Заполняем декларацию о доходах ФЛП-общесистемщика

В избранном В избранное
Печать
Савченко Елена, эксперт по вопросам оплаты труда
Бухгалтерская неделя Январь, 2019/№ 4
В общем случае декларацию о доходах ФЛП-общесистемщикам заполнять приходится один раз в год. А это значит, что основные моменты, связанные с ее составлением, требуют ежегодного «восстановления». С чем мы вам и поможем в сегодняшней статье.

Заполняем разделы I — VII декларации

Хорошая новость — особых изменений в заполнении этого вида отчетности по сравнению с прошлым годом не произошло. Но все равно есть на что обратить внимание. Приступим.

Важное правило. В годовой предпринимательской декларации ФЛП отражает не только предпринимательские доходы, но и другие виды доходов (гражданские), которые были им получены в отчетном году.

Также «справочно» в декларации показываются «единоналожные» доходы (если какое-то время в течение года предприниматель работал на упрощенке).

«Денежные» показатели в налоговой декларации проставляем в гривнях с копейками.

В табл. 1 рассмотрим, как заполнять декларацию в разрезе ее разделов.

Таблица 1. Заполнение разделов I — VII декларации о доходах

Наименование раздела

Что указываем

Раздел I. «Загальні відомості»

Здесь ничего сложного. Название каждой строки говорит само за себя. Единственное —уточним по строке 3 «Прізвище, ім’я, по батькові платника податку». Если в течение 2018-го или в 2019 году до подачи декларации предприниматель менял фамилию (имя, отчество), в строке 3 сначала указываем его новую фамилию (имя, отчество), а в скобках — старые данные

Раздел II. «Доходи, які включаються до загального річного оподатковуваного доходу»

В этот раздел включаем все доходы, полученные в отчетном году, которые облагаются НДФЛ и ВС.

Заполняем его только после того, как заполним приложение Ф2. ФЛП здесь указывают:

• чистый налогооблагаемый доход, полученный ими на общей системе (стр. 10.7 разд. II налоговой декларации). «Предпринимательскую» стр. 10.7 заполняем путем переноса данных из приложения Ф2.

В гр. 3 указываем положительное значение гр. 9 стр. «Усього» разд. I приложения Ф2; авансы здесь не отражаем (!); в гр. 6 — значение стр. 1.5 разд. III приложения Ф2; в гр. 7 — значение стр. 2.3 разд. III приложения Ф2;

• гражданские доходы (стр. 10.1 — 10.6, 10.9). В гр. 3 разд. ІІ декларации приводим «грязную» сумму доходов, т. е. без вычета НДФЛ и ВС. В гр. 4 и 5 указываем суммы НДФЛ и ВС, уплаченные (удержанные) налоговыми агентами с соответствующих доходов или физлицом самостоятельно при осуществлении нотариальных действий.

В свою очередь, в гр. 6 и 7 отражаем суммы НДФЛ и ВС, которые подлежат уплате физлицом самостоятельно по результатам декларирования

Раздел ІІІ. «Доходи, які не включаються до загального річного оподатковуваного доходу»

Здесь отражаем доходы, которые не являются объектом обложения НДФЛ и ВС: гражданские доходы, перечисленные в ст. 165 НКУ (стр. 11.3), а также доходы от операций по продаже (обмену) объектов движимого и/или недвижимого имущества, не подлежащие налогообложению согласно пп. 173.2 и 172.1 НКУ (стр. 11.2).

Если в отчетном (налоговом) году предприниматель побывал на упрощенной системе, то в этот раздел также следует вписать его «единоналожный» доход, полученный им в этом году (стр. 11.1). Берут его из стр. 08 декларации единоналожника за последний отчетный (налоговый) период пребывания на упрощенной системе. Эти доходы отражаем в декларации справочно, уплачивать с них ничего не нужно! Общую сумму необлагаемых доходов (стр. 11.1 + стр. 11.2 + стр. 11.3) указывают в стр. 11

Раздел IV. «Загальна сума річного доходу»

Показываем годовую сумму дохода: предпринимательский доход + гражданский доход + необлагаемый доход. Определяем его по формуле, приведенной в названии строки

Раздел V. «Розрахунок суми податку, на яку зменшуються податкові зобов’язання з податку на доходи фізичних осіб у зв’язку з використанням права на податкову знижку…»

Этот раздел заполняют только те предприниматели, которые в отчетном году получали доходы в виде заработной платы и как обычные граждане претендуют на налоговую скидку. В стр. 13 ставят отметку «Х» возле той категории расходов, которую включают в налоговую скидку. Перечень расходов, разрешенных для включения в налоговую скидку, установлен п. 166.3 НКУ.

Если ФЛП не получал доходов в виде зарплаты, права на налоговую скидку он не имеет

Раздел VІ. «Податкові зобов’язання з податку на доходи фізичних осіб / військового збору»

Приводим суммы НДФЛ и ВС, как с гражданских, так и с предпринимательских доходов ФЛП. При этом налоговые обязательства, определенные с предпринимательских доходов, отдельно рассчитывают в приложении Ф2 (см. ниже).

В стр. 18 переносим данные из гр. 6 стр. 10 разд. ІІ декларации.

В стр. 19 проставляем данные из стр. 17 разд. V декларации.

Строку 20 заполняем, если ФЛП в отчетном году осуществлял налогооблагаемую операцию по продаже (мене) недвижимости, уплатил по ней НДФЛ, но нотариальное удостоверение договора купли-продажи (мены) не состоялось и теперь он хочет вернуть такую сумму НДФЛ.

Строку 21 заполняем, если ФЛП получал иностранные доходы и воспользовался механизмом ухода от двойного налогообложения таких доходов путем зачета налога, уплаченного за рубежом, в счет налога, подлежащего уплате в Украине (п.п. 170.11.4 НКУ). Значение стр. 21 не может превышать значение стр. 18 декларации (см. выше).

Строку 22.1 заполняем, если в результате расчета по формуле, приведенной в ее названии, получилось положительное значение. Указываем здесь сумму НДФЛ, которую мы должны уплатить в бюджет самостоятельно.

Строку 22.2 заполняем, если в результате расчета по формуле, приведенной в ее названии, получилось отрицательное значение. Отражаем сумму НДФЛ, подлежащую возврату из бюджета по результатам 2018 года (без знака «-»).

В стр. 23.1 переносим данные из гр. 7 стр. 10 разд. ІІ декларации

Раздел VII. «Розрахунок податкових зобов’язань у зв’язку з виправленням самостійно виявлених помилок у попередніх звітних періодах»

В этом разделе вы можете исправить ошибки, которые допустили при заполнении налоговых деклараций за прошлые налоговые периоды и выявили по истечении предельного срока их подачи.

Для самоисправления есть два способа.

1 способ. Заполнить уточняющую налоговую декларацию. Имейте в виду: кроме самого раздела VII декларации, вам придется заполнить и все остальные ее разделы, обязательные для заполнения. Если НДФЛ и/или ВС были занижены, перечислите в бюджет сумму недоплаты по ним и штраф в размере 3 % от суммы недоплаты, а уже затем подавайте уточненку.

2 способ. Исправить ошибки через раздел VII текущей декларации о доходах. В случае занижения НДФЛ и/или ВС, кроме суммы недоплаты, нужно будет уплатить штраф уже в размере 5 % от суммы такой недоплаты

«Реквізити банківського рахунку…»

Строка 29 самая приятная. Ведь ее заполняем, если претендуем на возврат образовавшейся переплаты по НДФЛ (если заполнена стр. 22.2 раздела VI налоговой декларации)

«Відомості про власне нерухоме (рухоме) майно…»

Приводим сведения о движимом и недвижимом имуществе, находящемся в собственности физлица по состоянию на конец 2018 года как на территории Украины, так и за ее пределами

Заполняем приложение Ф2

Теперь рассмотрим порядок заполнения «предпринимательского» приложения Ф2 к годовой налоговой декларации (см. табл. 2).

Таблица 2. Заполнение приложения Ф2 к налоговой декларации

Наименование раздела

Что указываем

Раздел I. «Доходи від провадження господарської діяльності»

В гр. 2 указываем названия видов экономической деятельности, от осуществления которых был получен доход. Далее в разрезе видов деятельности проставляем:

• в гр. 3 — коды видов экономической деятельности согласно КВЭД-2010;

• в гр. 4 — сумму полученного дохода от осуществления такого вида экономической деятельности отдельно. Учтите: значение стр. «Усього» по гр. 4 разд. І приложения Ф2 должно равняться годовому итогу по гр. 4 Книги учета доходов и расходов (далее — Книга УДР)(1);

• в гр. 5 — документально подтвержденную стоимость приобретенных ТМЦ, которые реализованы или использованы в производстве продукции(2). Показатель итоговой строки должен соответствовать годовому (квартальному) итогу по гр. 6 Книги УДР;

• в гр. 6 — расходы на оплату труда и начисления на заработную плату. Значение строки «Усього» гр. 6 должно быть равно годовому (квартальному) итогу по гр. 7 Книги УДР;

• в гр. 7 — прочие расходы, включая стоимость выполненных работ, предоставленных услуг(2);

• в гр. 8 — сумму амортизационных отчислений. Кстати, в Книге УДР суммы амортизационных отчислений ФЛП в течение года показывает в составе прочих расходов. Получается, годовой итог по гр. 8 Книги УДР будет равен сумме гр. 7 и 8 по стр. «Усього» разд. І приложения Ф2;

• в гр. 9 — сумму чистого налогооблагаемого дохода, рассчитанного по формуле, приведенной в названии строки. Итог из гр. 9 переносим в гр. 3 стр. 10.7 декларации. Также положительное значение стр. «Усього» по гр. 9 разд. І приложения Ф2 должно равняться итоговым данным по гр. 9 Книги УДР.

Но! Если в итоге расчета получилось отрицательное значение (убыток), в гр. 9 ставят прочерк. Причем налоговики требуют ставить прочерк в соответствующей строке, если убыток получен от отдельного вида деятельности. Если другие виды деятельности прибыльные, то такой механизм заполнения Ф2 может привести к завышению доходов по итоговой строке разд. I. Во избежание этого рекомендуем вообще не разбивать доходы от разных видов деятельности, тем более что это не предусмотрено НКУ(3)

(1) Если предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, то все доходы и расходы по ним он записывает в одну Книгу УДР, как правило, не разделяя их. Поэтому при заполнении декларации без дополнительного аналитического учета практически невозможно точно сказать, сколько именно дохода получено по каждому виду деятельности. В таком случае, на наш взгляд, доходы можно разделить по видам деятельности «на глаз» (при этом помесячная разбивка не требуется). На итоговую сумму НДФЛ и ВС это никак не повлияет.

(2) Если расходы не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности (например, аренда, затраты на содержание движимого и недвижимого имущества и др.), то их распределяют пропорционально доходам от каждого вида деятельности.

(3) Вопрос с убытками мы подробно рассматривали в статье «Убытки у ФЛП на общей системе» // «БН», 2018, № 38.

Раздел II. «Інформація щодо нарахованої амортизації»

В гр. 3 отражаем стоимость объектов основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) на начало отчетного (2018) года, по которым ФЛП начислял амортизацию согласно пп. 177.4.6 — 177.4.9 НКУ.

Если объект ОС (НМА) приобретен «внутри» (не в начале) отчетного (2018) года, то в этом случае в графе 3 ставим прочерк.

Обратите внимание: по мнению налоговиков (см. письмо от 29.06.2017 г. № 894/О/99-99-13-01-02-14/ІПК), «амортизационные» нормы распространяются только на объекты ОС, приобретенные или изготовленные (НМА приобретенные) после 01.01.2017 г.

В гр. 4 отражаем стоимость объектов ОС и НМА на конец года, по которым ФЛП начисляет амортизацию.

В гр. 5 приводим сумму амортотчислений, начисленных предпринимателем за текущий год (в разрезе групп из п.п. 177.4.9 НКУ). При этом значения итоговых строк по гр. 5 разд. ІІ и по гр. 8 разд. І приложения Ф2 должны быть равны.

Заметьте: если предприниматель не воспользовался своим правом начисления амортизации, в графах этого раздела будут стоять прочерки

Раздел ІІІ. «Податкові зобов’язання з податку на доходи фізичних осіб / військового збору»

В стр. 1.1 приводим сумму НДФЛ, которую ФЛП должен уплатить в бюджет по результатам 2018 года. Формула для расчета — в наименовании строки.

Строку 1.2 будут заполнять те ФЛП, которые в 2018 году снялись с регистрации, подали «ликвидационную» декларацию, определили в ней обязательства по НДФЛ, а потом снова в 2018 году зарегистрировались ФЛП. В этом случае, подавая годовую декларацию, ранее начисленные в «ликвидационной» декларации обязательства по НДФЛ они отражают в этой строке.

В стр. 1.3 вносим общую сумму авансовых платежей по НДФЛ, рассчитанную ФЛП на основании фактических данных, указанных в Книге УДР каждого календарного квартала (кроме IV квартала), и уплаченную в бюджет в течение 2018 года в соответствии с п.п. 177.5.1 НКУ

Строку 1.4 заполняем, если результат расчета по формуле, приведенной в ее названии, получился отрицательным. Приводим (без знака «-») сумму излишне уплаченного НДФЛ, подлежащую зачислению в счет будущих платежей или возврату ФЛП в соответствии с п.п. 177.5.3 НКУ.

Строку 1.5 заполняем, если результат расчета по формуле, приведенной в ее названии, получился положительным(1). Указываем сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет самостоятельно ФЛП по результатам 2018 года. Значение стр. 1.5 разд. ІІІ приложения Ф2 переносят в гр. 6 стр. 10.7 разд. ІІ декларации.

В стр. 2.1 приводим сумму ВС, подлежащую уплате в бюджет самостоятельно ФЛП по результатам отчетного года.

Строку 2.1 должны заполнять ФЛП, прекратившие в течение года предпринимательскую деятельность и подавшие ранее «ликвидационную» декларацию. Здесь указываем предпринимательские обязательства по ВС из «ликвидационной» декларации.

В стр. 2.3 отражаем сумму ВС, подлежащую уплате в бюджет самостоятельно по результатам 2018 года. Формула для определения обязательства по ВС — в названии строки. Значение этой строки переносят в гр. 7 стр. 10.7 разд. II декларации

(1) Обратите внимание: при определении суммы налоговых обязательств авансовые платежи, уплаченные в течение 2018 года, не учитываются (до подачи декларации они считаются переплатой). А вот суммы НДФЛ, начисленные и уплаченные по поданной ранее «ликвидационной» декларации, будут учтены. Соответственно, второй раз в обязательства они не попадут.

Для заполнения раздела приложения Ф2 нам понадобится Книга учета доходов и расходов ФЛП. Именно данные Книги учета доходов и расходов нужно использовать, заполняя это приложение к декларации.

Приложение Ф2 к декларации содержит отдельный раздел (II), в котором отражается информация об амортизационных отчислениях. Амортотчисления отражаются отдельно для каждой из групп 1 — 4 основных средств.

Пример. Физическое лицо — предприниматель на общей системе налогообложения занимается розничной торговлей (код КВЭД 47.41 «Розничная торговля компьютерами, периферийным оборудованием и программным обеспечением в специализированных магазинах»).

Общая сумма доходов, полученных в 2018 году, составила 2800600,00 грн. Сумма расходов составила 1300400,00 грн. (в том числе сумма амортизационных отчислений — 36000,00 грн.).

Сумма амортизационных отчислений рассчитана таким образом: по условиям примера ФЛП в декабре 2017 года закупил и ввел в эксплуатацию оборудование на сумму 180000,00 грн.

Рассчитаем сумму амортизационных отчислений (п.п. 177.4.9 НКУ): 180000,00 грн. : 5 лет : 12 месяцев (определяем сумму амортотчислений в месяц) х 12 месяцев (количество месяцев, на протяжении которых оборудование эксплуатировалось) = 36000,00 грн.

Сумма авансовых платежей по НДФЛ, уплаченных в течение года, составила 258011,00 грн.

Покажем на рисунке ниже фрагмент заполненной декларации. Не забывайте, что начинать заполнять декларацию нужно с приложения Ф2, а потом переносить соответствующие строки в основную часть декларации.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить