Амортизация седельных тягачей и прицепов. Как только на амортизацию законодатель дал «добро», мы сразу разобрались с тем, какие автомобили можно амортизировать, а какие — нет1. Так вот, если с седельными тягачами была некоторая неопределенность, то по прицепам и полуприцепам ситуация вполне ясная. Их можно амортизировать, так как они вообще не являются автомобилями (ни грузовыми, ни легковыми). Подтверждение этому можно найти в ст. 1 Закона об автотранспорте2. Судите сами:
1 Об этом читайте статью «Автомобиль и предприниматель-общесистемщик: амортизация и НДС» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 9).
2 Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.
Автомобиль | Прицеп | Полуприцеп |
колесное транспортное средство, которое: 1) приводится в движение источником энергии; 2) предназначено для перевозки людей и (или) грузов, буксировки транспортных средств, выполнения специальных работ | транспортное средство: 1) без собственного источника энергии; 2) предназначено для буксировки его автомобилем | прицеп, ось (оси) которого размещена позади центра масс и который оборудован сцепным устройством с тягачом |
Кроме того, те же выводы следуют из ДСТУ 2984-953 и Таможенного тарифа4 (прицепы и полуприцепы имеют отдельный от автомобилей код по УКТ ВЭД).
3 Государственный стандарт Украины ДСТУ 2984-95 «Средства транспортные дорожные. Типы. Термины и определения», утвержденный приказом Госстандарта от 25.01.95 г. № 31.
4 Закон Украины «Таможенный тариф Украины» от 19.09.2013 г. № 584-VII.
Тем не менее налоговики выразили совершенно противоположное мнение . Так, в ИНК от 25.07.2017 г. № 1351/Б/99-99-13-01-02 -14/ІПК ГФСУ высказалась против того, чтобы предприниматели амортизировали грузовые автомобили, в том числе седельные тягачи и прицепы с полуприцепами
!
Они опираются на ст. 19 Закона об автотранспорте, на основании которой делают вывод о том, что седельные тягачи и прицепы с полуприцепами являются грузовыми автомобилями .
Но это же нонсенс! Ладно еще седельные тягачи — мы предполагали, что налоговики не разрешат их амортизировать, опираясь на то, что они предназначены для перевозки грузов.

А вот прицепы и полуприцепы вообще не являются автомобилями по определению! Это отдельная категория транспортных средств, которая не относится ни к автобусам, ни к грузовым, ни к легковым автомобилям, а стоит особняком.

Если в техпаспорте указан тип транспортного средства не «грузовой автомобиль», а «прицеп/полуприцеп», то побороться за амортизацию, на наш взгляд, вполне можно.
В противном случае, если принять логику налоговиков, то получится, что нельзя амортизировать никакие транспортные средства, даже специального назначения (например, буровые вышки, мусоровозы, пожарные машины и т. п.), ведь все они обобщены в ст. 19 Закона об автотранспорте как «грузовые». Но это не так! Ведь по определению они предназначены для выполнения специальных рабочих функций, а не для перевозки пассажиров или грузов. А значит, не являются грузовыми автомобилями!
Ну и не забывайте о п. 56.21 НКУ, согласно которому, если нормы закона допускают двоякое толкование, решение принимается в пользу предпринимателя.

Содержание автомобилей. Помимо запрета на амортизацию по основным средствам двойного назначения есть еще один запрет: расходы на их содержание учесть нельзя. К сожалению, в НКУ не конкретизировано, что именно следует понимать под «содержанием»5.
5 Мы пытались это выяснить в статье «Предприниматель и автомобиль: расходы и НДС» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 11).
В ИНК от 25.07.2017 г. № 1351/6/99-99-13-01-02 -14/ІПК фискалы ответили на этот вопрос, сославшись на п.п. 26 п. 6 Правил № 5506. Что, в общем-то, логично. Мы предполагали, что так и будет, поэтому заранее предупреждали предпринимателей: по «двойным» основным средствам не ставьте в расходы их ремонт, техобслуживание, охрану, мойку, госрегистрацию и утилизацию.
6 Правила эксплуатации колесных транспортных средств, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.2013 г. № 550.
Правда, об аренде в Правилах № 550 речь не идет. Не означает ли это, что налоговики не против видеть в расходах аренду таких основных средств? Наверняка сейчас сказать сложно, но маленькая надежда есть .
Купленное до 01.01.2017 г. Мы склонялись к точке зрения, что да, амортизация по купленным ранее основным средствам возможна, поскольку в НКУ нет запрета на амортизацию основных средств, купленных до 01.01.2017 г. И все же мы предупреждали, что налоговики могут заупрямиться. К сожалению, так оно и вышло .
В ИНК от 29.06.2017 г. № 894/О/99-99-13-01-02-14/IПК ГФСУ подчеркнула, что амортизировать можно только те основные средства и нематериальные активы, которые были приобретены после 01.01.2017 г.
Что ж, осторожным предпринимателям придется смириться. Смелые же могут попытаться поспорить в суде, опираясь на отсутствие в НКУ запрета на такую амортизацию и на п. 56.21 НКУ, согласно которому, если нормы НКУ допускают двоякое толкование, решение принимается в пользу предпринимателя.
