Сразу же констатируем, что в последнее время (см., например, письмо ГФСУ от 13.07.2017 г. № 1179/6/99-99-15-03-02-15/ІПК*) налоговики разрешают не начислять НДС при ликвидации объекта основных средств только при условии, что подобная ликвидация — вынужденная, т. е. «осуществляется без согласия плательщика».
* Также смотрите статью «Ликвидация основных средств: неоднозначные выводы фискалов по НДС» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 22).
На их фискальный взгляд выходит так, что если плательщик сам ликвидирует объект основных средств, то обязательно со злонамеренной целью нанести ущерб бюджету путем неначисления НДС…![]()
Тогда как адекватный специалист понимает, что если уж предприятие принимает решение ликвидировать объект основных средств, т. е. разбирает его и т. д., то именно по причине того, что такой объект уже объективно не может использоваться по первоначальному (т. е. полезному, читай: приносящему экономические выгоды) предназначению. И эта последняя причина — не менее вынужденная (т. е. не зависящая от согласия плательщика), чем форс-мажорное разрушение объекта.
Но вернемся к тому обстоятельству, что ваш ликвидируемый объект был приобретен у неплательщика НДС.
То есть по такому приобретению не формировался налоговый кредит.
Так вот, мы с вами понимаем, что согласно духу закона (т. е. НКУ) назначение «ликвидационного» п. 189.9 аналогично назначению «компенсирующего» п. 198.5 (который, кстати, налоговики одно время требовали применять одновременно с п. 189.9 НКУ в случае «самостоятельной» ликвидации объекта основных средств — до обновления редакции п. 198.5 НКУ).
Отметим: что касается неначисления НДС именно по п. 198.5 НКУ в отношении активов, в общем-то под него подпадающих, но приобретенных без формирования соответствующего налогового кредита (в частности, «без НДС»), то налоговики с таким НЕначислением согласны. Возможно, п. 189.9 НКУ по сути и был задуман как аналогичный упомянутому п. 198.5 НКУ инструмент для «компенсации» части налогового кредита, приходящейся на, так сказать, недоамортизированную часть стоимости ликвидируемого объекта основных средств.
Пусть и справедливую, т. е. современную.
Однако согласно букве закона (того же НКУ) соответствующая операция — ликвидация объекта основных средств прямо называется поставкой. А при поставке НДС начисляется на стоимость актива без учета того, фигурировал ли вообще при покупке такого актива «входной» НДС.
Разумеется, никто не запрещает вам обратиться к налоговикам за индивидуальной налоговой консультацией, но перспективы позитивного вывода, к сожалению, сомнительны.
