«Зимние» расходы берем на себя! Учет у предпринимателя-общесистемщика

В избранном В избранное
Печать
Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт, v.miroshnichenko@buhgalter911.com
Бухгалтер 911 Ноябрь, 2017/№ 45
Температура «за бортом» стремительно падает. Значит, самое время покупать обогревательные котлы или обогреватели, утеплять помещения и окна, «переобувать» машину в «зимнюю резину». Мы беремся разъяснить, какие из этих затрат можно «орасходить», какие — самор­тизировать, а о каких придется забыть. В фокусе — предприниматель-общесистемщик.
предприниматель, общая система, расходы, амортизация, шины, утепление

Утепление помещения. Если предприниматель утепляет фасад помещения — это, очевидно, будет улучшением здания, т. е. основного средства. Ведь такое мероприятие приводит к увеличению будущих экономических выгод. Замена радиаторов, окон, дверей, скажем так, с большей легкостью может быть квалифицирована как ремонт (а не как улучшение), но принципиального значения это не имеет.

Ведь согласно п.п. 177.4.6 НКУ общесистемщик имеет право включить в расходы отчетного периода средства, затраченные на проведение ремонта, реконструкции, модернизации и иных видов улучшения основных средств .

Значит, в расходы можно сразу пустить и «ремонт», и «улучшение» (и стоимость материалов/товаров, и стоимость работ).

Не забудьте, что такие расходы можно учесть, только если они подтверждены платежным документомп.п. 177.4.5 НКУ.

Здесь есть такой принципиальный момент. Если говорим об утеплении основного средства, которое не относится к основным средствам «двойного назначения» (читай: говорим о нежилой недвижимости), вопросов нет. Расходы можно учесть. А вот если говорим об объекте жилой недвижимости (основное средство «двойного назначения» согласно п.п. 177.4.6 НКУ), то, к сожалению, расходов не будет вообще. Ведь нельзя учитывать расходы не только на приобретение, но и на содержание основных средств «двойного назначения».

И здесь может возникнуть вопрос: а что если нежилое здание, которое предприниматель утепляет, не его собственное, а арендованное?

В ст. 177 НКУ на этот счет нет никаких запретов, как собственно и конкретизации, что основные средства должны быть именно собственные.

Так что, на наш взгляд, общесистемщик может ставить в расходы и ремонты/улучшения арендованных основных средств. Но! Во-первых, в договоре аренды должен быть пункт о том, что арендатор имеет право производить ремонты/улучшения объекта аренды (этого точно потребуют налоговики). А во-вторых, у него должен быть платежный документ, подтверждающий такие расходы.

Покупка обогревательного котла, монтаж системы отопления. Говорим сейчас о котле стоимостью свыше 6000 грн. (для плательщика НДС — без НДС, для неплательщика — с НДС).

Если речь идет о собственной нежилой недвижимости предпринимателя (не является объектом «двойного назначения»), то установку обогревательного котла, монтаж системы отопления предприниматель может счесть улучшением основного средства (помещения) и сразу отправить в расходы (см. выше).

Но, как представляется, более безопасный вариант (если расходы превышают 6 тыс. грн.) — учитывать котел как отдельное основное средство. В таком случае расходы на покупку котла тоже можно учесть, но постепенно — через амортизацию*. И при таком «обособленном» учете не будет стоять вопрос со статусом недвижимости: жилая/нежилая (ведь говорим о самостоятельном объекте основных средств, который не относится к объектам «двойного назначения»). На первый план лишь выйдет хозяйственная (предпринимательская) цель использования.

* Пример расчета амортизации предпринимателем найдете в статье «Заметки об амортизации у предпринимателя-общесистемщика» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 42).

В первоначальную стоимость котла следует собрать, в частности, расходы на его доставку, установку, запуск, разрешительную документацию.

Минимальный срок полезного использования для котла (для целей амортизации, разумеется) — 5 лет (п.п. 177.4.9 НКУ).

Покупка обогревателей. Обогреватели, безусловно, покупают не на один год. Поэтому все зависит от их стоимости. Если стоимость свыше 6000 грн. (для плательщика НДС — без НДС, для неплательщика — с НДС), обогреватель является основным средством общесистемщика (п.п. 14.1.138 НКУ). Следовательно, его стоимость можно амортизировать (п.п. 177.4.6 НКУ).

Минимальный срок полезного использования для обогревателя (для целей амортизации) — 5 лет (п.п. 177.4.9 НКУ).

Если же стоимость обогревателя не дотягивает до 6000 грн., он является малоценным необоротным материальным активом. А с такими активами у предпринимателей беда . В НКУ о них ничего не сказано. Налоговики вроде бы и разрешают поставить их в расходы, но только мелочь типа канцтоваров. А по обогревателям велика вероятность, что в расходы их не пустят вообще .

Впрочем, есть варианты, как извернуться и все-таки «всунуть» стоимость обогревателей в расходы . Об этом мы недавно рассказывали**.

** В статье «Малоценка» и услуги в учете предпринимателя-общесистемщика» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 41).

Замена шин и антифриза. К сожалению, легковые и грузовые автомобили отнесены к основным средствам «двойного назначения» (п.п. 177.4.6 НКУ). Поэтому расходы на их содержание и ремонт запрещены, т. е. «сгорают» (п.п. 177.4.5 НКУ). Стало быть, нельзя включать в расходы замену шин, аккумуляторов, антифриза, масла и т. п. в таких автомобилях. Ведь все это техобслуживание, а оно относится к содержанию автомобилей (ИНК от 11.10.2017 г. № 2220/А/99-99-13-01-02-14/ІПК).

Но если речь идет об автобусах, то все упомянутые расходы обретают право на жизнь .

Расход топлива. Несмотря на то, что техобслуживание автомобилей в расходы не идет, стоимость топлива, истраченного на перевозки, в расходы включить можно на основании п.п. 177.4.1 НКУ. И налоговики с этим не спорят. Правда, требуют от предпринимателя ворох документов: договоры, акты выполненных работ (услуг), ТТН, платежки и т. п. (категория 104.05 ЗІР).

Чтобы фискалы не придирались, топливо лучше списывать на расходы согласно Нормам № 43***. При этом не забудьте, что зимой нормы расхода топлива повышаются в зависимости от температуры — от 2 % до 12 % (п. 3.1.1 Норм № 43). Температуру «за бортом» стоит фиксировать документально.

*** Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранспорта Украины от 10.02.98 г. № 43.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить