E-mail в ЕГР: еще не поздно?
Есть ли срок, до которого нужно внести электронный адрес в регистрационные данные? И какую форму для этого нужно у регистратора заполнить?
Здесь ситуация следующая. Закон № 7551 устанавливает, что в ЕГР содержится информация для осуществления связи с лицом, такая как телефон и адрес электронной почты. Для юрлиц2 такая норма установлена п. 18 ч. 2 ст. 9 Закона, для госорганов и органов местного самоуправления — п. 9 ч. 3 ст. 9, а для физлиц-предпринимателей — п. 8 ч. 4 ст. 9 Закона.
2 Кроме государственных органов и органов местного самоуправления как юрлиц.
Но об обязательности внесения таких данных в ЕГР Закон № 755 не говорит, да и какой-либо ответственности за невнесение таких данных не устанавливает.
Неудивительно, что о том, что е-mail может содержаться в ЕГР, большинство бухгалтерской общественности вспомнило лишь в конце прошлого — начале текущего года.
Повод для этого дали некоторые местные налоговики — ссылаясь на п. 9 разд. ІІІ Порядка № 5573, они отказывали плательщикам, желающим заключить новые договора о признании электронных документов4.
4 Об этой проблеме вы могли прочесть, к примеру, в статьях «Новый электронный документооборот с ГФС: хорошее начало — половина дела, а плохое…» в журнале «Бухгалтер 911», 2017, № 48 и «Новая эпоха электронного взаимодействия: об Электронном кабинете и не только…» (последний подраздел) в журнале «Бухгалтер 911», 2018, № 4.
В связи с этим напомним, что согласно п. 14 разд. ІІІ Порядка № 557 действие договора прекращается либо по собственной инициативе, либо при наличии одного из следующих оснований, перечисленных в указанном пункте:
— получение информации от аккредитованного центра сертификации ключей о завершении срока действия (или отмены) усиленного сертификата руководителя;
— получение информации из ЕГР об изменении руководителя;
— получение информации из ЕГР о госрегистрации прекращения юрлица;
— наличие в Реестре самозанятых лиц информации о снятии с учета самозанятого лица как налогоплательщика в контролирующем органе;
— наличие в ЕГР информации о закрытии регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика подписчика заявления о присоединении к договору (руководителя) в связи со смертью.
Соответственно, если вам предстоит вскоре заключать новый договор по одной из указанных причин (если, конечно, ее возможно предусмотреть заранее), то лучше, чтобы ваш е-mail все-таки был указан в ЕГР.
Хотя пока никаких проблем с налоговиками быть не должно: сама ГФСУ указывает, что в заявлении на присоединение можно указать е-mail, не внесенный в ЕГР5 (но, к сожалению, иногда контролеры меняют свои позиции).
5 Подробнее о чем вы могли прочесть в материале «Адрес е-mail в ЕГР vs электронная отчетность» в журнале «Бухгалтер 911», 2018, № 15.
Для того чтобы внести свой электронный адрес в ЕГР, юрлицам достаточно подать госрегистратору заявление по форме 36. При этом в перечне изменений нужно выбрать пункт 17 «Зміна інформації для здійснення зв’язку з юридичною особою». А в соответствующем разделе формы 3 заполнить поле «Адреса електронної пошти».
А вот админсбор согласно абз. 8 ч. 1 ст. 36 Закона № 755 взимается за внесение изменений в ЕГР о любых данных о юрлице, кроме внесения изменений в информацию об осуществлении связи с юрлицом.
Физлица, в свою очередь, используют для аналогичных целей заявление по форме 116. В перечне изменений они выбирают пункт 9 «Зміна інформації для здійснення зв’язку з фізичною особою — підприємцем», заполняя в одноименном разделе формы поле «Адреса електронної пошти».
Также обратим ваше внимание на проект № 74437, который предлагает ввести для каждого налогоплательщика официальные электронные адреса с 01.01.2019 г. Но присвоение официальных электронных адресов будет предусмотрено одновременно с госрегистрацией создания юрлица или получения статуса предпринимателя физлицом.
Действующим же юрлицам8 и физлицам — предпринимателям официальные электронные адреса должны присваиваться в течение месяца со дня вступления в силу Закона на базе этого проекта. А для этого, очевидно, нужно, чтобы е-mail было откуда взять.
8 В том числе государственным органам, органам местного самоуправления.
Но пока это находится на стадии проекта и не факт, что соответствующий Закон на его базе успеют принять до запланированной даты вступления в силу — 01.01.2019 г.
Умер единоличный собственник, управляющий предприятием: ваши действия
Умер единоличный собственник, управляющий предприятием. Как я понимаю, пока я у регистратора изменений не вношу, потому что не вступило в силу наследство.
Ситуация, что называется, врагу не пожелаешь . Беда в том, что предприятие рискует на 6 месяцев (период, предусмотренный законодательством для вступления в силу наследства) лишиться возможности функционировать. Но только если в учредительных документах предприятия не прописан порядок действий в случае смерти единоличного собственника.
Например, учредительные документы могут содержать условие о передаче прав управления предприятием в случае смерти собственника заместителю директора.
Что касается внесения изменений у регистратора, то, с одной стороны, состав учредителей изменился (ведь умер единственный собственник). Но с другой, действительно, пока право наследства не передано наследникам умершего, то правовых оснований для регистрации новых собственников нет. Получается, если зарегистрировать изменение состава учредителей, то официально не останется ни одного учредителя.
Сведения о смерти учредителя (участника) юрлица, как и сведения о смерти руководителя юрлица и лица, которое может совершать действия от имени юрлица, должны содержаться в сведениях ЕГР согласно п. 43 ч. 2 ст. 9 Закона № 755 (ср. ).
Причем для госрегистрации изменений в сведениях о юрлице, связанных с изменением состава учредителей (участников), подают в том числе ксерокопию свидетельства о смерти физлица.
Но вопрос в том, кто и когда должен это сделать.
Согласно ч. 3 ст. 6 Закона № 755 госрегистратор при проведении государственной регистрации изменений, связанных с изменением состава учредителей (участников) юрлица в связи со смертью соответствующего учредителя (участника), обязательно использует сведения Государственного реестра актов гражданского состояния граждан путем непосредственного доступа к нему.
Но по собственной инициативе госрегистратор этого делать не станет.
Согласно п.п. 70.16.4 НКУ органы госрегистрации актов гражданского состояния подают налоговикам информацию о физлицах, которые умерли (для закрытия учетных карточек) ежемесячно, но не позднее 10-го числа следующего месяца.
Если умер предприниматель, то данные госрегистратору для проведения снятия его с регистрации подают налоговики. Но в рассматриваемом случае они не обязаны подавать данные об умершем госрегистратору.
Если руководствоваться логикой, то уведомить госрегистратора о смерти физлица — единственного собственника предприятия могут родственники (муж, жена, родители, дети, внуки, дедушка, бабушка, братья, сестры) и наследники умершего физического лица. Но такая обязанность за ними не закреплена.
Поэтому считаем, что обязанность предпринимать активные действия по госрегистрации умершего учредителя до вступления в силу наследства законодательством не предусмотрена.
Учредитель меняет паспорт
Учредитель изменил паспорт и место прописки. Надо подать форму 3 с новыми данными государственному регистратору и зарегистрировать новый устав?
Не вдаваясь в возможные причины изменения паспорта, перейдем к ответу на вопрос. Да, действительно, регистратор должен узнать об изменении паспортных данных учредителя предприятия.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 9 Закона № 755 среди сведений о юрлице, содержащихся в ЕГР, есть перечень учредителей (участников) юрлица, а именно: Ф. И. О.9, дата рождения, страна гражданства, место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии), серия и номер паспорта, если учредитель — физлицо.
9 Отчество — при наличии.
Соответственно, при изменении этих данных необходимо внести изменения в ЕГР путем подачи пакета документов, предусмотренного ч. 4 ст. 17 Закона № 755. И первое в списке — заявление о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре (проще говоря, форма 3).
При его заполнении выберите в перечне изменений «Зміна складу засновників (учасників) або зміна відомостей про засновників (учасників) юридичної особи».
Также п. 8 ч. 4 ст. 17 этого Закона требует подачи учредительного документа юрлица в новой редакции — в случае внесения изменений, содержащихся в таком документе.
По идее, не всегда изменение паспорта влечет необходимость изменения учредительного документа (в рассматриваемом случае — устава). Но если изменение паспорта сопровождается изменением фамилии учредителя, то тогда эту новую фамилию необходимо указать и в уставе. Соответственно госрегистратору во исполнение п. 8 ч. 4 Закона № 755 придется подать и устав в измененной редакции.
Не забудьте и о документе, подтверждающем уплату админсбора в размере 0,3 ПМТЛ. То есть в этом году — 530 грн.10
10 Согласно ч. 5 ст. 36 Закона № 755 административный сбор взимают в соответствующем размере прожитминимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января календарного года, в котором подаются соответствующие документы для проведения регистрационного действия, и округляют до ближайших 10 грн.
Изменение «прописки» предприятия
Можно ли перерегистрировать предприятие, если материально-техническая база находится в райцентре, а офис зарегистрировать в областном центре?
Объясняется такое желание пользователя портала buhgalter911.com тем, что ООО не работает, только сдает в аренду склад, числится один директор на полставки. Пенсионный фонд пожаловался в ГНИ, и пришла целая делегация проверить неоформленных работников .
Что здесь сказать? Перерегистрировать-то предприятие по месту нахождения материально-технической базы можно (никаких законодательных препятствий для этого нет), но «проверочных» вопросов это не решит .
Впрочем, если «делегация» уже вас посетила и, надо так понимать, ушла ни с чем (ведь и де-юре, и де-факто на ООО трудится лишь один директор), то особого смысла в возможном изменении «прописки» общества мы не видим.
Если вы все же твердо решились на такой шаг, то учтите: первым этапом для оформления такого переезда должна стать перерегистрация в ЕГР.
Что нужно сделать для внесения изменений в ЕГР? Поскольку ведомости о местонахождение юрлица содержатся в ЕГР, то для их изменения необходимо подать госрегистратору документы, указанные в ч. 4 ст. 17 Закона № 755.
Актуальными в нашем случае будут, опять-таки, заявление по форме 3 и документ об уплате административного сбора в размере 0,3 ПМТЛ. То есть в 2018 году «раскошелиться» придется на 530 грн.10
При заполнении формы 3 в этом случае в перечне изменений выбираете «Зміна місцезнаходження юридичної особи» и заполняете соответствующий подраздел заявления.
Что касается органов Госстатистики, ГФСУ, ПФУ, то самостоятельно информировать их о вашем новом юридическом адресе не нужно: это сделает госрегистратор.
Подтверждением изменения вашего адреса послужит сформированная во исполнение п. 9 ч. 2 ст. 25 Закона № 755 и опубликованная на портале электронных сервисов выписка из ЕГР.
Изменяя «прописку» общества посреди года, вы должны учесть следующие моменты.
1. Субъект хозяйствования обязан уведомлять банк о внесении изменений в сведения о нем, которые содержатся в ЕГР (в том числе в учредительные документы юрлица).
Сроки и порядок такого уведомления определяются договором банковского счета (п. 2.3 Инструкции № 49211).
11 Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.
И хотя банки имеют постоянный открытый доступ к сведениям из ЕГР и, по сути, могут и сами обратить внимание на изменение, в любом случае внимательно просмотрите договор с банком на предмет прямых указаний по поводу информирования банка об изменении местонахождения предприятия.
Если он содержит такие обязательства, действуйте в описанном в договоре порядке.
2. Если вдруг общество является единоналожником группы 3, то согласно п. 298.6 НКУ при изменении налогового адреса или места осуществления хоздеятельности такой плательщик должен подать вместе с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) период, в котором произошли такие изменения, заявление12. Оно необходимо для внесения изменений в реестр плательщиков единого налога.
12 Форма которого утверждена приказом Минфина от 20.12.2011 г. № 1675.
С учетом норм п. 10.13 разд. Х Порядка № 158813, подавать такую декларацию, как и все остальные декларации по единому налогу за периоды до конца текущего бюджетного года, следует в налоговую по предыдущему местонахождению (неосновному месту учета). Об этом отдельно скажем далее.
13 Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.
А вот форму № 20-ОПП подавать в рассматриваемом случае не нужно, ведь фактическое местонахождение объектов налогообложения не меняется.
3. Договор о признании электронных документов продолжает свое действие. Дело в том, что согласно п. 5 разд. III Порядка № 557 если есть действующий договор, то в случае изменения административно-территориальной единицы и контролирующего органа, в котором плательщик находится на учете, заявление о присоединении к договору в контролирующий орган по новому местонахождению не направляется.
Учтите: если нужно подать заявление о присоединении к договору в период, когда предприятие меняет местонахождение и при этом продолжает уплачивать налоги и сборы по месту предыдущей регистрации до конца текущего года, то и заявление направляют в налоговый орган по предыдущему местонахождению до конца года.
4. Подавать отчетность и уплачивать налоги и сборы до окончания текущего года согласно ч. 8 ст. 45 БКУ14 необходимо по месту предыдущей регистрации. Подтверждают это и налоговики — в категории 119.06 ЗІР.
14 Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.
А вот декларировать и уплачивать ЕСВ необходимо уже по новому месту взятия на учет (п. 8 разд. ІІІ Порядка № 43515). Причем делать это придется уже начиная с отчетного (налогового) периода, в котором плательщик изменил свое место регистрации (подтверждение находим и в категории 301.06 ЗІР).