Сегодня минимальный размер алиментов на одного ребенка не может быть ниже 50 % прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста (ст. 182 СКУ2). Закон № 2475 устанавливает, что это минимальный гарантированный размер.
2 Семейный кодекс Украины от 10.01.2002 г. № 2947-III.
Также Закон № 2475 определяет, что исполнитель взыскивает с должника алименты в размере, определенном исполнительным документом, но не меньше минимально гарантированного размера, предусмотренного СКУ (ч. 1 ст. 71 Закона № 14043). Ну а если у плательщика алиментов достаточно высокий заработок (доход), то суд может присудить алименты в минимально рекомендованном размере, т. е. в размере прожиточного минимума на одного ребенка.
3 Закон Украины «Об исполнительном производстве» от 02.06.2016 г. № 1404-VIII.
Кроме того, установлено, что суд не ограничивается размером заработка (дохода) плательщика алиментов в случае, если его расходы превышают заработок (доход) и алиментщик не доказал источник происхождения средств для оплаты таких расходов (ч. 3 ст. 182 СКУ).
В связи с подобными новациями напоминаем: работодатель удерживает алименты из зарплаты работника в той сумме, которая указана в соответствующем документе — заявлении работника, постановлении госисполнителя, исполнительном листе, до тех пор, пока ему не поступит новый документ4.
4 Вам будут интересны статьи: «Удерживаем «детские» алименты: «доналоговоучетные» вопросы» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 25); «Повышение минимального размера алиментов на ребенка — головная боль бухгалтера или нет?» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 27).
Еще одно нововведение: увеличение срока, за который могут быть взысканы алименты. Теперь взыскание алиментов по исполнительным листам за прошлое время проводится в пределах 10-летнего (ранее — 3-летнего) срока, который предшествовал предъявлению исполнительного листа к исполнению.
Закон № 2475 более детально определил обязанности соответствующих органов «стучать» на неплательщиков алиментов, которые внесены в Единый реестр должников. Так, при попытке зарегистрировать отчуждение транспортного средства органы МВД откажут в регистрации и сразу же сообщат об этом исполнителю (государственному или частному).
Нотариус откажет в удостоверении отчуждения имущества алиментщика, если он задолжал алименты больше чем за 3 месяца. И, опять-таки, сообщит о такой попытке исполнителю.
Новый собственник недвижимого имущества, которое было приобретено у лица с задолженностью по алиментам более 3 месяцев, не сможет зарегистрировать права на такое имущество.
Госрегистратор откажет ему в этом.
Неплательщик алиментов надумал открыть или закрыть счет в банке? Исполнитель узнает и об этом. Ведь банки отныне обязаны проверять, не внесена ли информация о клиенте в Единый реестр должников. Если да, то в день открытия/закрытия счета банк уведомит об этом событии соответствующий орган госисполнительной службы или частного исполнителя.
Порядок и форму такого уведомления должен утвердить НБУ по согласованию с Минюстом.
Исполнитель не позднее следующего рабочего дня после получения уведомления примет решение о наложении ареста на имущество и/или на средства на счетах должника в банках.
Более того, введена норма, согласно которой автоматизированная система исполнительного производства будет обеспечивать автоматизированный арест средств должника-алиментщика в порядке, определенном Минюстом по согласованию с НБУ (ч. 5 ст. 8 Закона № 1404).
У госрегистратора появилось основание отказать в госрегистрации изменений состава учредителей (участников) юрлица, если такие изменения связаны с уменьшением доли учредителя (участника) в уставном (составном) капитале (паевом фонде) юрлица. Такое право у него есть в случае, если заявление о госрегистрации изменений подано в отношении учредителя (участника), который внесен в Единый реестр должников, в частности по исполнительным производствам о взыскании алиментов, при наличии задолженности по этим платежам более 3 месяцев (п. 31 ч. 1 ст. 28 Закона № 7555).
И, наконец, самое интересное. Сейчас предприятия и ФЛП осуществляют отчисления из зарплаты и других доходов работников по исполнительным листам и перечисляют средства непосредственно взыскателям (физлицам). На банковский счет или почтовым переводом.
Закон № 2475 вводит немного другую процедуру.
Теперь средства, удержанные с доходов работников по исполнительным листам (в частности, алименты), нужно будет перечислять на соответствующий счет органа государственной исполнительной службы или на счет частного исполнителя (ч. 1 ст. 69 Закона № 1404). Не позднее следующего рабочего дня исполнители перечислят полученные средства взыскателю-физлицу на счет в банке или другом финучреждении, который указан в заявлении о принудительном исполнении решения (заявлении об изменении реквизитов счета) (ч. 2 ст. 47 Закона № 1404).
Кроме того, отчеты об осуществленных отчислениях и выплатах по исполнительным листам предприятия и ФЛП теперь будут подавать в три раза чаще: ежемесячно, а не ежеквартально, как сейчас. Соответствующие изменения внесены в ст. 69 Закона № 1404, п. 8 разд. Х Инструкции по организации принудительного исполнения решений, утвержденной приказом Минюста от 02.04.2012 г. № 512/5 (см. приказ Минюста от 02.08.2018 г. № 2522/5). Форма отчета осталась прежней и приведена в приложении 9 к Инструкции № 512/5 (ср. ).
Как и раньше, этот отчет нужно будет подавать отдельно по каждому постановлению исполнителя.
Все рассмотренные изменения вступают в силу с 28.08.2018 г.