Почтомат — что за фрукт такой?
С вашего позволения начнем с приятного ☺. Минэкономразвития в письме от 15.07.2016 г. № 3631-04/21819-07 сообщило, что почтомат не относится к пунктам продажи товаров, а является одним из современных способов доставки товаров от продавца к потребителю. Отсюда приятное следствие (закрепленное в письме): на них не распространяются нормы «мелкорозничных» Правил № 3691.
В чем же собственно позитив от подобного разъяснения? В первую очередь в том, что ограничение по видам товаров, запрещенных к продаже через мелкорозничную торговую сеть, приведенное в п. 8 Правил № 369, при доставке товаров через почтомат, получается, «не в деле».
![img 1](/cache/image/real/35/35ff417729de4a2cde8075a6a8cda502.png)
Считаем такой вывод верным. И от себя лишь добавим, что сфера интернет-торговли регулируется, в частности, Законом о защите прав потребителей и Законом об электронной коммерции2.
2 Вам будет полезна статья «Закон об e-commerce: что учесть, где изменить, к чему готовиться» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 43).
РРО для интернет-торговцев: налоговики говорят «да»…
Причем складывается такое впечатление, что даже не глядя, что у них спрашивают…
Речь о письме от 27.05.2016 г. № 5586/Н/99-99-14-05-01-14 (смотрите цитату).
![img 2](/cache/image/real/8b/8b16ab5094a36ebf507a17136e5e6241.png)
3 В письме от 23.05.2016 г. № 5295/К/99-99-22-07-03-14 все то же самое сказано в отношении платежных систем Portmone и Liqpay, а в категории 109.06 ЗІР — о случае применения платежных карточек Visa, MasterCard и других (похоже, что без оглядки на то, как именно используют такие карточки).
При этом вопрос налоговикам задали следующий: «Интернет-магазин осуществляет доставку товара покупателям через «Новую почту», с 04.12.2015 г. клиенты которой могут осуществлять денежные переводы за товар через платежную систему FORPOST (платежная организация — ООО «Пост Финанс»). Должен ли интернет-магазин, получая на свой текущий счет оплату от покупателей через эту платежную систему, проводить ее через РРО?».
В качестве «лирического» отступления отметим: налоговики в своем письме не отрицают, что согласно п. 6 ст. 9 Закона об РРО регистраторы (как и расчетные книжки) не применяют при продаже товаров (предоставлении услуг) предприниматели-единоналожники-«домиллионники». Поэтому указанные субъекты со спокойной душой от данного обсуждения могут «отсоединиться».
С остальными двигаемся далее.
Система FORPOST, об использовании которой в нем идет речь, та еще «штучка». ООО «Пост Финанс», обеспечивающее функционирование системы, является небанковским финансовым учреждением, получившим лицензию на перевод средств4. А такие учреждения имеют право осуществлять операции по приему наличности в гривнях для дальнейшего ее перевода.
4 Перечень таких учреждений опубликован на официальном интернет-представительстве НБУ (http://www.bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=3003638&cat_id=3003637).
![img 3](/cache/image/real/d0/d053059af5071b8732484ab2effddc06.png)
Общество свою деятельность осуществляет на основании договоров о приеме денежных средств от своего имени, но в пользу третьих лиц. В нашем случае — интернет-магазинов.
По условиям вопроса интернет-магазин получает платеж на свой текущий счет.
Можно ли говорить, что в такой конкретной ситуации имеет место осуществление расчетных операций (для интернет-торговцев) в понимании Закона об РРО?
На наш взгляд, нет. Интернет-торговец приема наличных средств не осуществляет (деньги поступают на текущий счет). Банковская карточка покупателя никак не задействуется. Значит, применение РРО в данном случае не требуется!
![img 4](/cache/image/real/03/0377a951fd7ed402808051319cbadefb.png)
Но если бы интернет-магазин получил «в руки» наличные или при расчетах была задействована карточка покупателя, другой разговор.
По поводу карточек отметим следующее. Мы по-прежнему видим ситуацию с применением РРО в следующем ключе (опять же не похоже, что налоговики понимают ее так же).
Если говорим об интернет-банкинге (платежи банковской карточкой, но не через собственный сайт интернет-магазина), то применять РРО не нужно. Ведь в таком случае на счет интернет-торговца средства заходят в рамках безналичных расчетов.
А вот в случае с интернет-эквайрингом (когда платежи банковской карточкой проводят с помощью кнопки «Оплатить» на сайте интернет-магазина), последствия, увы, такие же, как и в случае применения обычного POS-терминала. Разница лишь в том, что банковские карточки клиентов используют без физического контакта с ними (как в POS-терминале), а с помощью финансовых посредников, таких как платежные системы Portmone и Liqpay. То есть применению РРО в данном случае быть.
То есть к каждому случаю осуществления расчетов следует подходить взвешено, а не мерить их «одним мерилом», как это делает ГФСУ.