Основные понятия
Курсовые разницы появляются вследствие того, что первоначально в бухучете операции в инвалюте отражаются на дату их осуществления в гривнях по курсу НБУ. А в ходе дальнейшей хоздеятельности приходится проводить их перерасчет ( п. 8 П(С)БУ 21*): (1) на дату проведения хозоперации; (2) на дату баланса.
* П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов», утвержденное приказом Минфина от 10.08.2000 г. № 193.
А поскольку курс НБУ постоянно колеблется, то возникают курсовые разницы. Причем они могут быть как положительными, так и отрицательными (хотя могут и вообще отсутствовать).
И тут у плательщика ЕН возникает закономерный вопрос: повлияют ли такие разницы на его доход? К сожалению, в НКУ, в частности в ст. 292, прямого ответа на него нет. Поэтому, как обычно, налоговики фискалят.
Позиция налоговиков
Согласно мнению налоговиков (категория 108.01.02 ЗІР):
— плательщик ЕН группы 3 (ЮРЕН) должны включать в состав доходов плательщика ЕН положительное значение курсовых разниц от пересчета инвалюты;
— а вот отрицательное значение — базу обложения ЕН уменьшить не может.
Первое утверждение они основывают на том, что с целью составления финотчетности ЮРЕНы признают доходы и расходы согласно требованиям П(С)БУ ( п. 10 П(С)БУ 25**). А значит, они обязаны рассчитывать курсовые разницы по монетарным статьям в инвалюте согласно П(С)БУ 21.

Вместе с тем запрет на уменьшение ЕН-дохода при отрицательном значении курсовых разниц налоговики объясняют лишь тем, что в ЕН-декларации не предусмотрено отражение расходов.
С такой позицией можно было бы согласиться, если бы говорили мы не о курсовой разнице, а о разнице между курсом МВРУ и курсом НБУ при продаже инвалюты.

Однако относительно применения такого подхода при пересчете валюты на дату баланса можно поспорить. Особенно, если речь идет об инвалютных кредитах, полученных плательщиком ЕН. Судите сами. Согласно п.п. 3 п. 292.11 НКУ суммы кредитов и займов, в том числе полученные в инвалюте, не включаются в ЕН-доход.
Но (!) так как данная задолженность является монетарной статьей, то, следуя позиции налоговиков, плательщик ЕН обязан проводить по ней пересчет курсовых разниц ( вопрос 5 ОНК № 574***): на дату баланса и на дату погашения кредита. Естественно, положительные разницы нужно включить в доход, а об отрицательных — забыть.
Выходит, что плательщик ЕН (даже если он фактически не успел воспользоваться кредитом) при колебании курса НБУ уже получит доход, который ему еще и придется обложить ЕН. В этом случае более логичной выглядит вторая позиция.
Позиция «логичная»
Есть основания утверждать, что курсовые разницы (будь-то положительные или отрицательные) на доход плательщика ЕН не влияют.
Да, действительно, ЮРЕНы ведут учет доходов и расходов с помощью упрощенного бухучета. И если следовать требованиям П(С)БУ, то им необходимо определять курсовые разницы и включать их в прочие операционные доходы. Но в налоговом учете такие разницы не будут считаться доходом, и вот почему:
1. Доход в инвалюте, нужно пересчитывать в гривни по официальному курсу НБУ на дату получения такого дохода ( п. 292.5 НКУ).
2. Датой же получения дохода плательщика ЕН является ( п. 292.6 НКУ):
— дата поступления средств плательщику ЕН в денежной (наличной или безналичной) форме — в общем случае;
— или дата подписания плательщиком ЕН акта приема-передачи — при безвозмездном получении товаров (работ, услуг).
Но при пересчете монетарных статей на дату баланса, т. е. при определении курсовых разниц, фактически на текущий счет плательщика ЕН деньги не поступают. И бесплатных товаров (работ, услуг) тоже нет.

Как действовать
Несмотря на приведенные вами аргументы, вряд ли налоговики откажутся от своей точки зрения. Поэтому следовать второй позиции — это путь к спорам с налоговиками. В этой связи, если уже и брать ее на вооружение, то советуем получить индивидуальную налоговую консультацию. И если ответ фискалов вас не устроит — обжаловать ее в судебном порядке.
Это, так сказать, более легкий вариант «борьбы» (по сравнению с тем, когда по результатам проверки будет принято налоговое уведомление-решение).