Темы статей
Выбрать темы

Финотчетность-2018: вопросы в «последний вагон»

Сумцова Ольга, налоговый эксперт
О том, что нужно учесть при составлении и подаче финотчетности-2018, мы рассказывали в статье «Годовая финотчетность за 2018 год: что нужно знать» // «БН», 2019, № 5. Рассмотрим еще несколько вопросов, поступивших от читателей.

Как правильно себя классифицировать (в какую категорию предприятий отнести) вновь созданному предприятию?

Ответ на этот вопрос содержится непосредственно в ст. 2 Закона о бухучете: вновь созданные предприятия при определении соответствия критериям используют показатели на дату составления годовой финотчетности.

То есть, если все предприятия при отнесении себя в ту или иную категорию предприятий ориентировались на показатели предыдущего года (т. е. 2017-го), о чем прямо сказано в ст. 2 Закона о бухучете, то вновь созданные ориентируются на данные финотчетности за 2018 год.

При этом стоит учитывать, что при отнесении себя к предприятиям той или иной категории пересчитывать показатели балансовой стоимости активов и чистого дохода от реализации продукции (товаров/работ/услуг) вновь созданные предприятия должны по среднегодовому курсу евро/гривни за 2018 год (а не за 2017-й).

По данным НБУ, этот курс за 2018 год — 32,1429 грн./евро.

Обязаны ли обнародовать финотчетность за 2018 год и проводить ее аудит частные акционерные общества (ЧАО)?

В ст. 14 Закона о бухучете сказано, что обнародовать свою финотчетность на своем веб-сайте вместе с аудиторским заключением не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным, должны предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг), ПАО, субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке и субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях.

Поэтому если ЧАО подпадает под критерии крупного предприятия, то оно как крупное предприятие-эмитент должно обнародовать финотчетность за 2018 год вместе с аудиторским заключением (не позднее чем до 30 апреля 2019 года).

Если же ЧАО относится, к примеру, к средним предприятиям, то за 2018 год обнародовать ему свою финотчетность не обязательно (такая обязанность у всех средних и крупных предприятий-неэмитентов возникает только с 1 января 2019 года, т. е. начиная с отчетности за 2019 год — см. письмо Минфина от 07.12.18 г. № 35210-06-5/32299).

На предприятии есть скважина, подземная вода используется для хозбытовых нужд. Тоже нужен аудит отчетности?

Нет, не нужен. Минфин и Госстат в своем совместном письме от 14.03.18 г. № 35230-06-5/6959, № 04.3-07/22-18 указали на то, что к «добывающим» относятся только те предприятия, которые осуществляют деятельность, относящуюся к секции В по КВЭД-2010 (коды 05.10, 05.20, 06.10, 06.20, 07.10, 07.21, 07.29, 08.11, 08.12, 08.91, 08.92, 08.93, 08.99).

Забор воды классифицирован под кодом 36.00 секции Е, а не под кодом 08.99 секции В. Поэтому предприятия — добытчики воды не относятся к субъектам, работающим в добывающей промышленности.

Соответственно если по другим критериям они не являются предприятиями, представляющими общественный интерес, то финотчетность за 2018 год им обнародовать не нужно.

Согласно Закону о бухучете для смены категории (например, с малого на среднее) предприятие должно не соответствовать прежней своей категории в течение двух лет подряд. Почему по этому правилу в новую категорию можно попасть только в 2020 году? Может, логично для определения категории, в которую попадаем в 2019 году, брать данные отчетности за 2017 и 2018 годы?

Объясняется это тем, что для целей составления финотчетности мы стали применять классификацию предприятий из Закона о бухучете с 01.01.18 г.

Поэтому, получается, 2018 год — это первый год, в котором вы себя обязаны были классифицировать по новой градации предприятий (при этом определяя, к какой категории относитесь, ориентируясь на данные годовой финотчетности за 2017 год).

Иначе говоря, это был первый год нахождения предприятия в определенной группе.

Соответственно в 2019 году мы будем находиться в той группе предприятий, в которую мы себя отнесли в 2018 году (по данным отчетности за 2017 год).

Вот допустим, в 2018 году, ориентируясь на данные годовой финотчетности за 2017 год, предприятие себя классифицировало как микропредприятие. По данным годовой отчетности за 2018 год оно вписывается в критерии малого предприятия.

В 2019 году оно все равно будет считаться микро-.

И только если и по данным годовой отчетности за 2019 год оно снова будет соответствовать не критериям микропредприятия, а критериям малого предприятия, то с 2020 года оно будет считаться малым.

Можно ли составить Отчет об управлении в произвольной форме, без учета структуры, приведенной в Методрекомендациях?

Да, можно. Для начала еще раз напомним, что обязанность подавать Отчет об управлении закрепляется только за (1) крупными и (2) средними предприятиями (ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете). При этом средние предприятия имеют право не отражать в Отчете нефинансовую информацию.

Теперь непосредственно к вопросу.

В общем-то Закон о бухучете (ч. 4 ст. 11) обязывает Минфин утвердить форму Отчета об управлении. Хотя, учитывая, что, скорее всего, какой-то единой для всех предприятий формы этот Отчет иметь не может, Минфин не утверждал и не планирует утверждать типовую форму Отчета.

Есть только Методрекомендации от 07.12.18 г. № 982 по составлению этого Отчета. Но опять же — обязательность их нигде не закреплена. К тому же Минфин приказом от 18.01.19 г. № 27 внес изменения в эти Методрекомендации, заменив в них слова «формируется», «раскрывается», «включается», «приводятся» на «рекомендуется отражать», «рекомендуется формировать», «рекомендуется раскрывать» и т. п. И в преамбуле этих Методрекомендаций указано, что они только рекомендуются предприятиям, которые согласно законодательству составляют Отчет об управлении.

Поэтому несоблюдение структуры Отчета, которая приведена в Методрекомендациях, никакой ответственности за собой не влечет. Тем более, что этот Отчет не является частью финансовой отчетности.

Единственное, что следует учитывать, — Отчет должен содержать достоверную финансовую и нефинансовую (кроме средних предприятий) информацию о деятельности предприятия, его состоянии и перспективах развития и раскрывать основные риски и неопределенности его деятельности (ст. 1 Закона о бухучете).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше