Новое в учете крупных налогоплательщиков и другие изменения в администрировании налогов

В избранном В избранное
Печать
Товстопят Юрий, налоговый эксперт, y.tovstopyat@buhgalter911.com
Бухгалтер 911 Январь, 2018/№ 1-2
Прошелся Закон № 22451 и по администрированию налогов/сборов. Из того, что сразу «бросается в глаза», — возможность взыскания со служебных лиц контролирующих органов ущерба, нанесенного плательщику их незаконными решениями, действиями/бездействием. Но это лишь верхушка айсберга. Детали — в сегодняшней статье!

1 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» от 07.12.2017 г. № 2245-VIII.

Крупные налогоплательщики: новое в учете. Во-первых, изменились критерии определения таких плательщиков (не путать с делением на микро-, малые, средние и большие предприятия по Закону о бухучете). Теперь крупными считают плательщиков, у которых:

а) объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает эквивалент 50 млн/€2 (ранее было 1 млрд грн.), или

б) общая сумма налогов, сборов, платежей3, уплаченных в госбюджет, за такой же период превышает эквивалент 1 млн/€2 (ранее было 20 млн грн.). При этом добавлено новое условие: сумма таких налогов, сборов, платежей, кроме таможенных платежей, должна превышать эквивалент 500 тыс./€.

2 Определенный по средневзвешенному официальному курсу НБУ за такой же период.

3 Контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы.

Добавились также нюансы по учету таких плательщиков в контролирующих органах.

Должностные/служебные лица налоговой, несите ответственность! Собственно, и раньше в ст. 21 НКУ было прописано, что:

— не выполняющих должным образом своих обязанностей / принимающих неправомерные решения «контролеров» (из ГФСУ / ее территориальных органов) можно привлечь к ответственности «по закону»;

— причиненный ущерб подлежит возмещению за счет средств госбюджета.

Теперь это «дело» для таких должностных/служебных лиц еще больше «устрашили» .

Установлено, что нанесенный плательщику незаконными решениями, действиями или бездействием должностных/служебных лиц ГФСУ/ее территориальных органов ущерб будет возмещаться за счет средств госбюджета, предусмотренных для финансирования ГФСУ, независимо от вины должностного/служебного лица.

А само должностное или служебное лицо, кроме ответственности «по закону», теперь будет нести перед государством ответственность в порядке регресса в размере выплаченного из бюджета возмещения за незаконные решения, действия или бездействие этого лица.

То есть теперь в конечном итоге расплачиваться за ущерб будет не госбюджет, а конкретный виновный.

Посмотрим, как это будет реализовано на практике.

Если контролеры сами считают сумму налога. Говорим о случаях, когда контролирующий орган самостоятельно определяет налоговое обязательство плательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства.

Яркий пример — уплата физлицами налога на имущество.

В него входят налог на недвижимость, отличную от земучастка; земельный налог; транспортный налог.

Неоднократно мы говорили о том, что если налоговики не прислали плательщику соответствующее налоговое уведомление-решение, то и уплачивать нечего4.

4 Последний раз мы затрагивали эту тему в статье «Недвижналог vs физлица: актуальные вопросы» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 32).

Явление это массовое, поэтому и расставили в НКУ «акценты» на этот счет.

В п. 57.2 НКУ теперь подчеркнуто, что плательщик, для которого налоговики сами рассчитывают налоговое обязательство (по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства), должен его уплатить в случае направления (вручения) ему налогового уведомления-решения об уплате суммы налога. Формально так было и раньше. Куда интереснее другие добавленные в НКУ нормы.

Так, добавлен п. 126.3 НКУ, согласно которому в случае если налоговый орган не направил (вручил) физлицу-плательщику налоговое уведомление-решение по налогу на имущество в установленный НКУ срок, физлицо освобождается от предусмотренной НКУ ответственности за несвоевременную уплату налогового обязательства.

То есть само обязательство уплатить нужно, его никто не прощает. Но без санкций за нарушение сроков уплаты.

А поскольку сроки уплаты в данном случае привязаны именно к моменту вручения налогового уведомления-решения (в течение 60 дней со дня вручения), а вручат его, что называется, «сейчас», то логика законодателя, очевидно, в следующем. Если налоговики пришлют плательщику уведомление-решение с начислением налога за предыдущие года, то уплатить это обязательство будет нужно, но если плательщик не уложится в положенные 60 дней, к санкциям это не приведет.

Логично, ведь налоговики могут начислить с опозданием обязательство сразу за несколько лет.

Также интересны нормы, касающиеся недвижналога и земельного налога и добавленные через новые пп. 266.10.3 и 287.10 НКУ соответственно:

«налоговое обязательство по этому налогу может быть начислено за налоговые (отчетные) периоды (года) в рамках сроков, определенных пунктом 102.1 статьи 102 этого Кодекса».

В пункте 102.1 НКУ, напомним, речь идет о сроке в 1095 дней. Есть вопросы по части исчисления/отсчета этого срока. Но, очевидно, что в скором времени их снимут сами контролеры.

Местные налоги и сборы: ставки — на сайте ГФСУ. Дабы упростить поиск ставок местных налогов и сборов, ГФСУ будет размещать на своем официальном сайте (http://sfs.gov.ua) сводную информацию о размере и дате установления ставок, а также о нормативной денежной оценке земель.

Поскольку обновленный п.п. 12.3.3 НКУ отводит для исполнения этих обязанностей срок до 15 июля, то заработает этот механизм уже в части ставок, которые будут действовать в 2019 году.

Что касается нормативной денежной оценки, то центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, должен направить до 01.02.2018 г. информацию о нормативной денежной оценке земельных участков, проведенной по состоянию на указанную дату, в ГФСУ. Та, в свою очередь, должна будет опубликовать ее на своем официальном сайте.

Плательщики местных налогов и сборов при определении своих налоговых обязательств могут смело использовать сводную информацию, размещенную на официальном сайте ГФСУ. Даже в случае, если в такой информации будет обнаружена ошибка, содержащая расхождения между данными контролирующих органов и данными официально обнародованного решения об установлении местных налогов и сборов, плательщики будут освобождены от ответственности.

Ни штрафы, ни пеню, вызванные такой ошибкой, применять не будут, также не будет оснований для привлечения налогоплательщика и/или его должностных лиц к ответственности.

После 15.07.2017 г. и в 2018 году к решениям об установлении местных налогов и сборов, принятым органами местного самоуправления, не применяются требования п.п. 4.1.9 и п. 4.5, пп. 12.3.4, 12.4.3 и п. 12.5 НКУ и Закона № 11605. Речь идет о снятии ограничения на возможность лишь заблаговременного изменения правил, ставок, льгот по местным налогам и сборам.

5 Закон Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. № 1160-IV.

Особенности налогообложения в зоне проведения АТО. Напомним: особые правила «игры» на уровне Кодекса были закреплены лишь в начале прошлого года6. Теперь эти правила несколько уточнили7.

6 Подробнее о чем вы могли прочесть в статьях «АТО-налоги и налоговая реформа» («Бухгалтер 911», 2017, № 5) и «По следам налоговой реформы: Закон о дивидендах и АТО» («Бухгалтер 911», 2017, № 17).

7 Об НДС-уточнениях вы могли узнать в том числе со статьи «НДС-новинки 2018 года» текущего номера.

В частности, специальные правила для подтверждения данных, определенных в налоговой отчетности (прописанные в п. 38.11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) при отсутствии первичных документов, теперь применяют налогоплательщики / налоговые агенты, осуществлявшие деятельность не только на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии столкновения, но и на территории СЭЗ Крым.

Также указали, что земельные участки, расположенные на территории населенных пунктов на линии столкновения, больше не «выпадают» из объекта обложения единым налогом группы 4.

Расходомеры- и уровнемеры-счетчики могут быть проверены. Вернее сказать, проверенными могут быть акцизные склады на предмет их оборудования такими счетчиками. Причем нагрянуть может фактическая проверка (соответствующим образом дополнен п.п. 80.2.5 НКУ).

Но прописана эта норма уже на 2019 год, ведь обязательное оборудование акцизных складов такими счетчиками отложено до 01.01.2019 г.

Также на 2019 год (и позже) прописаны наказания за невыполнение обязанности по оборудованию акцизных складов такими счетчиками (обновленная ст. 1281 НКУ).

Ряд изменений касается трансфертного ценообразования. Введен новый термин «синдицированный финансовый кредит». Есть и другие изменения. Но о них подробнее — уже в следующих номерах.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить