Подобные запросы от фискалов — не редкость. Фискалы требуют пояснить расхождения между показателями декларации по налогу на прибыль и декларации по НДС. Хотя запрос они так не формулируют. Направление запроса они обосновывают выявлением фактов, свидетельствующих о недостоверности данных в декларациях. «Доказательная база» — расхождения между показателями декларации по налогу на прибыль и декларации по НДС.
Иначе говоря, налоговики не просто просят пояснить причину расхождений, но и намекают на то, что показатели декларации плательщика не являются достоверными.
Попутно отметим, что в последнее время налоговики (опять же ссылаясь на выявление недостоверности данных в поданных декларациях) стали направлять запросы с требованием подтвердить вообще реальность осуществления хоздеятельности и предоставить объемный и неисчерпывающий перечень документов*.
* Статья «Получили от ГФС запрос с требованием предоставить объемный и неисчерпывающий перечень документов: как правильно ответить?» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 17-18).
Отметим, что право фискалов направить запрос при выявлении недостоверности данных, которые содержатся в налоговых декларациях, поданных плательщиком, предусмотрено п. 73.3 НКУ (третье основание из шести). И если на такой запрос плательщик не ответит — дальше может сработать п.п. 78.1.4 НКУ, который предусматривает право фискалов начать внеплановую документальную проверку в случае, «если выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос контролирующего органа <...> в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса».
Отсюда вывод — игнорировать запрос не следует.
Конечно, еще есть норма п. 73.3 НКУ, в которой оговорено право плательщика не давать ответ на запрос, если он составлен с нарушением. Но даже в таком случае на запрос лучше ответить, указав фискалам, что ответ на него не может быть предоставлен, так как запрос составлен с нарушением требований п. 73.3 НКУ.
«Тестируем» запрос
Сначала нужно «протестировать» полученный запрос на его соответствие нормативным требованиям.
Запрос должен быть оформлен в письменной форме. Он должен быть подписан руководителем или заместителем соответствующего органа ГФС и скреплен печатью (п. 73.3 НКУ).
Если от фискалов поступит устный запрос (в том числе по телефону), его можно попросту проигнорировать.
Запрос считается надлежащим образом врученным, если он (п. 42.2 НКУ):
— либо направлен по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении;
— либо лично вручен налогоплательщику (его представителю);
— либо направлен плательщику через Электронный кабинет с соблюдением требований Закона об электронном документообороте** и Закона об электронных доверительных услугах***.
** Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV.
*** Закон Украины «Об электронных доверительных услугах» от 05.10.2017 г. № 2155-VIII.
Направить запрос через Электронный кабинет налоговики могут плательщику, который подает отчетность в электронном виде при условии, что он выбрал электронный способ взаимодействия с фискалами (о чем сделана соответствующая отметка в Электронном кабинете).
Кроме этих условий, есть определенные требования и к содержанию запроса. Так, в запросе должны быть указаны:
(1) основания для его направления. То есть должна быть ссылка на п. 73.3 НКУ с указанием конкретного или нескольких из приведенных там законодателями оснований для запроса;
(2) информация, которая подтверждает эти основания.
Сейчас фискалы стараются формально выполнить все эти требования — в запросе указывается и (1) основание для направления запроса из п. 73.3 НКУ (выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях), и (2) информация, подтверждающая эти факты, — расхождения в показателях, которые выявлены при анализе данных деклараций по налогу на прибыль и НДС. Понятно, что такое обоснование «притянуто за уши», поскольку сами по себе расхождения между данными декларации по налогу на прибыль и НДС не являются фактами, свидетельствующими о возможной недостоверности данных, отраженных в налоговых декларациях. Ведь ни одним законодательным актом не установлено требование о таком соответствии. Но тем не менее формально фискалы выполняют условия, перечисленные в п. 73.3 НКУ, для того, чтобы такой запрос считался «действительным».
Отвечаем на запрос
После «тестирования» полученного запроса на соответствие НКУ определитесь с дальнейшим реагированием. Тут возможны варианты.
Игнорирование. Просто не отвечаете на запрос. Но, как мы упоминали выше, — это плохой вариант .
Отказ на запрос налоговиков. Этот вариант применим, если запрос составлен с нарушением, — тогда в ответе можно указать, что ответ на него не может быть предоставлен, так как запрос составлен с нарушением требований, изложенных в п. 73.3 НКУ. При этом четко указывайте, какие требования нарушены.
Сроки ответа на запрос — 15**** рабочих дней, следующих за датой получения запроса.
**** В случае проведения встречной сверки налогоплательщик обязан подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.
Формальная отписка (вежливый отказ с пояснениями). Например, можно указать, что, к сожалению, из запроса мы не можем понять, какие конкретно документы и в отношении каких операций следует предоставить. В запросе указано, что на недостоверность данных, содержащихся в поданных нами налоговых деклараций, указывают расхождения между показателями налоговой декларации по налогу на прибыль и декларацией по НДС. Но показатели деклараций по НДС и по налогу на прибыль не являются сопоставимыми в силу разных методологий, применяемых в НКУ для исчисления этих налогов. Отражаемый по стр. 01 декларации по налогу на прибыль показатель дохода определяется по правилам бухгалтерского учета, предусматривающим отражение доходов по методу начисления (п. 8 П(С)БУ 15 «Доход»). В то же время налоговое обязательство по НДС возникает по правилу первого события: при отгрузке товаров (предоставлении услуг) или при получении денежных средств/другой компенсации (п. 187.1 НКУ). Поэтому показатель дохода и другие показатели декларации по налогу на прибыль и не должны быть сопоставимы с объемами поставки и остальными показателями, отражаемыми в декларациях по НДС. Учитывая вышеизложенное, предоставить информацию по вашему запросу не представляется возможным.
При этом в конце ответа следует указать, что вы готовы к полному сотрудничеству с ГФС в рамках законодательства.
Но (!) в таком случае будьте готовы к тому, что фискалы нагрянут с внеплановой документальной проверкой, и основанием для этого будет непредоставление документальных подтверждений на запрос контролирующего органа.
Неформальная отписка. Можете попытаться предоставить в ответ на такой запрос реальные расчеты и пояснения расхождений между показателями декларации по НДС и декларацией по налогу на прибыль, приложив копии документов, подтверждающих эти факты. Для этого придется проанализировать дебиторку-кредиторку, все несовпадения НДСной базы с суммой бухучетных доходов.
Причины, по которым могут не совпадать показатели декларации по налогу на прибыль и НДС, могут быть разными. Например:
— полученные предоплаты. Согласно п. 6.3 П(С)БУ 15 сумма предоплаты продукции (товаров, работ/услуг) не признается доходом. В то же время для целей НДС согласно п. 187.1 НКУ полученная предоплата является событием для начисления налоговых обязательств по НДС.
Поэтому и в ответе на запрос можно указать, к примеру, что наличие расхождений между показателями декларации по налогу на прибыль и декларацией по НДС за «…» объясняется тем, что в июне была получена предоплата от «…» на сумму «…» грн. На дату ее получения согласно п. 187.1 НКУ были начислены налоговые обязательства по НДС. В то же время поставка товаров, по которым произведена предварительная оплата, будет осуществлена в июле. Поэтому доход по этой операции отражен еще не был;
При этом нужно приложить копии документов на хозоперацию (договор, платежные поручения).
— курсовые разницы — «положительные» курсовые разницы увеличивают доход предприятия (на дату баланса/на дату совершения операции), но при этом не являются объектом обложения НДС;
— продажа основных средств — доход отражаем с разницы (между ценой продажи и балансовой стоимостью основного средства — п. 34 П(С)БУ 7), а базой для НДС является вся продажная стоимость (минбаза — балансовая (остаточная) стоимость по данным бухучета);
— бесплатная передача товаров — дохода нет, но есть налоговые обязательства по НДС (начисляемые с минбазы) и т. д.