Что запрещено, а что — нет
С 01.01.2017 г. НКУ подарил предпринимателям право на амортизацию, но при этом запретил амортизировать расходы на приобретение легковые и грузовые автомобилей ( пп. 177.4.5 и 177.4.6 НКУ). А заодно и учитывать в затратах расходы на их содержание .
В прошлом номере мы уже начали разбираться в этой теме*. Сегодня же предпримем попытку конкретизировать вопрос. Хотя сразу заметим, что сделать это непросто из-за нечеткости законодательных формулировок.
* Статья «Амортизация: и у предпринимателей».
Амортизация транспортных средств у предпринимателя
Вид транспортного средства | Ключевые моменты в определении | Может ли предприниматель его амортизировать? |
Легковой автомобиль общего назначения** | Имеет количество «сидячих» мест (с учетом места водителя) не более 9 и по конструкции предназначен для перевозки пассажиров | Нет, так как это прямо запрещено пп. 177.4.5 и 177.4.6 НКУ |
Грузовой автомобиль общего назначения** | Автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов | |
Автобус | Предназначен для перевозки пассажиров, количество «сидячих» мест — 10 или более | Да, так как он не относится ни к легковым (в нем больше 9 мест), ни к грузовым автомобилям (предназначен для перевозки пассажиров, а не грузов) |
Такси | Легковой автомобиль для перевозки пассажиров и их багажа в индивидуальном порядке | Нет, поскольку это разновидность легкового автомобиля, хоть и специализированного |
Прицеп и полуприцеп | Прицеп — транспортное средство без собственного источника энергии, приспособленное для буксировки автомобилем. Полуприцеп — прицеп, оборудованный сцепным устройством, обеспечивающим передачу горизонтальных и вертикальных усилий на другое транспортное средство, выполняющее функции тягача | Да, поскольку не являются автомобилями. Прицеп — это транспортное средство, но не автомобиль. Подтверждение чему можно найти в Законе об автотранспорте***, ДСТУ 2984-95****, Таможенном тарифе***** (имеет отдельный код УКТ ВЭД) |
Самосвал | Это автомобильные транспортные средства специализированного назначения. Предназначены для перевозки грузов/пассажиров определенных категорий | Нет, поскольку они являются грузовыми или легковыми автомобилями, хотя и специализированного назначения. По здравой логике их отнесение к основным средствам двойного назначения не логично. Логичным является отнесение автомобилей общего назначения. Но доказать это налоговикам будет нереально |
Цистерна | ||
Фургон | ||
Ритуальный автомобиль | ||
Седельный тягач | Автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для буксировки полуприцепа | Однозначно ответить затруднительно. Мы за то, что амортизация допустима. По Таможенному тарифу седельные тягачи не классифицируются как грузовые автомобили, а классифицируются как тракторы (позиция 8701 УКТ ВЭД). В ДСТУ 2984-95 они тоже классифицируются отдельно. И объяснение найти несложно — они сконструированы для буксировки. Но в чем можно увидеть проблему? Тот же Закон об автотранспорте «оперирует» седельными тягачами как транспортными средствами специализированного назначения для перевозки определенных категорий грузов. За это могут цепляться налоговики |
Автокран | Являются транспортными средствами специального назначения. В первую очередь, они предназначены для выполнения специальных рабочих функций, а не для перевозки пассажиров или грузов. А значит, они не являются ни грузовыми, ни легковыми автомобилями | Да, поскольку они не являются ни грузовыми, ни легковыми автомобилями |
Пожарная машина | ||
Авто-бетономешалка | ||
Вышка на автомобиле (разведывательная или буровая) | ||
Автомобили аварийного ремонта | ||
Мусоровоз | ||
Эвакуатор | ||
Уборочный автомобиль | ||
Автомобиль-мастерская | ||
Радиологическая мастерская | ||
Автомобиль для передвижных теле- и звукостанций | ||
Автопогрузчик самоходный (в том числе вилочный), оснащенный подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием | Классифицируется в позиции 8427 УКТ ВЭД как машины и оборудование | Да, поскольку не относится к легковым/грузовым автомобилям |
** Помимо общего назначения, можно выделить еще специализированное (перевозка пассажиров/грузов определенных категорий) и специальное (для выполнения специальных рабочих функций).
*** Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.
**** Государственный стандарт Украины ДСТУ 2984-95 «Средства транспортные дорожные. Типы. Термины и определения», утвержденный приказом Госстандарта от 25.01.95 г. № 31.
***** Закон Украины «Таможенный тариф Украины» от 19.09.2013 г. № 584-VII.
Как видим, не все автомобили выпали из обоймы. Среди них немало таких, которые амортизировать можно . Но есть и те, которые амортизировать однозначно нельзя.
НДС
Что касается НДС по приобретенным автомобилям, то запрет/разрешение на амортизацию авто никоим образом не влияет на НДС.
Поэтому, если вы покупаете автомобиль для использования в хоздеятельности и для облагаемых НДС операций, то и право на налоговый кредит должно быть, и «выкашивать» отраженный при покупке налоговый кредит необходимости нет.
Но налоговики на этот счет традиционно имеют «свое особое» мнение .
В категории 101.14 ЗІР они «поют старую песню».
Консультация переведена в разряд недействующих с начала этого года, но едва ли это говорит об изменении вектора.Логика такая: раз автомобили регистрируются на физлицо (гражданина), а не на предпринимателя, то никакого НДС при их покупке нет (получается, нет ни налогового кредита, ни налоговых обязательств).
На наш взгляд, эта позиция ошибочна: если вы заключили договор купли-продажи как предприниматель и используете автомобиль в бизнесе для налогооблагаемой операций, то у вас есть полное право на налоговый кредит. Но бороться за это право придется в суде .
На этом сегодня все. В следующих номерах подробнее поговорим об эксплуатации автомобилей.