Для начала давайте вспомним, что такое ТТН и в каких случаях она составляется. В этом нам помогут Правила № 363*.
ТТН как первичка: теория
Итак, ТТН (в общем случае говорим о документе по форме, приведенной в приложении 7 к Правилам № 363) является основным документом на перевозку грузов. Это не документ строгого учета, его форма может отличаться от той, которую предлагают Правила № 363. Однако ТТН в любом случае должна содержать информацию о (п. 11.1 Правил № 363):
• названии документа, дате и месте его составления;
• наименовании перевозчика и/или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя;
• наименовании и количестве груза, его основных характеристиках и признаках, которые дают возможность однозначно идентифицировать этот груз;
• автомобиле (марка, модель, тип, регистрационный номер), прицепе/полуприцепе (марка, модель, тип, регистрационный номер);
• пунктах загрузки и разгрузки с указанием полного адреса, должности, фамилии и подписи ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и/или экспедитора.
ТТН составляет грузоотправитель (заказчик) в количестве не менее четырех экземпляров. Первый экземпляр остается у грузоотправителя, второй — передается грузополучателю, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписью грузополучателя, передаются перевозчику. А значит, информация, которая содержится в ТТН, и правила ее составления фактически дают возможность грузоотправителю (продавцу) зафиксировать в ТТН отгрузку товара.
А грузополучателю (покупателю) — другим экземпляром той же ТТН вполне можно зафиксировать оприходование товара.
Но на практике не все так просто.
ТТН как первичка: практика
Вышеприведенный подход к роли ТТН в первичном учете операций является чрезвычайно привлекательным, ведь он позволяет «сэкономить» на составлении расходных накладных и других подобных документов. При указанном подходе приобретает особое бухгалтерское значение то обстоятельство, что ТТН согласно Правилам № 363 — это единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, который предназначен для:
• списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения;
• оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета;
• расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.
Поэтому, казалось бы, все замечательно — составили ТТН и ни о каких других первичных документах беспокоиться не надо! Ведь ТТН пригодится и чтобы продавцу товары списать, и чтобы покупателю их оприходовать, и чтобы перевозчику выполненную работу учесть, и чтобы заказчику перевозки свои расходы подтвердить.
Но фискалы против такой «комбинации»! Они настаивают на том, что ТТН только подтверждает факт предоставления услуг по перевозке товаров и является одним из дополнительных (но не основных!) документальных свидетельств о реальности осуществления хозяйственной операции по поставке товаров (см. письмо ГФСУ от 19.02.18 г. № 654/6/99-99-14-03-03-15/ІПК, письмо ГУ ГФС в Ровенской обл. от 07.10.16 г. № 2388/10/17-00-12-02-10 и разъяснение ГУ ГФС в Херсонской обл. от 25.09.17 г.**). Поэтому, по мнению фискалов, изложенному в вышеупомянутых разъяснениях, единственное, что можно подтвердить с помощью ТТН, — это расходы на перевозку.
** См.: http://kherson.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/311038.html.
Выходит, что, по мнению фискалов, списать собственными силами перевозимые товары только на основании ТТН грузоотправитель не может. Как и грузополучатель не может их оприходовать только на основании ТТН. Мол, для этих целей составляйте расходную накладную.
Правда, кое-где фискалы таки признают, что ТТН является первичным документом, который дает право на учет стоимости ТМЦ в составе расходов (см. «Вестник. Официально о налогах», 2017, № 33, с. 38). Однако публикация в официальном издании ГФСУ не имеет статуса налоговой консультации в понимании ст. 52 НКУ. Поэтому без индивидуальной консультации с аналогичным выводом надеяться на указанное разъяснение не стоит.
Свежая судебная практика, с одной стороны, вроде бы смягчает вывод фискалов. Суды справедливо отмечают, что ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом, а ее отсутствие не может свидетельствовать об отсутствии реальных хозяйственных операций. Это известная истина, но она «меркнет» рядом с другим выводом, который Верховный Суд принялся повторять из решения в решение в 2018 году. В этом, основном своем выводе суды фактически подтверждают тезисы фискалов: ТТН не является документом первичного бухгалтерского учета, который подтверждает обстоятельства приобретения и продажи товарно-материальных ценностей (см. постановления ВС от 06.02.18 г. по делу № 816/166/15-а, от 27.03.18 г. по делу № 2а-8766/12/1370, от 17.04.18 г. по делу № 816/1587/17, от 21.08.18 г. по делу № 816/786/15-а, от 04.09.18 г. по делу № 818/1249/17 и определение ВАСУ от 14.03.17 г. под № К/800/26970/15***).
*** См. соответственно: http://reyestr.court.gov.ua/Review/72029159, http://reyestr.court.gov.ua/Review/73021595, http://reyestr.court.gov.ua/Review/73424867, http://reyestr.court.gov.ua/Review/76002544, http://reyestr.court.gov.ua/Review/76273141, http://reyestr.court.gov.ua/Review/65489678.
Таким образом, на данный момент тенденция (как в разъяснениях налоговых органов, так и в судебной практике) не способствует тому, чтобы считать ТТН полноценным заменителем расходной накладной.
Поэтому рисковать и надеяться, что «одинокая» ТТН поможет вам одновременно оформить не только расходы на перевозку, но и списание/оприходование перевозимого товара, не рекомендуем. Лучше все-таки согласиться с фискалами и действовать по принципу «расходная накладная — для товара, ТТН — для услуг на перевозку». Если ситуация изменится — мы вам об этом сообщим.
Выводы
- Информации, которая содержится в ТТН, теоретически достаточно для того, чтобы подтверждать не только расходы на перевозку, но и списание/оприходование перевозимых товаров.
- Фискалы в основной массе своих разъяснений настаивают, что ТТН может быть подтверждающим документом только для услуг по перевозке товаров.
- Верховный Суд в 2018 году неоднократно заявлял, что ТТН не является первичным документом, который подтверждает продажу и приобретение перевозимых товаров.