Проверки ФССУ, или Опять на старт!

В избранном В избранное
Печать
Товстопят Юрий, налоговый эксперт
Бухгалтер 911 Апрель, 2019/№ 14
С марта возобновлено проведение плановых проверок страхователей относительно использования ими средств Фонда социального страхования Украины (далее — ФССУ)1. Это и послужило поводом для написания данной статьи. Чем руководствуются проверяющие Фонда при проведении своих проверок? Что полезно знать о них страхователям? Давайте вместе найдем ответы на эти немаловажные вопросы.

1 О чем Фонд сообщил на своем официальном сайте: www.fssu.gov.ua/fse/control/main/uk/publish/article/963295.

Судьбоносный март: опять на старт! В марте прошлого года ФССУ временно приостановил все плановые проверки использования средств Фонда страхователями2.

2 О чем он официально сообщал здесь: www.fse.gov.ua/fse/control/main/uk/publish/article/955812.

Не касалось это внеплановых проверок, которые проводили по согласованию исполнительной дирекции Фонда по результатам мониторинга заявлений-расчетов3.

3 Исключения: снятие страхователей с учета, проверки по желанию страхователя, по решениям судебных органов.

Но с марта этого года проведение плановых проверок страхователей относительно использования ими средств Фонда возобновлено.

Планы проверок на ІІ квартал вы можете найти на нашем портале4.

4 buhgalter911.com/spravochniki/otvetstvennost-shtrafnye-sankcii/plan-perevirok-fondom-1042572.html.

В связи с этим напомним фундаментальные истины, на которых строится проведение таких проверок.

Кто давал право? Право ФССУ на проведение проверок закреплено ч. 1 ст. 10 Закона № 11055. Согласно ей Фонд имеет право:

5 Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

— получать бесплатно от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельности сведения об использовании страховых средств;

— проверять достоверность сведений, поданных работодателем для получения средств Фонда, соблюдение порядка использования работодателем выделенных ему средств ФССУ и останавливать выплаты из Фонда в случае: (а) отказа или препятствования со стороны работодателя в проведении проверки; (б) выявления фактов предоставления им Фонду недостоверных сведений или нарушения порядка использования работодателем средств ФССУ;

— получать необходимые объяснения (в том числе в письменной форме) по вопросам, возникающим во время проверки;

налагать и взимать финансовые санкции и административные штрафы, предусмотренные за нарушение требований Закона № 1105;

— требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также от физлиц устранения выявленных фактов нарушения законодательства о соцстраховании;

поднимать вопросы о привлечении должностных лиц к ответственности за нарушение законодательства в сфере соцстрахования, требовать предоставления информации о принятых мерах.

Интересный момент: часть полномочий Законом включена в перечень заданий ФССУ (ст. 9 Закона № 1105), в то время как в числе прав они не названы .

Хотя вряд ли на это стоит возлагать большие надежды, полагая, что права на проведение такого рода проверок у ФССУ согласно Закону нет.

Касается это, в частности, проверок обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности застрахованным лицам6 (п. 6 ч. 1 ст. 9); контроля за использованием работодателями и застрахованными лицами средств Фонда (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона).

6 В том числе на основании информации из электронного реестра листков нетрудоспособности.

Именно последние с недавних пор получили «второе дыхание».

Проверка: перенос сроков, видеофиксация и оформление ее результатов. Курирует порядок проведения проверок ФССУ по интересующим нас вопросам Инструкция № 297. Рассмотрим несколько злободневных вопросов, на которые Фонд пролил свет в своем письме от 12.03.2018 г. № 6-29-794, вышедшим, кстати, когда плановые проверки уже прекратились .

7 Инструкция о порядке проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, принятия решений по их результатам и процедуре обжалования, утвержденная постановлением Правления ФСС по ВПТ от 22.12.2010 г. № 29.

Возможен ли перенос сроков проведения плановой проверки? Инструкцией № 29, как справедливо указывает Фонд, перенос сроков проведения плановой проверки не предусмотрен.

Но если страхователь не может принять проверяющих по объективным причинам, то ФССУ рекомендует ему направить письмо в орган Фонда с просьбой перенести срок проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

Такими причинами могут быть болезнь, отпуск, командировка руководителя или уполномоченных лиц, ответственных за использование средств Фонда.

А если о существовании таких обстоятельств проверяющие узнали, когда уже прибыли к страхователю? В письме Фонд рассматривает ситуацию, когда уведомление направлялось, но не было получено на почте. Возможен ли перенос в таком случае?

ФССУ отрицает возможность возникновения такой ситуации. Смотрите: согласно п. 3.4 Инструкции № 29 плановая проверка проводится при условии письменного уведомления страхователя не позднее чем за 10 к. дн. до дня ее проведения. Уведомление направляют страхователю заказным письмом или телефонограммой либо предоставляют под расписку руководителю или главному бухгалтеру этого страхователя8. Фонд при этом получает почтовое уведомление о вручении предприятию или предпринимателю такого заказного письма, в котором указана дата его получения.

8 Или уполномоченному руководителем лицу.

Поэтому при любом из этих вариантов уведомления о том, что такое уведомление не нашло своего конечного адресата, Фонд должен узнать до начала проверки.

Видеофиксация проверки: не предусмотрена, но и не запрещена! В рассматриваемом письме возможность видеофиксации интересовала именно проверяемого. На это ФССУ ответила, что законодательством Украины о социальном страховании и другими нормативно-правовыми документами Фонда видеофиксация процесса проверки не предусмотрена. Но означает ли это, что она запрещена?

Считаем, что нет. Хотя вопрос неоднозначный.

С одной стороны, Закон № 8779 позволяет фиксировать проведение проверки как проверяющим, так и проверяемому. Но ФССУ традиционно «открещивается» от этого Закона. Но, на наш взгляд, такое мнение ФССУ является спорным.

9 Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

С другой стороны, проверяющие могут апеллировать к ст. 307 ГКУ, которая позволяет снимать физлицо на фото-, кино-, теле- или видеопленку только с его согласия. Но можно ли говорить, что это касается и выполнения ими надзорных обязанностей? Ведь этот момент отдельно урегулирован Законом № 877.

Оформление результатов проверки. Ему посвящен п. 3.13 Инструкции. По результатам проверки составляют акт.

Если обнаружены нарушения, акт выступает основанием для принятия руководителем органа Фонда решения о возврате средств Фонда и применении финсанкций.

Обжалование результатов проверки. Решение ФССУ можно обжаловать как в административном, так и в судебном порядке.

В первом случае алгоритм действий такой (согласно п. 7.1 Инструкции № 29):

1) вы обращаетесь с письменной жалобой в орган Фонда, который принял обжалуемое решение, в течение 10 к. дн. с даты его получения;

2) руководитель (его заместитель) органа Фонда должен принять решение по жалобе в течение 20 к. дн. после ее получения. Этот срок могут продлить, но не более чем до 60 к. дн.;

3) если по жалобе примут негативное для вас решение (о полном или частичном ее неудовлетворении), вы вправе подать в течение 10 к. дн. со дня получения решения о ее рассмотрении повторную жалобу в Фонд высшего уровня.

Обжаловать решения Фонда можно и в судебном порядке.

Карательные меры. Они представлены админштрафами на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, физлиц, использующих наемный труд:

— за нарушение порядка использования средств ОГСС, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное представление или непредставление установленной отчетности, представление недостоверной отчетности по использованию страховых средств (согласно ст. 1655 КУоАП);

— за совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам органов ФССУ в проведении проверок по использованию страховых средств в случаях, предусмотренных законом (по ст. 18823 КУоАП).

Штраф за такие нарушения — от 8 до 15 нмдг, т. е. от 136 до 255 грн.

Повторное на протяжении года нарушение «весит» от 10 до 20 нмдг (170 — 340 грн.).

Составлять протоколы по таким нарушениям, рассматривать дела и налагать указанные административные взыскания уполномочен ФССУ. От имени Фонда делать это вправе руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции ФССУ и их заместители (ст. 24410 КУоАП).

В письме от 12.03.2018 г. № 6-29-794 Фонд раскрывает и некоторые процедурные тонкости для второго случая (если страхователь отказывается от проведения плановой или внеплановой проверки).

Должностные лица органа Фонда в таком случае составляют акт об отказе от допуска к проверке в произвольной форме, вручают его руководителю или главному бухгалтеру (бухгалтеру)10 под расписку или направляют заказным письмом.

10 Или уполномоченному руководителем лицу.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона № 1105 ФССУ имеет право останавливать выплаты из Фонда в случае отказа или препятствования со стороны работодателя в проведении проверки.

Те же последствия, напомним, может вызвать и выявление фактов предоставления Фонду недостоверных сведений или нарушения порядка использования работодателем средств Фонда.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить