* О правилах налогового учета по налогу на прибыль таких услуг шла речь в статье «Прибыльный аспект транспортных и транспортно-экспедиторских услуг», а об НДС-особенностях — в статье «Оказываем транспортные и транспортно-экспедиторские услуги: нюансы НДС-учета» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 21.
С темой списания ГСМ вы могли познакомиться ранее**, потому акцентировать в очередной раз ваше внимание на ней не станем. Скажем лишь, что для перевозчиков/экспедиторов в силу их особого статуса в этом аспекте никаких особенностей не предусмотрено. Не будет никаких нюансов с «горючкой» и в случае использования арендованного авто. Потому вкратце «пробежимся» по другим «расходным» темам.
** Смотрите статью «Списание ГСМ: нормы, документы, нестандартные моменты» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 17.
Списание шин
При покупке шин они зачисляются в состав запасов — на субсчет 207. Затем, в зависимости от выбранного предприятием метода учета списания шин отнесение их стоимости на расходы может происходить:
1) при установке шин на транспортное средство. В случае с предоставлением транспортных услуг при выборе этого варианта установка шин сразу же увеличит расходы;
2) при списании шин. В таком случае установка шин на авто приведет к изменению только в их аналитическом учете (отражается проводкой Дт 2071 «Запасные части в обороте» — Кт 2072 «Запасные части на складах и других местах хранения»). Отнесение же стоимости шин на расходы произойдет тогда, когда они выработают средний ресурс пневматической шины.
Ресурс пневматической шины — это ее суммарный пробег с начала эксплуатации до перехода в предельное состояние по износу с учетом пробега после восстановления ремонта повреждений и/или углубления рисунка протектора при условии, что это допускает производитель. Средний ресурс пневматической шины — это математическое ожидание ресурса шины ( п. 2.1 Норм № 488***).
Таким образом, для того чтобы списать шины, нужно, чтобы они выработали средний ресурс (установлен приложениями 1 и 2 к Нормам № 488).
Если речь идет о списании шин, приобретенных вместе с автомобилем, которые учитывают как неотъемлемую составляющую последнего, то такая операция к возникновению расходов не приводит. Поскольку отнесение на расходы стоимости единого объекта ОС — транспортного средства — происходит при начислении амортизации.
Достижение среднего ресурса шины — не обязательная и не единственная причина их списания. При установлении эксплуатационных или производственных дефектов, с которыми пневматические шины не допускают к эксплуатации, учитывая небезопасность их технического состояния, шины также списывают. То же касается случаев, когда ремонт шин нецелесообразен по причине неприемлемых расходов. Подтверждают списание шин актами списания поврежденных пневматических шин, прилагая к ним карточки учета пробега (наработки) пневматических шин.
Операции по замене на дорожных транспортных средствах (ДТС) шин (как и аккумуляторных батарей, о которых пойдет речь чуть позже) в соответствии с п. 3.19 Положения № 102**** не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения ДТС.
Ранее налоговики по-своему трактовали вопрос списания шин, не «отбегавших» нужного ресурса. Замену таких шин они велели считать не техобслуживанием, а текущим ремонтом (и как следствие — с применением специальных ремонтных правил). Сейчас же в ЗІР ничего подобного нет (судя по всему, потому, что и сами ремонтные правила бесследно исчезли с разд. ІІІ НКУ).
Если, будучи перевозчиком/экспедитором, вы пользуетесь арендованным автомобилем — важное значение для вас будет иметь то, что замена шин не может считаться улучшением объекта ОС. Потому в учете арендодателя такая операция будет «невидимой». Для вас же никаких особенностей ее учета в таком случае не будет предусмотрено.
Списание аккумуляторов
Здесь ситуация очень похожая: есть два различных варианта отнесения стоимости аккумуляторных батарей (далее — АБ) на расходы; установлен средний ресурс для их списания; нет отдельных расходов при списании «родимой» АБ.
Поэтому предлагаем пройтись по отличиям. Итак, для АБ средний ресурс установлен Нормами № 489*****. Определяют его в календарных месяцах. Если АБ отработала такой ресурс, то это может стать причиной для того, чтобы послать ее на «заслуженный отдых».
Ресурс АБ — это суммарная наработка АБ от даты начала эксплуатации или от даты ее возобновления после ремонта до момента достижения предельного состояния. Ресурс АБ состоит из времени использования транспортного средства по назначению с этими АБ, выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту колесного транспортного средства (КТС), а также времени хранения АБ при перерыве в использовании КТС.
Но это может и не потребоваться (если предельного состояния батарея еще не достигла). Предельным считают состояние, при достижении которого дальнейшая эксплуатация АБ недопустима или нецелесообразна из-за уменьшения емкости ниже 40 % от номинальной либо восстановление ее работоспособности невозможно или нецелесообразно.
В зависимости от варианта учета списания АБ расходы в бухучете возникнут:
— или при установке АБ на автомобиль;
— или при списании АБ. Такой вариант более привлекателен с точки зрения безопасности, ведь именно его налоговики активно отстаивали в дореформенные времена.
В случае аренды автомобиля, с помощью которого осуществляется перевозка, помните, что установление на него АБ — не улучшение. Потому если арендатор пошел на такой шаг (что соответствует общепринятой практике), то эту операцию без каких-либо особенностей должен отражать лишь он.
Ремонт, амортизация автомобилей
Учет ремонта авто, находящегося в собственности предприятия, практически ничем не отличается от ремонта арендованного объекта******, поэтому останавливаться на этом вопросе лишний раз смысла нет. Разве что, напомним, что по общему правилу, текущий ремонт — это обязанность арендатора, а капитальный — арендодателя (если иное не установлено договором или законом).
****** О ремонте арендованных ОС вы могли прочесть в статье «Учетный лабиринт арендных операций: ищем выход!» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 8.
При этом вы, должно быть, помните, что раньше расходы на ремонт (не важно, направленные на улучшение объекта или на поддержание его в рабочем состоянии) отражались сквозь призму 10 %-го ремонтного лимита. С 1 января 2015 года эти правила канули в Лету.
Что касается амортизации, то с ней вы также могли уже ознакомиться*******. Единственное, что заслуживает вашего внимания, это начисление амортизации на арендованный автомобиль. Этим продолжает заниматься арендодатель несмотря на передачу объекта в аренду. Причем то, что расходы такие учитывают на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности», никого не должно смущать. Дело в том, что финрезультат до налогообложения (а значит, и объект обложения налогом на прибыль) такие расходы уменьшат на общих основаниях.
******* Со статьи «Переходная амортизация: начисляем правильно» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 7.
Арендатор же, напротив, автомобиль, привлеченный на условиях операционной аренды, не амортизирует. В его расходы в таком случае попадет только арендная плата за авто.
Учет простоев
Случается, что по вине заказчика транспорт перевозчика простаивает в дороге дольше, чем полагается. В таком случае важно, чтобы в договоре между сторонами была четко прописана ответственность заказчика за такие нарушения. Если это сделано, то при наступлении подобных обстоятельств перевозчик обращается к клиенту с требованием уплатить штраф в его пользу.
Штраф за сверхурочный простой транспорта согласно ГКУ (ст. 549) является одним из видом неустойки.
При беспроблемном варианте развития событий заказчик признает подобную претензию, отнеся сумму штрафа в состав прочих операционных расходов (проводкой Дт 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки» — Кт 685 «Расчеты с прочими кредиторами»).
Для заказчика в этом аспекте есть один приятный момент. Ранее (до 01.01.2015 г.) подобные штрафы он в состав своих расходов отнести не мог. Но теперь указанная норма из НКУ исчезла, а ориентироваться приходится на бухучетные правила, не содержащие для этого случая никаких ограничений. НКУ также не требует проводить в таких случаях корректировки.
Перевозчик, в свою очередь, отражает доход в сумме штрафа, полагающегося к возмещению. При этом он составляет проводку Дт 374 «Расчеты по претензиям» — Кт 715 «Полученные штрафы, пени, неустойки». Внимание: такой доход признают в момент его начисления (независимо от факта получения денежных средств).
В завершение вашему вниманию — наиболее распространенные проводки по теме.
Учет расходов перевозчика
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, грн. | Бухгалтерский учет | |
дебет | кредит | |||
1 | Начислена заработная плата водителю | 2000,00 | 23 | 661 |
2 | Начислен ЕСВ на заработную плату (сумма условная) | 753,20 | 23 | 651 |
3 | Начислена амортизация на автомобиль | 500,00 | 23 | 131 |
4 | Списаны ГСМ на работу автомобиля | 1000,00 | 23 | 203 |
5 | Списаны запчасти, использованные для текущего ремонта автомобиля в дороге | 40,00 | 23 | 207 |
6 | Списана стоимость аккумулятора, отработавшего свой ресурс | 1000,00 | 23 | 207 |
7 | Списана на расходы стоимость шин, отработавших ресурс | 2400,00 | 23 | 207 |
8 | Отнесена в состав расходов стоимость услуг СТО | 450,00 | 23 | 685 |
9 | Отражен НК по НДС | 90,00 | 641 | 685 |
10 | Отражен доход от предоставления услуг по перевозке | 9000,00 | 361 | 703 |
11 | Отражены НО по НДС | 1500,00 | 703 | 641 |
12 | Отнесены на себестоимость услуг по перевозке расходы, понесенные при предоставлении таких услуг | 6640,00 | 903 | 23 |
13 | Списаны на финансовый результат доходы | 7500,00 | 703 | 791 |
14 | Списаны на финансовый результат расходы | 6640,00 | 791 | 903 |