
Льготы І квартала — по новым Справочникам
01.04.2016 г. датированы новые Справочники налоговых льгот, а именно: Справочник № 78/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета; Справочник № 78/2 других налоговых льгот. Оба документа приведены по состоянию на 01.04.2016 г. При заполнении отчета за І квартал пользоваться необходимо именно этими Справочниками.
Если программное обеспечение «отстает» от принятых Справочников (к примеру, не содержит необходимых новых видов льгот и соответствующих им кодов), это ни в коем случае не может быть причиной для неуказания их в отчете. В таком случае необходимо или занять «выжидательную позицию» и дождаться, когда в ПО будут внесены нужные изменения, или же внести соответствующие данные вручную (ориентируясь на нужный Справочник и соответствующий код и название льготы).
В связи с этим напомним, что указание в отчете неверных данных можно спокойно исправить в отчетах за следующие периоды, причем без штрафов (разъяснение в категории 135.02 ЗІР). А вот неподача отчета чревата наложением админштрафов по ст. 1631 КоАП на должностных лиц предприятия (но не на физлицо-предпринимателя) (о чем налоговики указывают в категории 138.01 ЗІР) в размере от 85 грн. до 170 грн. (от 170 грн. до 255 грн. — при повторном на протяжении года «привлечении»).
Отчитываться ли за «прибыльные» льготы?
Плательщики налога на прибыль предприятий (далее — НПП) должны учесть, что от подачи квартального «льготного» отчета освобождены лишь те из них (понятное дело, актуально лишь для пользователей налоговых льгот), кто в 2016 году попал в ряды годовых счастливчиков** (согласно разъяснению в категории 102.23.01 ЗІР).
** Вам могут быть полезны статьи «Квартальная дека по налогу на прибыль: кому «повезло» больше всех?» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 13) и «Декларация по налогу на прибыль за І квартал: нюансы заполнения» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 16).
А вот квартальные плательщики (при наличии оснований для этого) обязаны подать такой отчет в квартальный срок.
И, само собой, даже для годовых плательщиков НПП не предусмотрено освобождение от подачи квартального отчета при наличии у них льгот по другим налогам и сборам.

НДС-льготы
Часто возникают вопросы с идентификацией льготы (т. е. является ли та или иная операция/действие/норма льготной). Разберемся с теми из них, которые интересуют пользователей портала buhgalter911.com. Так совпало, что все они связаны с НДС.
Экспортная НДС-льгота. Применение ставки НДС 0 % при экспорте товаров, безусловно, является налоговой льготой. Другое дело, что в некоторых случаях сумма, полученная при расчете, может оказаться нулевой***.
*** О таких случаях и том, как с этим бороться, вы могли прочесть в статье «Определяем место экспортной НДС-льготы в отчете о льготах» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 40).

Подтверждает «льготность» экспорта и Порядок № 167****, в котором экспортной НДС-льготе посвящен отдельный подраздел (№ 2) раздела ІІ. Он содержит, в частности, формулу для расчета суммы льготы:
СП = (V пост, нульов. - V прид.) х размер ставки налога,
где СП — сумма льгот; V пост, нульов. — объемы операций по экспорту товаров (сопутствующих услуг) из раздела I «Налоговые обязательства» налоговой декларации по НДС; V прид. — объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в операциях по экспорту товаров (сопутствующих услуг).
По мнению ГФСУ (выраженному в категории 101.29 ЗІР), в показателе V прид. следует учитывать только те покупки, которые связаны с конкретными поставками. То есть сумму льготы по каждой конкретно взятой экспортной операции (на примере товара) рассчитывают как разницу между продажной стоимостью экспортируемого товара и стоимостью его приобретения или материалов/услуг, использованных для его изготовления, умноженную на 0,2.
Ставка 7 %. Установление сниженной ставки налога также является налоговой льготой, о чем прямо сказано в п.п. «в» п. 30.9 НКУ.

Беда в том, что для этого случая Порядок № 167 по сей день не содержит специальной формулы для расчета суммы налоговой льготы. Но исходя из системного прочтения его положений напрашивается аналогичная вышеприведенной формула с той лишь разницей, что вместо размера ставки налога 20 % следует использовать значение 13 % (как разницу между основной, 20 %, и сниженной, 7 %, ставкой НДС). Налоговики «за» — см. категорию 101.29 ЗІР.
Импорт vs. ставка 7 %. Согласно п.п. «в» п. 193.1 НКУ ставка 7 % используется как при поставке лекарственных средств, медицинских изделий и медицинского оборудования на таможенной территории Украины, так и при их ввозе. Обратите внимание: налоговые льготы, приведенные в Справочнике № 78/1 (коды 14010508 — 14010510), касаются лишь операций поставок на таможенной территории Украины. А вот о ввозе на таможенную территорию Украины в них упоминания нет. Соответственно «импортную льготу» в отчете не отражаем (см. категорию 101.29 ЗІР).