Темы статей
Выбрать темы

«Фигаро здесь… Фигаро там», или Как организовать передвижную торговлю

Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
Альтернатива стационарному пункту торговли — передвижной пункт. Смотрите в сторону передвижной торговли и хотите знать, как все должно быть оформлено? Тогда этот материал для вас.

Разрешения от госорганов

Разумеется, начинать бизнес нужно с госрегистрации предпринимателя и выбора правильного вида деятельности. Для передвижной торговли подойдут коды КВЭД 47.81, 47.82, 47.89, 56.10 и 47.99. Когда регистрация уже позади, можно приниматься за открытие торговой точки.

И тут первый вопрос, который волнует предпринимателей: какие разрешительные документы нужны? Пробежимся по основным.

Разрешение на размещение объекта торговли — не нужно img 1.

Этот документ был отменен еще в 2011 году.

Паспорт привязки тоже не нужен img 2. Почему? Если проанализировать п. 4 ст. 28 Закона № 30381 и пп. 1.1 и 1.3 Порядка № 2442, то можно сделать вывод, что паспорт привязки нужен только для временных сооружений, то есть для пунктов некапитальной застройки (киоски, павильоны и т. д.). А для передвижных пунктов торговли его получать не нужно.

1 Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

2 Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.2011 г. № 244.

Тем не менее нельзя самовольно поставить мобильный пункт торговли где угодно. Естественно, его расположение должно быть согласовано с местными органами власти. К примеру, в г. Харькове с органом местного самоуправления в лице специально определенного коммунального предприятия заключают договор временного пользования отдельным элементом благоустройства коммунальной собственности для размещения временных объектов предпринимательской и другой деятельности (Положение № 688/173).

3 Положение о временном пользовании отдельными элементами благоустройства коммунальной собственности для размещения малых архитектурных форм и временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного и другого назначения на территории города Харькова, утвержденное решением Харьковского городского совета от 21.06.2017 г. № 688/17.

Заключение такого договора происходит в два этапа:

сначала подается заявление со схемой размещения временного объекта, а также цветные эскизы фасада в масштабе М 1:50;

после того как коммунальное предприятие даст «добро» на размещение временного объекта, подписывается договор. Для этого нужно еще раз подать: копию положительного ответа коммунального предприятия, схему благоустройства, Ф. И. О. предпринимателя и его адрес (в произвольной форме), документ о функциональном назначении и товарной специализации временного объекта (в произвольной форме), информацию о типе, размерах и способе размещения элемента уличной торговли, извлечение/выписку о госрегистрации предпринимателя.

За временное пользование элементами благоустройства взимается ежемесячная плата.

Подобная процедура установлена и в других городах Украины, но некоторые нюансы могут отличаться, поэтому лучше уточнить их в своем органе местного самоуправления.

Что касается документов на землю (например, договор аренды земли или договор аренды твердого покрытия: асфальта, тротуарной плитки и т. д.), то, на наш взгляд, они не нужны, так как паспорт привязки в данном случае не оформляется.

Информация для «пищевиков». Согласно ст. 23 Закона № 7714 в случае изготовления или хранения пищевых продуктов животного происхождения нужно получать эксплуатационное разрешение от Госпродпотребслужбы. В то же время для «общепита» и розничной торговли это разрешение можно не получать (п. 2 ст. 23 Закона № 771). Но «взамен» нужно пройти регистрацию5.

4 Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качества пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.

5 Детали найдете в статье «Пищевик! А ты зарегистрировал мощности?» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 33).

Такая регистрация бесплатная (п. 2 ст. 25 Закона № 771), в результате вы получите регистрационный номер конкретной мощности.

Учтите: если вы используете автомобиль для перевозки продуктов питания, его отдельно регистрировать не нужно, но если вы торгуете с него, то регистрировать такой автомобиль надо.

К слову, на автотранспорт, перевозящий продовольственное сырье и продовольственные товары для мелкорозничной торговой сети, должен быть оформлен санитарный паспорт (п. 21 Правил № 3696).

6 Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства внешних экономсвязей и торговли от 08.07.96 г. № 369.

Санпаспорт для перевозки пищевых продуктов сейчас выдает территориальный орган Госпродпотребслужбы (письмо Госпродпотребслужбы от 29.06.2016 г. № 15-1-2-6/4653).

А у каждого водителя или продавца должна быть санитарная книжка, у продавцов — еще и паспорт для предъявления органам контроля (пп. 10 и 11 Правил № 369). За отсутствие санкнижки предусмотрены админштрафы по ст. 42 КоАП7: как для самого предпринимателя-работодателя (102 — 425 грн.), так и для работника (17 — 204 грн.).

7 Кодекс Украины об административных нарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Кроме того, от вас также могут потребовать договор на вывоз мусора.

Чем нельзя торговать

Согласно п. 8 Правил № 369 в мелкорозничной торговой сети (к которой, безусловно, относится и передвижная торговля) нельзя продавать ряд товаров:

продтовары, если у вас отсутствуют условия для соблюдения санитарных норм и правил, а также для соблюдения температурных режимов;

нефасованные и неупакованные продтовары с разносок, лотков, столиков, корзин и неспециализированного транспорта, кроме картофеля, овощей, фруктов, плодов, ягод, бахчевых культур в период сезонной продажи, а также мороженого и цветов;

алкогольные напитки и табачные изделия;

технически сложные и крупногабаритные товары;

ткань, обувь (кроме домашней и рабочей), швейные изделия (кроме рабочей одежды и головных уборов для летнего сезона) и изделия верхнего трикотажа, требующие примерки;

драгоценные металлы, камни и изделия из них;

— огнеопасные товары бытовой химии, пиротехнические игрушки, ГСМ.

Требования к торговому месту

Основные требования к торговому месту изложены в пп. 20 — 27 Правил № 369.

Приведем самое важное, о чем стоит знать:

1) если вы торгуете с помощью автомагазинов, автокафе, авторазвозок, автоприцепов, автоцистерн, то на кузов нужно нанести краской надпись о наименовании, адресе субъекта хозяйствования, номере точки передвижной торговой сети и телефонном номере субъекта хозяйствования;

Надо понимать, другие способы нанесения информации на кузов тоже подойдут.

2) если вы торгуете с использованием иных передвижных пунктов торговли, на рабочем месте нужно установить табличку с указанием Ф. И. О. работника и предпринимателя, а также копию выписки из Госреестра, подтверждающую регистрацию предпринимателя;

3) лотки, столы, емкости с напитками и другие передвижные элементы уличной торговли размещаются только на тротуарах не менее 5 метров в ширину за пределами пешеходной части. Товар и освобожденная от него тара должны складироваться на тротуаре рядом с указанными передвижными элементами и за пределами пешеходной части (п. 32 Правил № 1988);

8 Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198.

4) нельзя размещать объекты торговли (п. 35 Правил № 198):

около фасадов административных и культовых зданий, непосредственно около памятников, фонтанов, клумб, обзорных и панорамных площадок, скульптурных и других элементов отделки зданий и декоративного благоустройства территории;

ближе 20 м к перекресткам улиц;

— в охраняемых зонах инженерных коммуникаций;

на остановке общественного транспорта на расстоянии ближе 20 м в обе стороны по тротуару от установленного дорожного знака, который его помечает (кроме объектов торговли, которые блокируются с киосками для продажи проездных билетов);

— на искусственных сооружениях (кроме случаев, когда размещение этих сооружений предусмотрено проектом строительства или реконструкции, согласованным и утвержденным в установленном порядке);

ближе 100 м к железнодорожным переездам.

Что касается торговли продуктами питания, то тут есть одно довольно сложно выполнимое условие img 3. При продаже напитков на разлив, продтоваров или продукции ресторанного хозяйства без упаковки нужно подключиться к водопроводной и канализационной сетям, иметь места для мытья рук, оборудования, инвентаря (или посуду одноразового использования), комплект моющих и дезинфицирующих средств и бачки с крышками для сбора отходов (п. 27 Правил № 369, п. 34 Правил № 198).

Запрещается продажа пищевых продуктов и напитков с применением посуды одноразового использования при отсутствии емкостей для ее сбора и последующей утилизации.

В идеале при продаже продовольственных товаров работники предпринимателя должны быть одеты в форменную или другую одежду, соответствующую санитарным требованиям (п. 9 Правил № 1859).

9 Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.

Место осуществления деятельности в заявлении о выборе упрощенки

Когда предприниматель организует передвижной пункт торговли, он не может заранее знать, какой адрес ему указать как место деятельности в заявлении о выборе упрощенки. В этом случае налоговики советуют указывать в строке 7 заявления: «Торгівля на ринках України» или «Торгівля на виставках України» и т. п. (категория 107.01 ЗІР). Тем не менее мы бы советовали указать место деятельности более конкретно, к примеру «торговля/мелкорозничная торговля/в г. Харькове». Ведь для единоналожников групп 1 и 2 от этого будет зависеть ставка единого налога! Если в качестве места деятельности указать «вся Украина», то ставка будет максимальной img 4. А если вы планируете работать в рамках одного города, так и пишите в заявлении — и ставка налога, скорее всего, будет меньше.

Как зарегистрировать РРО

Что касается РРО, то работать без него могут единоналожники, которые не продают сложные бытовые товары и имеют годовой оборот до 1 млн грн. Обычно сюда попадают все уличный торговцы, у которых есть передвижные пункты торговли.

Что касается общесистемщиков, то они могут обходиться без РРО, но с КУРО и РК, если их годовой оборот не превышает 500 тыс. грн. и они (постановление № 133610):

10 Постановление КМУ «Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 23.08.2000 г. № 1336.

— работают с помощью средств «передвижной» торговой сети за пределами стационарных объектов (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тачки, разноски, лотки, столики);

Для определения предельного оборота выручка от реализации суммируется по всем объектам торговли. Если она достигнет 500 тыс. грн., применение РРО станет обязательным.

торгуют в розницу на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа).

Есть еще одно освобождение от РРО (обязательно иметь КУРО с РК): если ваш годовой оборот не превышает 250 тыс. грн. на одной точке и вы торгуете в розницу на территории села. Правда, это освобождение касается только предприятий потребительской кооперации, а также сельхозтоваропроизводителей, которые используют продукцию собственного производства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше