Должен ли предприниматель вести воинский учет?

В избранном В избранное
Печать
Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
Бухгалтер 911 Апрель, 2019/№ 14
С 14.02.2019 г. обновились правила ведения воинского учета на предприятии1. И если с предприятиями все более-менее понятно, то с предпринимателями-работодателями, увы, нет. Обязаны ли они требовать военный билет при приеме гражданина на работу? Нужно ли подавать в военкомат данные о военнообязанных? Есть ли штрафы за отсутствие воинского учета у предпринимателя?

1 Об этом мы рассказывали в статье «Воинский учет: с 14.02.2019 г. ведем по обновленным правилам» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 9).

Коротко о главном

Мы подробно проанализировали «военную» нормативку и выяснили хорошую новость: законодательство не требует от физлиц-предпринимателей вести воинский учет, даже если у них есть наемные работники .

На этом хотелось бы и остановиться, но сначала Генштаб (письмо от 27.09.2017 г. № 321/5989), а затем и Минобороны (письмо от 13.11.2017 г. № 321/7065) высказались «за» то, чтобы предприниматели-работодатели все-таки вели воинский учет .

Учитывая, что интересующие нас «военные админнарушения» протоколируют, а также выносят решения по ним именно военкоматы (т. е. органы, подчиненные Минобороны и Генштабу), есть вероятность, что они могут выписать предпринимателю-работодателю админштрафы за отсутствие воинского учета .

Так что вести воинский учет или нет — решать вам. Если выберете — не вести, читайте далее.

Аргументы «за» то, чтобы не вести воинский учет

Обязанность вести воинский учет упоминается в ч. 7 ст. 1, ч. 5 ст. 34 Закона № 22322 и в пп. 1, 15, 36 Порядка № 9213. И везде речь идет о том, что исполнение воинской обязанности гражданами обеспечивают только:

2 Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.

3 Порядок организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 07.12.2016 г. № 921.

— госорганы;

— органы местного самоуправления;

предприятия, учреждения и организации, в которых призывники/военнообязанные работают (обучаются);

«Государственные органы, предприятия, учреждения и организации ведут персональный учет призывников и военнообязанных по месту их работы (обучения), в том числе на условиях трудового договора (контракта, соглашения), сроком более трех месяцев» (п. 36 Порядка № 921).

— военкоматы;

— территориальные центры комплектации военнослужащих по контракту.

Как видите, предприниматели в этом перечне вообще не упомянуты. Тем не менее это не мешает Минобороны отнести их к предприятиям, учреждениям и организациям и требовать наличия воинского учета. На самом деле:

предприятие, учреждение или организация — это юридическое лицо (ч. 4 ст. 62 ХКУ4, ч. 3 ст. 83 ГКУ5);

4 Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

5 Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

— а предприниматель — это гражданин, т. е. физлицо, у которого нет статуса юрлица. Поскольку это физлицо зарегистрировано предпринимателем, оно является субъектом хозяйствования и может осуществлять хоздеятельность (ч. 1 ст. 128 ХКУ).

Таким образом, физлица-предприниматели никоим образом не попадают в состав предприятий, учреждений и организаций.

«Заход через должностное лицо» в данном случае тоже проблематичен.

В некоторых законодательных нормах упомянуто, что обязанность вести воинский учет возлагается на руководителей или должностных лиц предприятий, учреждений или организаций (ч. 5 ст. 34 Закона № 2232), равно как и ответственность за нарушения (ст. 2112 — 2114 КУоАП).

И Минюст, и МВД склонны считать предпринимателя-работодателя должностным лицом (письмо Минюста от 03.11.2006 г. № 22-48-548, письмо МВД от 25.05.2011 г. № 5/3614). Но этого достаточно, когда речь идет просто о должностных лицах.

Однако формулировки тех же ст. 2112 — 2114 КУоАП таковы, что в них речь идет об ответственности не просто должностного лица, а «должностных лиц предприятий, учреждений, организаций»! А значит, предприниматель сюда точно не вписывается.

То есть, строго по закону, для предпринимателя нет админштрафов за: неподачу списков работников, которые подлежат приписке к призывным участкам; прием на работу гражданина без военного билета; неоповещение работников об их вызове в военкомат.

Но снова оговоримся — не факт, что все вышесказанное на 100 % оградит вас от админштрафов, если воинский учет вы не ведете.

Что касается цены вопроса, то размеры штрафов мы в свое время приводили в статье «Воинский учет на предприятии: веди или отвечай» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 38). Если говорить о статьях 2112 — 2114 КУоАП, то цена вопроса невысока: 17 — 51 грн. при первом нарушении и 51 — 119 грн. при повторном в течение года нарушении.

Но нельзя исключать поползновений в сторону админштрафа с «обширной» формулировкой: «нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации» (ст. 2101 КоАП)». И субъективный состав этого правонарушения шире (не ограничен должностными лицами предприятий), и сам штраф крупнее.

Здесь уже может дойти до 1700 грн., а при повторном нарушении в течение года — до 5100 грн.

Хотя еще раз повторим: никаких обязанностей ФЛП формально не нарушает и применение штрафа будет противоречить законодательству.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить