Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Бонусы с карты покупателя «сыграли»: НДС на лояльность?

Голенко Александр, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Январь, 2019/№ 2
В избранном В избранное
Печать
Письмо ГФСУ от 12.12.18 г. № 5198/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

В письме речь идет о ситуации, когда магазин (сеть) выдал розничному покупателю карточку лояльности, на которой накапливаются баллы (обычно — пропорционально уплаченным им при покупках деньгам). А потом — при последующей покупке (видимо, по желанию покупателя) опять же в установленной пропорции к количеству накопленных баллов такая (так сказать, текущая) покупка осуществляется покупателем не на полную (обычную) сумму, а с определенной скидкой. Да-да! Мы делаем акцент на том, что в момент реализации товара магазином покупателю такой товар реализуется этому покупателю со скидкой, рассчитанной пропорционально накопленным баллам. Разумеется, использованные баллы при этом с карточки лояльности списываются. Забегая вперед, обратим ваше внимание: эти баллы не «зачисляются в оплату стоимости» (см. ниже), а именно аннулируются.

Да, сумма конкретной скидки в каждом случае рассчитывается индивидуально — в зависимости от количества накопленных баллов, но! Но суть от этого не меняется: продавец предоставляет покупателю скидку, т. е. товары при такой операции реализуются конкретному покупателю дешевле, чем указано в (общем) ценнике. Поэтому НДС должен при этом начисляться на сумму реально полученной продавцом от покупателя компенсации (сумму расчета). Кстати, как «разбрасывается» общая сумма предоставленной скидки между товарами в чеке — это вопрос технический… Но главное: в базу НДС реально попадает именно сумма продажи из Z-отчета. Понятно — не ниже так называемой «минбазы» (п. 188.1 НКУ). А все остальное — чистый маркетинг!

Так вот, в комментируемом письме фискалы не приводят конкретные аргументы (которых в НКУ нет), а занимаются словоблудием: говоря — «сумма бонусов (пересчитанная в денежное выражение), зачисленных в оплату стоимости (части стоимости) приобретенных товаров/услуг…», они пытаются бонусы (абсолютно неденежные баллы на карточке лояльности) представить в виде некой компенсации, предоставленной покупателем продавцу. Но на самом деле эти баллы никакой компенсацией в данном случае не являются! И эту безденежную (читай: безНДСную!) суть баллов признают сами налоговики прямо в письме, соглашаясь, что при зачислении баллов на карточку лояльности начислять НДС оснований нет!

Да, количество баллов определяет (согласно условиям программы лояльности, которая, напоминаем, должна быть задокументирована у продавца и обнародована им соответствующим образом для всех потребителей) ту сумму скидки, на которую может претендовать покупатель (кстати — каждый, участвующий в программе лояльности!). Но повторяем: сумма баллов — ни зачисленных на карточку лояльности, ни реализованных при покупке — сама по себе в базу НДС, по нашему мнению, включаться не должна.

При этом обязаны предостеречь: поскольку покупатель — участник программы лояльности при получении карточки заполняет анкету с персональными данными, ушлые налоговики могут клюнуть на слово «скидка» и поднять вопрос об обложении ее НДФЛ на основании п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ — как «суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально назначенной…» (и «паровозиком» — военным сбором).

Тем более, сейчас у налоговиков мода на обложение якобы доходов, которые они раньше называли дополнительным благом, а теперь перелицевали в «прочие доходы»… Да, некая персонализация здесь таки имеет место, но в отличие от упомянутой нормы НКУ скидка в нашей ситуации назначается не конкретному индивиду, а ВСЕМ покупателям — участникам программы лояльности, причем на абсолютно одинаковых условиях.

И последнее: уважаемый главбух, маркетологи горазды на выдумки разнообразных фокусов, но ничто так реально не привлекает покупателей, как действительно низкие цены!

Экономия бьет лояльность…

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно