С 1 января 2018 года в «программном» льготном п. 261 подразд. 2 разд. XX НКУ четко прописали, что к программной продукции относится и доступ к интернет-сайтам/онлайн-сервисам. То есть «услуги доступа» к интернет-сайтам и/или онлайн-сервисам также охвачены льготой по НДС (освобождены от НДС).
Но несмотря на законодательно закрепленную норму, на деле все оказалось не так-то просто.
Во-первых, в действующем законодательстве нет определения термина «онлайн-сервис».
А значит, четко определить, какие именно услуги льготируются, достаточно трудно, что порождает проблемы с применением льготы. К слову, в письме ГФСУ от 03.08.18 г. № 3411/6/99-99-15-03-02-15/ІПК налоговики отмечали, что на Минэкономики еще Планом мероприятий по поддержке развития индустрии программной продукции Украины на 2016 год были возложены обязательства разработать проект закона о внесении изменений в ГКУ и Закон Украины «О государственной поддержке развития индустрии программной продукции» от 16.10.12 г. № 5450-VI относительно определения терминов «программная продукция», «поставка программной продукции» и «онлайн-сервис». Но пока никаких изменений нет.
Во-вторых, налоговики сразу стали фискалить и сузили пределы применения льготы в отношении «услуга доступа к интернет-ресурсам/онлайн-сервисам». По их мнению, льготируется не любой доступ, а только доступ к сайтам/сервисам/интернет-платформам, воспользовавшись которым покупатель получает программную продукцию (ее копию). Предоставление только такого доступа подпадает под ІТ-льготу (освобождается от НДС).
Если же покупатель получает только право на пользование порталом или онлайн-сервисом без фактической поставки покупателю программной продукции (ее копий/экземпляров), то НДСной льготы, по мнению фискалов, нет. Так что, по версии налоговиков, важно, какой доступ предоставляется: «программный»/«непрограммный». То есть, что получают с помощью доступа: программный продукт или услуги. Такие выводы прослеживаются, в частности, в письмах ГФСУ от 16.05.18 г. № 2185/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и от 11.09.18 г. № 3957/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.
Хотя нужно понимать, что непосредственно НКУ не предусматривает тех «сужающих» оговорок, о которых говорят налоговики. Пункт 261 подразд. 2 разд. XX НКУ говорит об освобождении «поставок интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов и доступа к ним» без никаких дополнительных оговорок. Поэтому с налоговиками в этом вопросе можно (и нужно) спорить.
Посмотрим на обложение НДС отдельных видов услуг, предоставляемых хостинг-провайдерами.
Услуги веб-хостинга. В принципе, услуги веб-хостинга вполне можно отнести к услугам доступа к онлайн-сервисам. В общем понимании это услуги по предоставлению дискового пространства и канала связи для размещения интернет-сайта. Хостинг-провайдеры обеспечивают пользователя местом в сети и бесперебойную работу сайта.
Но в своих консультациях фискалы в отношении обложения НДС веб-хостинга опять же отмечают (письмо ГФСУ от 20.03.18 г. № 1103/6/99-99-15-03-02-15/ІПК), что:
• если в результате поставки услуг хостинга осуществляются какие-либо изменения в программной продукции, то такие операции для целей НДС рассматриваются как операции по поставке отдельных компонентов (элементов) программной продукции и не подлежат обложению НДС на основании п. 261 подразд. 2 разд. XX НКУ;
• если в результате поставки услуг хостинга не происходит никаких изменений в программной продукции, такие операции облагаются налогом в общеустановленном порядке по ставке 20 процентов.
Обратите внимание: говоря об услугах веб-хостинга, налоговики вообще не упоминают о льготируемом «доступе к интернет-сайтам, онлайн-сервисам». По их мнению, льгота действует, только если воспользовавшись такими услугами, пользователь получает какую-либо программную продукцию (ее копию) или происходят какие-то изменения в программной продукции.
Внимание: в общем случае услуги веб-хостинга как таковые не предусматривают передачу программной продукции.
Поэтому, учитывая такие разъяснения фискалов, применять льготу к услугам веб-хостинга достаточно рискованно.
Контролеры усматривают в таких услугах что-то среднее между услугами в сфере информатизации и телекоммуникационными услугами. По крайней мере, они настаивают, что место их поставки определяют по пп. «в» и «д» п. 186.3 НКУ, т. е. оно совпадает с местом регистрации получателя.
Услуги веб-хостинга согласно Классификатору услуг можно классифицировать под кодом 63.11.
Регистрация сертификатов SSL. Сертификат SSL позволяет обеспечить безопасное соединение между браузером пользователя и интернет-сервером, на который пользователь зашел. Сам по себе этот сертификат не является программным продуктом (это, скорее, результат работы программы). Не вписывается он и под криптографическое средство защиты информации (что к ним относить, указано, в частности, в Указе Президента Украины «О Положении о порядке осуществления криптографической защиты информации в Украине» от 22.05.98 г. № 505/98). Да и учитывая, что хостинг-провайдеры предоставляют именно услуги по регистрации сертификатов SSL или вообще услуги доступа к такой сертификации, то НДС-льготы тут не видать. Такие услуги облагаются НДС на общих основаниях. Их тоже можно отнести к услугам в сфере информатизации / к телекоммуникационным услугам.
Регистрация доменного имени. Согласно п. 1 ст. 1 Закона Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.2003 г. № 1280-IV домен — часть иерархического адресного пространства сети Интернет, которая имеет уникальное название, идентифицирующее ее, обслуживается группой серверов доменных имен и централизованно администрируется. Доменное имя или домен — это имя сайта.
Регистрация доменов — процесс внесения в реестр записи о новом доменном имени.
Услуги по регистрации доменного имени/предоставлению доступа к регистрации доменных имен вряд ли можно отнести к услугам доступа к онлайн-сервисам, поэтому такие услуги облагаются НДС на общих основаниях (тем более учитывая то, как вообще трактуют налоговики льготу в отношении услуг доступа).