Темы статей
Выбрать темы

Расходы перевозчика/экспедитора: разбираемся в их прибыльном учете

Товстопят Юрий, налоговый эксперт, y.tovstopyat@buhgalter911.com
Рассмотрев в позапрошлом номере учет транспортных услуг*, сегодня перейдем к «раскопкам» составляющих их себестоимости. А это не только «банальные» зарплата водителя и начисленный на нее ЕСВ, но и списанные ГСМ, шины, аккумуляторы и другие расходы. Отдельно коснемся учета простоев по вине заказчика перевозки. Так ли все просто с переходом учетных (и налогово-прибыльных) вопросов на бух­учетные рельсы? Давайте расставим все точки над «і»!
учет расходов, перевозки

* О правилах налогового учета по налогу на прибыль таких услуг шла речь в статье «Прибыльный аспект транспортных и транспортно-экспедиторских услуг», а об НДС-особенностях — в статье «Оказываем транспортные и транспортно-экспедиторские услуги: нюансы НДС-учета» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 21.

С темой списания ГСМ вы могли познакомиться ранее**, потому акцентировать в очередной раз ваше внимание на ней не станем. Скажем лишь, что для перевозчиков/экспедиторов в силу их особого статуса в этом аспекте никаких особенностей не предусмотрено. Не будет никаких нюансов с «горючкой» и в случае использования арендованного авто. Потому вкратце «пробежимся» по другим «расходным» темам.

** Смотрите статью «Списание ГСМ: нормы, документы, нестандартные моменты» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 17.

Списание шин

При покупке шин они зачисляются в состав запасов — на субсчет 207. Затем, в зависимости от выбранного предприятием метода учета списания шин отнесение их стоимости на расходы может происходить:

1) при установке шин на транспортное средство. В случае с предоставлением транспортных услуг при выборе этого варианта установка шин сразу же увеличит расходы;

2) при списании шин. В таком случае установка шин на авто приведет к изменению только в их аналитическом учете (отражается проводкой Дт 2071 «Запасные части в обороте» — Кт 2072 «Запасные части на складах и других местах хранения»). Отнесение же стоимости шин на расходы произойдет тогда, когда они выработают средний ресурс пневматической шины.

img 1

Ресурс пневматической шины — это ее суммарный пробег с начала эксплуатации до перехода в предельное состояние по износу с учетом пробега после восстановления ремонта повреждений и/или углубления рисунка протектора при условии, что это допускает производитель. Средний ресурс пневматической шины — это математическое ожидание ресурса шины ( п. 2.1 Норм № 488***).

*** Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранса от 20.05.2006 г. № 488.

Таким образом, для того чтобы списать шины, нужно, чтобы они выработали средний ресурс (установлен приложениями 1 и 2 к Нормам № 488).

Если речь идет о списании шин, приобретенных вместе с автомобилем, которые учитывают как неотъемлемую составляющую последнего, то такая операция к возникновению расходов не приводит. Поскольку отнесение на расходы стоимости единого объекта ОС — транспортного средства — происходит при начислении амортизации.

Достижение среднего ресурса шины — не обязательная и не единственная причина их списания. При установлении эксплуатационных или производственных дефектов, с которыми пневматические шины не допускают к эксплуатации, учитывая небезопасность их технического состояния, шины также списывают. То же касается случаев, когда ремонт шин нецелесообразен по причине неприемлемых расходов. Подтверждают списание шин актами списания поврежденных пневматических шин, прилагая к ним карточки учета пробега (наработки) пневматических шин.

Операции по замене на дорожных транспортных средствах (ДТС) шин (как и аккумуляторных батарей, о которых пойдет речь чуть позже) в соответствии с  п. 3.19 Положения № 102**** не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения ДТС.

**** Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

Ранее налоговики по-своему трактовали вопрос списания шин, не «отбегавших» нужного ресурса. Замену таких шин они велели считать не техобслуживанием, а текущим ремонтом (и как следствие — с применением специальных ремонтных правил). Сейчас же в ЗІР ничего подобного нет (судя по всему, потому, что и сами ремонтные правила бесследно исчезли с разд. ІІІ НКУ).

Если, будучи перевозчиком/экспедитором, вы пользуетесь арендованным автомобилем — важное значение для вас будет иметь то, что замена шин не может считаться улучшением объекта ОС. Потому в учете арендодателя такая операция будет «невидимой». Для вас же никаких особенностей ее учета в таком случае не будет предусмотрено.

Списание аккумуляторов

Здесь ситуация очень похожая: есть два различных варианта отнесения стоимости аккумуляторных батарей (далее — АБ) на расходы; установлен средний ресурс для их списания; нет отдельных расходов при списании «родимой» АБ.

Поэтому предлагаем пройтись по отличиям. Итак, для АБ средний ресурс установлен Нормами № 489*****. Определяют его в календарных месяцах. Если АБ отработала такой ресурс, то это может стать причиной для того, чтобы послать ее на «заслуженный отдых».

***** Эксплуатационные нормы среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранса от 20.05.2006 г. № 489.

img 2

Ресурс АБ — это суммарная наработка АБ от даты начала эксплуатации или от даты ее возобновления после ремонта до момента достижения предельного состояния. Ресурс АБ состоит из времени использования транспортного средства по назначению с этими АБ, выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту колесного транспортного средства (КТС), а также времени хранения АБ при перерыве в использовании КТС.

Но это может и не потребоваться (если предельного состояния батарея еще не достигла). Предельным считают состояние, при достижении которого дальнейшая эксплуатация АБ недопустима или нецелесообразна из-за уменьшения емкости ниже 40 % от номинальной либо восстановление ее работоспособности невозможно или нецелесообразно.

В зависимости от варианта учета списания АБ расходы в бухучете возникнут:

— или при установке АБ на автомобиль;

— или при списании АБ. Такой вариант более привлекателен с точки зрения безопасности, ведь именно его налоговики активно отстаивали в дореформенные времена.

В случае аренды автомобиля, с помощью которого осуществляется перевозка, помните, что установление на него АБ — не улучшение. Потому если арендатор пошел на такой шаг (что соответствует общепринятой практике), то эту операцию без каких-либо особенностей должен отражать лишь он.

Ремонт, амортизация автомобилей

Учет ремонта авто, находящегося в собственности предприятия, практически ничем не отличается от ремонта арендованного объекта******, поэтому останавливаться на этом вопросе лишний раз смысла нет. Разве что, напомним, что по общему правилу, текущий ремонт — это обязанность арендатора, а капитальный — арендодателя (если иное не установлено договором или законом).

****** О ремонте арендованных ОС вы могли прочесть в статье «Учетный лабиринт арендных операций: ищем выход!» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 8.

При этом вы, должно быть, помните, что раньше расходы на ремонт (не важно, направленные на улучшение объекта или на поддержание его в рабочем состоянии) отражались сквозь призму 10 %-го ремонтного лимита. С 1 января 2015 года эти правила канули в Лету.

Что касается амортизации, то с ней вы также могли уже ознакомиться*******. Единственное, что заслуживает вашего внимания, это начисление амортизации на арендованный автомобиль. Этим продолжает заниматься арендодатель несмотря на передачу объекта в аренду. Причем то, что расходы такие учитывают на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности», никого не должно смущать. Дело в том, что финрезультат до налогообложения (а значит, и объект обложения налогом на прибыль) такие расходы уменьшат на общих основаниях.

******* Со статьи «Переходная амортизация: начисляем правильно» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 7.

Арендатор же, напротив, автомобиль, привлеченный на условиях операционной аренды, не амортизирует. В его расходы в таком случае попадет только арендная плата за авто.

Учет простоев

Случается, что по вине заказчика транспорт перевозчика простаивает в дороге дольше, чем полагается. В таком случае важно, чтобы в договоре между сторонами была четко прописана ответственность заказчика за такие нарушения. Если это сделано, то при наступлении подобных обстоятельств перевозчик обращается к клиенту с требованием уплатить штраф в его пользу.

img 3

Штраф за сверхурочный простой транспорта согласно ГКУ (ст. 549) является одним из видом неустойки.

При беспроблемном варианте развития событий заказчик признает подобную претензию, отнеся сумму штрафа в состав прочих операционных расходов (проводкой Дт 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки» — Кт 685 «Расчеты с прочими кредиторами»).

Для заказчика в этом аспекте есть один приятный момент. Ранее (до 01.01.2015 г.) подобные штрафы он в состав своих расходов отнести не мог. Но теперь указанная норма из НКУ исчезла, а ориентироваться приходится на бухучетные правила, не содержащие для этого случая никаких ограничений. НКУ также не требует проводить в таких случаях корректировки.

Перевозчик, в свою очередь, отражает доход в сумме штрафа, полагающегося к возмещению. При этом он составляет проводку Дт 374 «Расчеты по претензиям» — Кт 715 «Полученные штрафы, пени, неустойки». Внимание: такой доход признают в момент его начисления (независимо от факта получения денежных средств).

В завершение вашему вниманию — наиболее распространенные проводки по теме.

Учет расходов перевозчика

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

дебет

кредит

1

Начислена заработная плата водителю

2000,00

23

661

2

Начислен ЕСВ на заработную плату (сумма условная)

753,20

23

651

3

Начислена амортизация на автомобиль

500,00

23

131

4

Списаны ГСМ на работу автомобиля

1000,00

23

203

5

Списаны запчасти, использованные для текущего ремонта автомобиля в дороге

40,00

23

207

6

Списана стоимость аккумулятора, отработавшего свой ресурс

1000,00

23

207

7

Списана на расходы стоимость шин, отработавших ресурс

2400,00

23

207

8

Отнесена в состав расходов стоимость услуг СТО

450,00

23

685

9

Отражен НК по НДС

90,00

641

685

10

Отражен доход от предоставления услуг по перевозке

9000,00

361

703

11

Отражены НО по НДС

1500,00

703

641

12

Отнесены на себестоимость услуг по перевозке расходы, понесенные при предоставлении таких услуг

6640,00

903

23

13

Списаны на финансовый результат доходы

7500,00

703

791

14

Списаны на финансовый результат расходы

6640,00

791

903

y.tovstopyat@buhgalter911.com

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше