(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Перейти к номеру...
  • № 19
  • № 17-18
  • № 16
  • № 15
  • № 14
  • № 13
  • № 12
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
1/25
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Май , 2018/№ 20

Мотивационные выплаты: будет ли налоговый кредит

Письмо ГФСУ от 16.04.18 г. № 1611/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

Уже все привыкли к «мантре» контролеров о том, что мотивационные и стимулирующие выплаты (премии, бонусы, другие поощрения), выплачиваемые производителем товара в пользу дилеров (покупателей) за достижение ими соответствующих показателей, являются не чем иным, как оплатой маркетинговых услуг.

Налоговые обязательства (НО). Не изменили налоговики себе и в комментируемом письме. В который раз фискалы повторяют: мотивационные и стимулирующие выплаты непосредственно связаны со стимулированием сбыта продукции, а значит, вписываются в определение маркетинговых услуг, прописанное в п.п. 14.1.108 НКУ. Соответственно, вознаграждение, выплачиваемое производителем товаров дилеру, является компенсацией стоимости таких услуг.

Конечно, с таким подходом иногда можно согласиться. Ведь если по условиям договора дилер берет на себя обязательства по продвижению товаров и стимулированию их сбыта — действительно можно говорить об оказании маркетинговых услуг.

Совсем другое дело, если по условиям договора дилер дополнительных обязательств на себя не берет и специальных действий, направленных на продвижение товаров, не выполняет (его вознаграждение зависит только от объема купленной партии товаров). Тогда нет и оснований говорить о налогооблагаемой поставке услуг. К сожалению, контролеры предпочитают на это закрывать глаза и продолжают при проверках, обнаружив доходы в виде таких выплат, доначислять НДС с этих сумм.

Что ж, тогда только один выход — идти в суд? Однако в этом случае никто не сможет гарантировать, что судебные органы поддержат плательщика НДС. Ведь судебная практика далеко не однозначна.

Так, в одних случаях судебные органы защищают налогоплательщиков (определение Днепропетровского апелляционного админсуда от 07.06.17 г. № 808/3341/16 и определение Одесского апелляционного админсуда от 06.04.17 г. № 821/1234/16).

В других — претензии налоговиков о начислении НДС на сумму полученных бонусов признают правомерными (определение ВАСУ от 18.10.17 г. по делу № К/800/14701/17).

Отсюда вывод: при получении каких-либо мотивационных выплат безопаснее признать их платой за маркетинговые услуги и начислить НДС-обязательства. На сумму начисленного налога нужно оформить НН и зарегистрировать ее в ЕРНН. Базу налогообложения при выплате бонусов определяют по правилам п. 188.1 НКУ (ею будет сумма полученных выплат).

Но это еще не самое интересное.

Налоговый кредит (НК). Если по операции поставщик должен начислить НО по маркетинговой услуге, то покупатель такой услуги имеет право на налоговый кредит. И это следует не только из закона сохранения энергии, а прямо прописано в п. 198.3 НКУ. Однако при проверках налоговики часто сомневаются в реальности таких операций и «вырезают» такой НК по ним. Поэтому у контролеров спросили: каким документом нужно оформлять такие «виртуальные» услуги?

В комментируемом письме налоговики даже не упомянули о том, что у производителя есть возможность сформировать НК по такой операции. А за разъяснениями по заполнению первичного документа и возможности включения в состав расходов на сбыт сумм мотивационных выплат они посоветовали обратиться в Минфин.

На наш взгляд, отразить НК по такой операции можно, если она будет подтверждена актом предоставленных услуг. Но! При этом в таком документе следует обязательно привести детальный перечень действий, совершенных дилером, а не просто фразу «надано маркетингові послуги» (иначе такой документ не признают в качестве надлежащего документа ни налоговики, ни суды).

Кроме того, можно использовать альтернативные варианты — дилера можно мотивировать скидками вместо выплат (подробнее — в консультации «Мотивационные выплаты торговым сетям: «подводные камни» налогового учета» // «БН», 2017, № 41).

Понравилась статья?

Выберите свой вариант подписки, чтобы получить доступ ко всем номерам журнала «Бухгалтерская неделя».

journal_img
Печатная версия + электронная версия 350.00 грн. в месяц Подписаться Оставить заявку
journal_img
Электронная версия 280.00 грн. в месяц Подписаться Оставить заявку
мотивационные выплаты, стимулирующие выплаты, налоговый кредит добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье