Главная цель комментируемого Закона — внедрение механизма «единого окна» на таможне. То есть упрощение процедур ВЭД-торговли и сокращение потерь времени хозяйствующими субъектами на осуществление процедур оформления товаров — за счет того, что предприятие/декларант через «единое окно» подает один раз в электронной форме унифицированный набор сведений, которые должны использоваться всеми контролирующими органами при проведении соответствующих таможенных процедур оформления товаров и транспортных средств.
Заметим, что чисто декларативно принцип «единого окна» присутствовал в ст. 319 Таможенного кодекса Украины и ранее, но реально он не работал из-за отсутствия необходимой регламентации в других профильных нормативно-правовых актах.
Приняв этот Закон, Украина выполнила свои международно-правовые обязательства в рамках Мировой организации торговли.
Закон гармонизирует названия и содержание действующих видов пограничного контроля ввозимых товаров и транспортных средств с европейской практикой, сводя последние к:
• таможенному контролю ГФСУ;
• пограничному контролю Государственной пограничной службы;
• ветеринарно-санитарному, фитосанитарному и госконтролю за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения вновь созданной Государственной службой по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.
Прежние функции экоинспекции перераспределены между таможенниками и пограничниками.
Обращает на себя внимание установление конкретных сжатых сроков на выполнение контрольных процедур.
Важно: в течение 180 дней со дня вступления Закона в силу будет исключена необходимость предоставления документов офлайн в бумажной форме, для чего заработает единый государственный информационный веб-портал «Единое окно для международной торговли».
Соответствующий порядок взаимодействия между декларантами (их представителями) и контролирующими/разрешительными органами в рамках механизма «единого окна» еще должен утвердить Кабмин. Подождем…
Примечательно: ГФСУ обязана определить конкретные виды товаров, перемещение которых через границу в соответствующем направлении запрещено, и разместить их коды УКТ ВЭД как на своем веб-сайте, так и на указанном веб-портале «Единое окно для международной торговли».
Кстати, выпуск в свободное обращение издательской продукции, которая имеет происхождение или изготовлена в стране-агрессоре (России), возможен будет только с отдельного разрешения Мининформполитики.
Вообще, о «глобальном» характере Закона свидетельствует тот факт, что соответствующие изменения вносятся им сразу в тридцать пять законодательных актов! Поэтому прокомментировать здесь каждое из них нереально…
Обратите внимание: Закон вступит в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования (на момент подготовки этого материала не опубликован).
В заключение заметим, что по давней привычке законодатель прицепил к Закону, конечно же, нужную, но абсолютно не профильную норму: «попутно» решен (в п. 166.3 НКУ) вопрос о предоставлении налоговой скидки по НДФЛ внутренне перемещенным лицам по уплачиваемой ими арендной плате по договору аренды жилья (квартиры, дома).