Новоявленный Порядок № 4391 датирован началом ІІ полугодия текущего года. Хотя, по-хорошему, явил бы КМУ его около года назад, это было бы куда логичнее ☹.
Так вот, в свое время многие опасались, что данный Порядок «контроля недостижения миллиона» перечеркнет всю радость от возможности не применять РРО. Мол контроль будет такой, что лучше сразу поставить РРО ☺.
Вот только откуда ему (такому жесткому контролю) взяться, если Порядок — подзаконный акт? А в НКУ, Закон об РРО и прочие никаких специальных изменений не вносили. И уже на стадии проекта стало понятно: Кабмин «сварит» блюдо только из тех ингредиентов — прав налоговиков, которые есть в НКУ. Что вроде как и естественно.
Так что же видим в принятом документе? Начнем с того, для чего, собственно, все «затевалось», — с определения объема доходов единоналожников. Порядок № 439 в этом плане немногословен. Он лишь указывает, что для определения предельного объема дохода учитываются в совокупности все виды доходов, полученные плательщиком единого налога от осуществления предпринимательской деятельности в течение календарного года независимо от выбранных видов деятельности. То есть в понимании Порядка доходы единоналожника — это те же доходы, о правилах определения которых говорит ст. 292 НКУ. То есть полученные в наличной, безналичной и натуральной форме (бесплатно полученные товары (работы, услуги); списанная предпринимателем группы 3 — плательщиком НДС сумма кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности).
Доходы физлица-предпринимателя в виде процентов, дивидендов, роялти, страховых выплат и возмещений, а также доходы, полученные от продажи зарегистрированного на физлицо движимого и недвижимого имущества, при определении предельного объема дохода учитываться не должны.Что касается методов контроля, то, как и ожидалось, ничего сверхъестественного Кабмин не выдумал (поскольку и не мог). Налоговики будут осуществлять контроль за объемами доходов единоналожников путем:
— использования имеющихся у них информационных ресурсов;
— обращений к налогоплательщикам о предоставлении налоговой информации (причем не только к самим предпринимателям — непосредственным субъектам контроля, но и к их контрагентам);
— проведения встречных сверок и проверок (документальных внеплановых и фактических).
Никакой тебе дополнительной отчетности и чего-то, что бы выходило за рамки НКУ.Логично возникает вопрос: как последние методы контроля сочетаются с ныне действующими ограничениями относительно проведения проверок2? Давайте разложим «по полочкам» все методы контроля, о которых идет речь в Порядке № 439.
2 Подробнее о которых вы могли прочесть в статьях «Штрафные (налог на прибыль) и проверочные моратории: на что уповать в этом году» в журнале «Бухгалтер 911», 2016, № 9 и «Новый мораторий на проверки: кому повезло больше всех?» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 5.
1. Письменный запрос о предоставлении налоговой информации (пп. 4 и 5 Порядка).
Такой запрос с целью осуществления налогового контроля за достижением плательщиками единого налога предельного объема дохода налоговики могут направить налогоплательщику или другому субъекту информационных отношений при наличии хотя бы одного из оснований, определенных в п. 73.3 НКУ. При этом обязательно соблюдение требований, установленных этим пунктом.Такой запрос не является проверкой в понимании НКУ, потому от его предоставления не спасут никакие моратории. В то же время особой опасности его направление не таит, ведь ответ на него плательщик обязан сформировать самостоятельно и активного участия налоговиков при этом удастся избежать.
Налогоплательщики и другие субъекты информационных отношений (в нашем случае — их контрагенты) обязаны подавать информацию, определенную в запросе, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (если другое не предусмотрено НКУ).Порядок получения информации контролирующими органами по их письменному запросу урегулирован последним разделом Порядка № 12453.
2. Встречные сверки данных субъектов хозяйствования в отношении плательщиков единого налога (п. 6 Порядка). Налоговики вправе получать налоговую информацию и путем проведения встречных сверок данных субъектов хозяйствования в отношении плательщиков единого налога относительно определения предельного объема дохода. При этом руководствоваться они должны порядком, прописанным в п. 73.5 НКУ (ср. ). А в нем, среди прочего, находим оговорку, что такие сверки не являются проверками. Соответственно и от их проведения «проверочные» моратории не спасают.
Регламентирует проведение встречных сверок Порядок № 12324.
3. Документальные внеплановые и фактические проверки (п. 7 Порядка). При наличии оснований, предусмотренных пп. 78.1.1 — 78.1.18 НКУ, налоговики могут провести документальную внеплановую, а в случае наличия обстоятельств, указанных в пп. 80.2.1 — 80.2.7 НКУ, — фактическую проверку. Но здесь уже предпринимателей-единоналожников, по-хорошему, должен «оберегать» проверочный мораторий, предусмотренный п. 3 разд. ІІ Закона № 715. Тем более что сами налоговики соглашаются: под его действие подпадают все виды проверок (категория 136.06 ЗІР).
Исключение, позволяющее проверять предпринимателей — плательщиков единого налога групп 2 и 3 по вопросам соблюдения порядка применения РРО, в нашем случае «не в деле», ведь мы сейчас говорим о субъектах, которые регистраторы не используют. Хотя не факт, что из-за терминологических неточностей здесь не всплывут некоторые нюансы, о которых мы говорили в журнале «Бухгалтер 911», 2016, № 9, с. 5.