61 Закона № 2042).
Кто может проверять? Проверять будут представители Госпродпотребслужбы и ее территориальных органов.
При этом напомним, что в «пищевой сфере» мораторий на плановые и особый порядок внеплановых мероприятий контроля для этих органов не действуют (см. постановление КМУ от 18.12.2017 г. № 1104).
«В гости» имеют право заявиться госинспекторы и госветинспекторы, а также их помощники. Более того, некоторые «контрольные» полномочия могут получить (ст. 9 Закона № 2042):
1) официальные ветврачи;
2) уполномоченные ветеринары;
3) работники бойни, которым поручили обязанности помощника ветинспектора;
4) уполномоченные лаборатории (в том числе референс-лаборатории).
Как будут проверять?
Среди форм контроля: аудит, инспектирование, предзабойный и послезабойный осмотр, отбор образцов, лабораторные исследования (испытания), документальные проверки, проверки соответствия, физические проверки. Последние три касаются пересечения «пищевым» грузом границы Украины.
Так, в рамках документальной проверки проверяют международный сертификат и иные документы с информацией о соответствии груза «пищевому» законодательству (п. 11 ч. 1 ст. 1 Закона № 2042).
Проверка соответствия представляет собой визуальный осмотр и проводится для того, чтобы выяснить, отвечает ли международный сертификат (сертификаты) и/или документы, сопровождающие груз, маркировке и содержимому груза, ввозимого (пересылаемого) в Украину (п. 28 ч. 1 ст. 1 Закона № 2042).
Физическая же проверка — это проверка транспортных средств, упаковки, маркировки, температуры, отбор образцов, проведение простых и/или лабораторных исследований (испытаний) для того, чтобы проверить соответствие ввозимого в Украину груза «пищевому» законодательству (п. 39 ч. 1 ст. 1 Закона № 2042).Также «контролеры» могут осуществлять государственный мониторинг. Обратите внимание: результаты аудита обязательно учитываются во время определения степени риска оператора рынка (мощности) и периодичности осуществления планового «контроля»
Инспектирование же предусматривает проверку соответствия деятельности операторов требованиям по поводу: (1) гигиены; (2) плана корректирующих действий, разработанного и примененного оператором рынка по результатам предыдущих проверок; (3) инцидентов, связанных с безопасностью пищевых продуктов и/или кормов.
Эта форма контроля может включать проверку:
• мощностей, прилегающей территории, помещений, оборудования и инвентаря, транспортных средств, а также пищевых продуктов и кормов;
сырья, ингредиентов, вспомогательных материалов для переработки, которые используются для приготовления и производства пищевых продуктов и кормов, полуфабрикатов;
• предметов и материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;
• средств и процессов уборки и ухода, а также пестицидов;
• маркировки, внешнего вида и рекламы.
Форму акта и конкретные вопросы в рамках проверки вы можете найти в приказе Минагрополитики от 06.02.17 г. № 42.
Права «контролеров»
Что же могут госинспекторы и госветинспекторы? Самые, на наш взгляд, важные — это права (полный список см. в ст. 11 Закона № 2042):
• отбирать образцы с целью проверки соответствия «пищевому» законодательству;
• проверять документы по соблюдению операторами рынка «пищевого» законодательства и получать их копии;
• по обращению оператора рынка выдавать (заполнять) международные сертификаты, подтверждающие соответствие «пищевых» грузов, экспортируемых из Украины, требованиям страны назначения или требованиям законодательства Украины. Проверяющие также могут осуществлять фото- и видеофиксацию «проверки» (ч. 10 ст. 18 Закона № 2042). Хотя сама Госпродпотребслужба настаивает на обязанности инспектора использовать видеофиксацию (см. приказ Госпродпотребслужбы от 20.12.17 г. № 1207).
Отдельно выделим то, что «контролер» имеет право беспрепятственного доступа без предупреждения к мощностям во время их работы.
Исключение из «правила внезапности» — аудит и другие случаи, «когда такое предупреждение является необходимым условием обеспечения эффективности» госконтроля (ч. 3 ст. 18 Закона № 2042). Что за «другие случаи» — непонятно. Надеемся, что подзаконная нормативка разъяснит этот вопрос.
Обратите внимание, только главный госинспектор и главный госветинспектор (в том числе Главный государственный инспектор Украины и Главный государственный ветеринарный инспектор) могут, кроме того, что мы перечислили, еще и принимать решение об:
• исправлении маркировки пищевых продуктов, иных объектов санмероприятий и кормов;
• уничтожении, отзыве и/или изъятии из оборота пищевых продуктов и/или кормов, которые не отвечают «пищевому» законодательству;
• временном прекращении производства и/или оборота пищевых продуктов и/или кормов, если они угрожают жизни и/или здоровью человека (животного).
Также «главные» уполномочены выдавать, переоформлять, временно приостанавливать, аннулировать и возобновлять действие эксплуатационных разрешений и привлекать к «контрольным» мероприятиям правоохранительные органы.
Теперь поговорим о хозсубъектах-пищевиках.
Права и обязанности операторов рынка
Полный перечень прав — в ст. 15 Закона № 2042. Мы же перечислим самые, на наш взгляд, важные. Итак, во время «проверок» оператор рынка может:
• проверять наличие у «контролеров» служебного удостоверения (документа, удостоверяющего личность);
• получать копии направления на проведение инспектирования или аудита;
• присутствовать во время проведения «контрольных» мероприятий, привлекать к осуществлению таких мероприятий юридических и физических лиц (если последние не препятствуют осуществлению соответствующих мероприятий). Очевидно, в эту когорту входят и адвокаты или юрисконсульты;
• требовать неразглашения информации с ограниченным доступом, принадлежащей оператору рынка. Этому праву корреспондирует обязанность проверяющего не разглашать такую информацию (п. 4 ст. 10 Закона № 2042);
• предоставлять в письменной форме свои пояснения, замечания или возражения к актам госнадзора, актам отбора образцов в течение пяти рабочих дней со дня получения таких актов операторами рынка;
• обжаловать неправомерные решения, действия и бездействие должностных «пищевых контролеров»;
• на возмещение в порядке, установленном ГКУ, ущерба (убытков), причиненного (полученных) в результате неправомерных решений, действий или бездействия должностных лиц «пищевых» контролирующих органов;
• на проведение фото- и видеофиксации «проверки» (ч. 10 ст. 18 Закона № 2042).
Кроме того, обратите внимание: оператор рынка имеет право не допускать госинспекторов (госветинспекторов) к инспектированию и аудиту. Но только если:
а) инспектирование или аудит осуществляется с нарушением требований по поводу периодичности инспектирования и аудита, установленного ежегодным планом госконтроля, и в случае отсутствия оснований для проведения внеплановых мероприятий контроля;
б) госинспектор (госветинспектор) не предоставил копии документов, предусмотренных Законом № 2042, или если предоставленные документы не соответствуют требованиям этого Закона;
в) госинспектор (госветинспектор) не внес запись о «контрольном» мероприятии в журнал регистрации мероприятий госнадзора (контроля) (в случае предоставления такого журнала оператором рынка). При этом вести такой журнал — это право хозсубъекта. Если проводится инспектирование или аудит, то проверяющий должен внести запись в этот журнал до начала проведения такого мероприятия.
Оператор рынка обязан, в частности, получать экземпляр предписания, распоряжения, решения, акта и т. д., составленного по результатам госконтроля. Поэтому игнорировать «послания» от проверяющих не стоит (полный перечень обязанностей см. в ст. 16 Закона № 2042).
«Пищевая» ответственность
К сожалению, здесь порадовать нечем. Штрафы огромные. Но под угрозой жизнь и здоровье людей!
Самый крупный штраф: в размере 50 МЗП* (186150 грн.**) — для юрлиц и 40 МЗП (148920 грн.) — для физлиц.
* Минимальная заработная плата.
** Суммы в гривнях указаны из расчета минимальной заработной платы по состоянию на 01.01.18 г.
Он предусмотрен за невыполнение (несвоевременное выполнение) решения главного госинспектора (главного госветинспектора) о временном прекращении производства и/или оборота пищевых продуктов и/или кормов.
Минимальный же штраф составляет: 5 МЗП (18615 грн.) — для юрлиц и 3 МЗП (11169 грн.) — для физлиц. Так наказывают, например, тех, кто предлагает к реализации (реализует) непригодные пищевые продукты или корма.
Радует то, что Закон № 2042 разрешает исправить определенные ошибки «без последствий». В таком случае инспектор выдаст оператору рынка предписание по устранению нарушений без оформления протокола. Но для этого нужно, чтобы хозсубъект «прокололся» впервые в течение последних трех лет перед этим нарушением. Кроме того, исправиться можно только при нарушениях, предусмотренных пп. 2 — 4, 6, 8, 9, 11, 12 ч. 1 ст. 65 Закона № 2042 (ср. ). Так можно сделать, например, в случае невведения на мощностях постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР) (п. 4 ч. 1 ст. 65 Закона № 2042).
Действующее «пищевое» законодательство требует обязательного введения НАССР.
Но сроки введения НАССР следующие (п.п. 1 п. 1 разд. ІІ Закона Украины от 22.07.14 г. № 1602-VII):
а) с 20.09.17 г. — для мощностей, осуществляющих деятельность с пищевыми продуктами, в составе которых есть непереработанные ингредиенты животного происхождения (кроме малых мощностей);
б) с 20.09.18 г. — для мощностей, осуществляющих деятельность с пищевыми продуктами, в составе которых отсутствуют необработанные ингредиенты животного происхождения (кроме малых мощностей);
в) с 20.09.19 г. — для малых мощностей.
При этом НАССР не вводится операторами рынка, которые осуществляют первичное производство, а также, в частности, транспортировку, хранение и обработку первичной продукции в месте первичного производства. Но только если состояние таких продуктов существенно не меняется. Также освобождение от НАССР касается транспортировки живых животных, предназначенных для потребления человеком, транспортировки с места первичного производства к мощности продуктов растительного происхождения, продуктов рыболовства, продуктов охоты (ч. 2 ст. 21 Закона № 771).
Конечно, в одном материале невозможно охватить все нюансы. Каждая из процедур достойна отдельной статьи. Но мы прошлись по основным «точкам» Закона № 2042.
Будет ли работать этот акт так, как нам обещают? Покажет время.
Выводы
- Закон № 2042 в целом (кроме отдельных его положений) вступил в силу с 04.04.18 г.
- Госинспекторы и госветинспекторы имеют право беспрепятственного доступа к мощностям во время их работы без предупреждения.
- Действующее «пищевое» законодательство требует обязательного введения процедур НАССР. Но этот процесс «растянут» во времени.