Не принимают электронную отчетность: когда можно отчитаться «на бумаге»?

В избранном В избранное
Печать
Сумцова Ольга, налоговый эксперт, o.sumcova@buhgalter911.com
Бухгалтер 911 Май, 2016/№ 22
Нередки ситуации, когда в канун предоставления отчетности плательщик обнаруживает, что налоговики «отключили» его от возможности подать отчетность в электронном виде. Сейчас в НКУ предусмотрена норма, позволяющая подать отчетность «на бумаге», если фискалы в одностороннем порядке расторгли договор о признании электронных документов. Как и когда работает эта норма, расскажем в сегодняшней статье.
договор о признании электронных документов, налоговая отчетность

Базовые правила

Для начала напомним общие требования к способам подачи налоговых деклараций. Они изложены в  ст. 49 НКУ.

Способы подачи налоговых деклараций

Вид налоговой декларации

Малые предприятия*

Средние, крупные предприятия

НДС-отчетность

Исключительно в электронной форме ( п. 49.4 НКУ)

Остальные налоговые декларации

Можно сдавать в «бумажной» форме (лично либо по почте), причем даже если есть договор на подачу электронной отчетности

Исключительно в электронной форме ( п. 49.4 НКУ)

* Критерии отнесения предприятия к малым, средним и крупным установлены ч. 3 ст. 55 ХКУ.

Причем отметим, что вышесказанное касается именно налоговых деклараций. Под налоговой декларацией, напомним, понимается документ, подаваемый налогоплательщиком контролирующему органу, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога ( п. 46.1 НКУ). Поэтому, к примеру, форма № 1ДФ также подпадает под определение налоговой декларации, а значит, на нее в полной мере распространяются требования ст. 49 НКУ.

Правда, в самом Порядке № 4* относительно формы № 1ДФ говорится, что на бумажных носителях ее можно подать только в случае, если в табличной части раздела І количество заполненных строк не больше 10 ( п. 2.3 Порядка № 4). Если количество строк 11 и более, то ее придется подавать либо «на бумаге» вместе с электронной формой на электронном носителе, либо в электронной форме с наложением ЭЦП.

* Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога, утвержденный приказом Минфина от 13.01.2015 г. № 4.

А вот Отчет о суммах налоговых льгот, алкогольно-табачные отчеты (№ 1-ОА, 1-ОТ, 1-РА, 1-РТ), финоотчетность не являются налоговыми декларациями. Поэтому по ним нужно смотреть свои правила подачи. Требования ст. 49 НКУ на них не распространяются. То же самое касается и Отчета по ЕСВ.

Если плательщик не выполнит условие о способе подачи налоговой отчетности (например, подаст НДС-отчетность по почте, а не в электронном виде), то такая отчетность будет считаться не поданной. Причем солидарны с этим мнением и суды. Так, к примеру, в постановлении Киевского окружного админсуда от 13.04.2016 г. по делу № 810/338/16 сказано: «налоговая декларация по НДС, составленная в бумажной форме, по форме не соответствует установленному формату (стандарту) налогового документа в электронном виде, не содержит обязательного реквизита  электронной цифровой подписи, при отсутствии которой этот документ утрачивает предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Украины статус налоговой декларации с наступлением предусмотренных законом юридических последствий».

Исключение из правил: когда работает?

Но из этого правила есть исключение. Оно касается случая, когда налоговики сами в одностороннем порядке лишили плательщика возможности подать налоговую отчетность в электронном виде. Так, ч. 3 п. 49.4 НКУ установлено, что в случае расторжения контролирующим органом в одностороннем порядке договора о признании электронных документов плательщик имеет право подать налоговую отчетность одним из способов, названных в  пп. «а» и «б» п. 49.3 НКУ, т. е.:

— лично либо уполномоченным на это лицом;

— по почте.

В случае направления декларации почтой такая отправка должна быть осуществлена не позднее чем за 5 дней до окончания предельного срока подачи налоговой отчетности ( п. 49.5 НКУ). Отчет отправляется по почте «с уведомлением о вручении и с описью вложения» ( п. 49.3 НКУ).

Опять же, подчеркнем, что воспользоваться этой нормой можно только в отношении подачи налоговых деклараций. А вот для всех остальных отчетов, которые подаются фискалам, эта норма не работает.

Обратим внимание: в  п. 49.4 НКУ речь идет уже не о налоговых декларациях, а о налоговой отчетности. Вместе с тем это не меняет сути. Ведь согласно Методрекомендациям № 516** налоговая отчетность — документы, которые в соответствии с НКУ подаются плательщиками налогов в органы ГНС и на основании которых осуществляются начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа).

** Методические рекомендации по приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в органах ГНС Украины, утвержденные приказом ГНСУ от 14.06.2012 г. № 516.

При этом обратим внимание: п. 49.4 НКУ распространяется только на случаи, когда договор расторгнут именно по инициативе налоговиков, а это может произойти по двум основаниям (п. 4 Примерного договора о признании электронных документов***):

*** Приложение 1 к Инструкции о подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233.

— непредоставление налогоплательщиком нового усиленного сертификата (сертификатов) открытого ключа вместо отмененных (т. е. когда старые еще не закончили срок действия);

— смена плательщиком места регистрации.

Других оснований нет.

Здесь примечательна ситуация, когда просто истекают сроки действия ЭЦП. Можно ли в этом случае воспользоваться нормой п. 49.4 НКУ и подать отчетность «на бумаге»?

Отметим, что договор о признании электронной отчетности действует до окончания срока действия усиленных сертификатов открытых ключей (п. 3 Примерного договора о признании электронных документов). Поэтому, если сроки действия ЭЦП истекли, договор утрачивает свое действие. Раз договор и так перестает действовать, то он не нуждается в каком либо дополнительном расторжении. А значит, одностороннего расторжения договора по инициативе налоговиков здесь не будет.

При этом в  ч. 3 п. 49.4 НКУ, позволяющей отступить от электронного способа подачи отчетности, речь идет исключительно о случае, когда договор расторгают налоговики, а вот об истечении срока действия договора в ней нет ни слова. Поэтому, если срок действия сертификатов истек, воспользоваться нормой п. 49.4 НКУ будет нельзя. И как показывается практика, налоговики отказывают в принятии «бумажной» отчетности в этой ситуации. Поэтому советуем своевременно переоформлять ЭЦП. Хотя попробовать сдать отчет «на бумаге» в этом случае можно.

Также обратим внимание на еще одно ноу-хау от налоговиков. Участились случаи, когда отдельные ГНИ требуют от плательщика подписать допсоглашение к договору о признании электронных документов. Сейчас такой «эксперимент» активно проводят киевские налоговики. В таком допсоглашении предлагается прописать случаи временного приостановления договора. Сразу отметим, что предложение подписать такое допсоглашение незаконно. Ведь фискалы обязаны действовать только в рамках Инструкции № 233, а она не предусматривает возможности приостановливать договор. Навязывание таких допсоглашений можно расценивать как злоупотребление должностными полномочиями.

В этом случае следует обращаться на Антикоррупционный сервис ГФСУ «Пульс», к бизнес-омбудсмену, прокуратуру или в суд.

Но здесь важно учесть следующее: если налоговики на основании такого допсоглашения приостановят договор о признании электронной отчетности, то возможность воспользоваться нормой п. 49.4 НКУ и подать отчет «на бумаге» также будет весьма «призрачной». Понятно, что логика п. 49.4 НКУ призвана защитить плательщиков от ситуации, когда налоговики нежданно-негаданно отключают плательщика от подачи электронной отчетности. Но опять же, подчеркнем, что п. 49.4 НКУ дает возможность обойти требования о подачи отчетности в электронном виде, только если налоговики в одностороннем порядке расторгают договор. А приостановление договора в него никак не вписывается.

Хотя, если уж такая ситуация случилась, советуем в любом случае попытаться подать отчетность «на бумаге». Кроме того, нужно сохранить квитанцию об отказе в принятии отчетности в электронном виде. В таком случае можно будет подавать иск в суд с требованием признать незаконным приостановление договора о признании электронных документов и обязать налоговиков считать принятой отчетность в электронном виде.

Если решение налоговиков будет признано незаконным, то налоговая отчетность считается принятой в день, когда плательщик изначально ее отправлял налоговикам в электронном виде.

Обратим внимание еще и на такие моменты:

1. Для того чтобы подавать документы через сервис «Електронний кабінет платника податків», плательщику тоже нужно иметь действующий договор с налоговиками о признании электронных документов (разъяснение в категории 135.03 ЗІР).

2. На заключение нового договора налоговикам отводится (разъяснение в категории 135.03 ЗІР):

— не более 5 рабочих дней, если договор заключается в электронной форме (направляется на электронный адрес zvit@sta.gov.ua);

— 20 дней, если договор заключается в «бумажном» виде.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить