14.02.2018
Начнем именно с них:
1) по «устойчивому» мнению налоговиков, амортизировать можно основные средства, купленные после 01.01.2017 г. (категория 104.05 ЗІР). В нашем случае автотранспорт куплен в декабре 2017 года, значит, если есть документы о его покупке, амортизация теоретически возможна
2) нельзя амортизировать легковые и грузовые автомобили (п.п. 177.4.6 НКУ)
— амортизировать основные средства двойного назначения;
— учитывать расходы на приобретение и содержание основных средств двойного назначения.
Без проблем этот запрет проходят автобусы, поскольку даже при желании законодательство не позволяет классифицировать их как грузовой или легковой автомобиль. А вот со всем остальным дело обстоит сложнее
Так, мы бы считали, что спецтранспорта (автокран, автобетономешалка, мусоровоз, эвакуатор, уборочный автомобиль и т. п.) указанные выше ограничения не касаются, поскольку спецтранспорт не относится ни к грузовым, ни к легковым автомобилям, а предназначен для выполнения специальных работ1.
1 Подробный перечень транспортных средств, которые можно или нельзя амортизировать, вы найдете в статье «Автомобиль и предприниматель-общесистемщик: амортизация и НДС» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 9).
Однако налоговики с высокой долей вероятности могут думать иначе
Поэтому по спецтранспорту советуем перестраховаться и получить индивидуальную консультацию от налоговиков с разрешением на амортизацию.
Еще менее «радужная» ситуация с седельными тягачами и полуприцепами, которые налоговики упорно хотят видеть в составе основных средств двойного назначения. Хотя, заметим, здесь не все так однозначно2;
2 Аргументы «за» амортизацию найдете в статье «Амортизация автомобиля у предпринимателя: «первый блин — комом» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 38).
3) амортизационные начисления осуществляются и отражаются в гр. 8 Книги учета доходов и расходов ежемесячно (категория 104.08 ЗІР; письмо ГФСУ от 25.07.2017 г. № 16192/6/99-99-13-01-02-15). Месячная сумма амортизации при применении прямолинейного метода определяется делением годовой суммы амортизации на двенадцать. В свою очередь, годовая сумма амортизации = первоначальная стоимость объекта : количество лет его полезного использования (п.п. 177.4.7 НКУ).
Но с какой даты начинать амортизацию? Сейчас и выясним.
Судя по последним консультациям налоговиков, они считают грузовыми автомобилями и седельные тягачи, и полуприцепы, и, похоже, даже спецтранспорт
В нашем вопросе предприниматель сомневается, что считать «точкой отсчета» для амортизации.
Опять-таки прежде нужно убедиться в том, что ваше транспортное средство вообще можно амортизировать (о чем мы сказали в предыдущем разделе). Если можно, то читаем далее.
Чтобы разобраться с вопросом, придется обратиться к… бухгалтерской нормативке
Так вот, даже бухгалтерская нормативка не дает четкого ответа на этот вопрос. Итак:
— формально в п. 29 П(С)БУ 73, п. 26 Методрекомендаций № 5614, п. 55 МСФО 165 и даже в письме ГФСУ от 25.07.2017 г. № 16192/6/99-99-13-01-02-15 сказано, что «начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования»;
3 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденный приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.
5 Международный стандарт бухгалтерского учета 16 (МСБУ 16). Основные средства (от 01.04.2014 г.).
«Пригоден для использования» означает, что объект доставлен на место и приведен в состояние, в котором его можно эксплуатировать так, как решит руководство (п. 55 МСФО 16).
— однако в категории 104.08 ЗІР налоговики разрешают начислять амортизацию с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию основного средства. И обычно юрлица начисляют амортизацию именно так! Так уж сложилось на практике.
По такой логике амортизация возможна с января-2018, если бы транспортное средство было введено в эксплуатацию в декабре-2017.
Здесь отметим, что поскольку предприниматель в принципе не обязан вести бухучет, то акт ввода в эксплуатацию он может составить в произвольной форме. За основу можно взять бланк из приказа № 3526 или приказа № 8187.
6 Приказ Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29.12.95 г. № 352.
В то же время ввиду того, что имеем дело с предпринимателем, требования законодательства не четкие и поведение налоговиков предсказать сложно, для перестраховки можно оформить ввод в эксплуатацию январем (после прохождения обязательного технического контроля) и амортизацию начать начислять соответственно с февраля. Вдруг налоговики прицепятся к тому, что согласно ст. 37 Закона о дорожном движении запрещается эксплуатация транспортных средств, которые подлежат обязательному техническому контролю, но не прошли его.
Предположим, что имеем дело с автобусом, первоначальная стоимость которого была 180 тыс. грн. НДС в нее не включили (считаем, что предприниматель сохраняет налоговый кредит по НДС).
Автобус относится к основным средствам группы 3, минимальный срок полезного использования которых — 5 лет (п.п. 177.4.9 НКУ). Следовательно, годовая сумма амортизации = 180 000 : 5 = 36 000 грн. А ежемесячная амортизация = годовая амортизация : 12 = 36000 : 12 = 3000 грн.
Предположим, что акт ввода в эксплуатацию составлен в январе 2018 года. В таком случае в 2018 году амортизацию начинаем начислять с февраля: в графе 8 Книги учета доходов и расходов ежемесячно указываем по 3000 грн., а в декларации о доходах за 2018 год покажем амортизацию автобуса: 3000 х 11 месяцев (с февраля по декабрь) = 33 000 грн.
«Автогражданка» прямо не указана в п. 177.4 НКУ среди расходов общесистемщика. Несмотря на это, совсем недавно налоговики разрешили включать ее в расходы
Налоговики советуют не ставить стоимость «автогражданки» в расходы сразу, а учитывать постепенно — равными частями в течение всего срока действия договора страхования. Это логично, прислушайтесь!
В консультациях фискалов есть намек на то, что делать это могут только перевозчики
Впрочем, ввиду того, что мнение налоговиков новое и изложено лишь в индивидуальных консультациях, лучше запросить индивидуальную консультацию для себя лично (это касается даже перевозчиков!).
Настоятельно рекомендуем это делать, поскольку «в общем» страховым расходам, пусть и связанным с хоздеятельностью, налоговики в категории 104.05 ЗІР дают «красный свет»:
«Пунктом 177.4 ст. 177 НКУ определен перечень расходов, непосредственно связанных с получением доходов ФЛП от осуществления хозяйственной деятельности на общей системе налогообложения, который не содержит расходов на страхование, связанных с ведением хозяйственной деятельности.
То есть стоимость оплаченных услуг страхования, которые связаны с ведением хозяйственной деятельности, не включается в состав расходов ФЛП на общей системе налогообложения».
Покупку ГСМ можно включить в расходы на основании п.п. 177.4.1 НКУ в пределах норм, утвержденных приказом № 438. Естественно, понадобятся документы, подтверждающие покупку ГСМ и получение дохода от перевозки (договора, акты, ТТН и т. п.) — категория 104.05 ЗІР.
Ремонт автобуса тоже можно включить в расходы на основании п.п. 177.4.4 НКУ. А вот если речь пойдет о грузовом или легковом автомобиле, то их ремонт в расходы не попадет, так как расходы на содержание основных средств двойного назначения (а ремонт относится к содержанию) — под запретом (п.п. 177.4.5 НКУ, категория 104.05 ЗІР).
Что касается НДС, уплаченного при покупке легкового или грузового авто (которые, как мы уже выяснили, отнесены к основным средствам двойного назначения), то налоговики сейчас признают право на налоговый кредит, но сразу после госрегистрации авто заставляют начислять «компенсирующее» налоговое обязательство (категория 101.13 ЗІР, письмо ГФСУ от 17.10.2017 г. № 2253/C/99-99-13-01-02-14/ІПК). То есть фактически нет права на налоговый кредит.
Спорить с этим можно, увы, лишь в суде
Что касается автобусов (равно как и других основных средств, которые предпринимателю можно амортизировать и которые он фактически амортизирует), то у налоговиков были здравые мысли, что налоговый кредит по ним сохраняется9.
9 Детали найдете в статье «Новое мнение о налоговом кредите при покупке основного средства предпринимателем» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 22).
Об этом было сказано в консультации из категории 101.13 ЗІР. Хотя сейчас эта консультация и отменена, считаем, что предпосылок для изменения позиции налоговиков нет.
Хорошо хоть НДС, уплаченный при покупке ГСМ (в пределах норм, утвержденных приказом № 43), однозначно можно включить в налоговый кредит без всяких «компенсирующих» обязательств.
Все в порядке и с НДС, уплаченным в связи с ремонтом автобуса.
А вот если вы ремонтируете грузовой или легковой автомобиль (которые НКУ «заклеймил» основными средствами двойного назначения), то фискалы требуют «уничтожить» налоговый кредит «компенсирующим» обязательством
Опять же, спорить с этим можно, но — в суде