Темы статей
Выбрать темы

«Акела промахнулся»: при уплате в бюджет, при договорной оплате

Сумцова Ольга, налоговый эксперт
Наверное, каждый бухгалтер хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда из-за ошибок в платежном поручении платеж был отправлен «не по назначению». Или когда на расчетном счете оказались чужие деньги. А что если по неправильному назначению «ушли» бюджетные (налоговые) платежи? Какие последствия в этом случае ожидают и как выйти из ситуации? Давайте разбираться.

Если ошиблись в бюджетной платежке

Итак, вы обнаружили, что в платежном поручении на оплату налогов вы ошиблись в реквизите «Призначення платежу» или перепутали счета для уплаты налогов. Какие будут последствия и что делать в этом случае?

Если ошиблись в реквизите «Призначення платежу» бюджетной платежки. Тут нужно разделять ошибки:

— когда ошиблись в формате заполнения полей (забыли указать разделительный знак «;», указали неправильный код вида уплаты) — в этом случае негативных последствий быть не должно. Ведь согласно п. 7 Порядка № 6661 в случае заполнения поля «Призначення платежу» с нарушением требований документ на перевод все равно принимается к исполнению. При этом считается, что налогоплательщик уплачивает денежное обязательство (код вида уплаты 101);

1 Порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов…, утвержденный приказом Минфина от 24.07.2015 г. № 666.

— неправильно указан код ЕГРПОУ (идентификационный номер плательщика). Тут ситуация складывается гораздо хуже. Дело в том, что по интегрированным карточкам плательщиков (ИКП) платежи разносят исходя из информации, указанной в поле «Призначення платежу» платежного поручения (п. 2 гл. 2 разд. III Порядка № 4222). И если был указан код ЕГРПОУ другого лица, то большая вероятность, что именно на его лицевой счет и ушел платеж. А значит, фискалы будут считать, что платеж вообще не поступил со всеми вытекающими последствиями в виде появления налогового долга img 1.

2 Порядок ведения органами ГФСУ оперативного учета налогов и сборов…, утвержденный приказом Минфина от 07.04.2016 г. № 422.

Уплатили не тот налог или на неправильный счет. Фискалы здесь «зажимают гайки» (разъяснение в категории 138.01 ЗІР). Если налогоплательщик ошибочно направил средства на несоответствующий код бюджетной классификации, денежные средства на нужный счет не поступят. Соответственно не будет погашена сумма денежного обязательства налогоплательщика.

Связано это с тем, что налоговики открывают плательщикам ИКП по каждому виду платежей (п. 1 разд. II Порядка № 422). Учет поступлений по таким платежам ведется на основании кодов бюджетной классификации. Так что ошибка в счете, как правило, приведет к поступлению средств не на тот счет бюджетной классификации. Из-за этого налоговики не увидят поступивших денег, а значит, и не погасится сумма денежного обязательства. А непогашение суммы денежного обязательства плательщику «вылазит боком». Это штраф по ст. 126 НКУ (при просрочке уплаты до 30 календарных дней включительно — 10 % от суммы налогового долга; свыше 30 календарных дней — 20 %) + пеня по ст. 129 НКУ (по истечении 90 к. дн., следующих за последним днем предельного срока погашения обязательства, — п.п. 129.1.3 НКУ).

На виновных должностных лиц налагается админштраф по ст. 1632 КоАП.

То же самое фискалы говорят и в отношении ЕСВ. Так, к примеру, в ИНК от 05.09.2018 г. № 3852/6/99-99-13-02-01-15/ІПК сказано, что в результате уплаты ЕСВ на несоответствующий счет возникает недоимка. Сумма ЕСВ, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в сроки, установленные Законом о ЕСВ, считается недоимкой и взыскивается с начислением пени и применением штрафов.

За неуплату или несвоевременную уплату ЕСВ налагается штраф в размере 20 % несвоевременно уплаченных сумм (п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕСВ). Кроме того, на сумму недоимки начисляется пеня из расчета 0,1 % суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа (ч. 10 ст. 25 Закона о ЕСВ).

В первую очередь, если возникли какие-то «промахи» в платежном поручении, нужно проверить по Электронному кабинету (сервис «Стан розрахункiв з бюджетом»), как прошли оплаты по платежу.

Мнение судов. Сразу обратим внимание на то, что суды категорически не согласны с вышеприведенными выводами фискалов. Их позиция сводится к тому, что понятия «уплата» и «зачисление» налогов и сборов (обязательных платежей) не тождественны. Если налогоплательщик подал платежное поручение на уплату налога, то он выполнил свое налоговое обязательство перед бюджетом. Неправильное указание счета либо кода бюджетной классификации не приводит к непоступлению суммы в госбюджет в установленный законом срок. А значит, штрафные санкции к плательщику за несвоевременную уплату денежного обязательства применяться не должны.

Как отмечают суды: «…все уплаченные налоги и сборы (обязательные платежи), независимо от того, в какой бюджет они уплачены, в любом случае зачисляются и аккумулируются на один консолидированный счет — единый казначейский счет. Поскольку суммы зачисляются на единый казначейский счет, то ошибочное определение кода бюджетной классификации в платежном поручении при уплате суммы налогового обязательства не является достаточным правовым основанием для вывода о неуплате необходимой суммы обязательных платежей (сборов)».

См., к примеру, постановления ВС от 29.08.2018 г. по делу № 804/5320/13-а, от 12.06.2018 г. по делу № 826/1/16, постановление ВСУ от 30.01.2018 г. по делу № 810/875/17, постановление ВС от 11.12.2018 г. по делу № 804/444/163.

3 См. статью «Если налоги/ЕСВ уплатили «не туда» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 1).

Но вся «соль» тут в том, что:

1) фискалы, если не увидят платеж, скорее всего, не будут разбираться с тем, а были ли у вас еще какие-то уплаты. Поэтому без разбора могут вам направить налоговое уведомление-решение (НУР);

2) судя из вышеприведенных консультаций фискалов, они пока не готовы мириться с либеральной позицией судов. Поэтому за неприменение штрафов вероятно придется бороться в суде. А значит, просто не реагировать на то, что платежи попали «не туда», — себе дороже.

Как выйти из ситуации? Вариантов может быть несколько.

1-й вариант (для осторожных плательщиков). Заплатить сумму «недоплаты» в бюджет. То. есть, по сути, «повторно» уплатить обязательство по налогу/сбору. Почему это осторожный подход? Все дело в том, что, как мы отметили выше, размер штрафа за несвоевременную уплату денежного обязательства (который, вполне вероятно, фискалы могут применить, если платеж попал не на тот счет) зависит от количества дней просрочки. Поэтому чем раньше уплачиваем недоимку, тем меньше сумма штрафа.

При этом если «недоимка» погашена уже после истечения предельных сроков уплаты денежного обязательства, стоит направить письмо фискалам (по месту администрирования (учета) платежа, по которому произошла несвоевременная уплата) в произвольной форме. В нем следует описать содержание ошибки и попросить не применять штраф за несвоевременную уплату, приведя аргументы из судебной практики.

К письму следует приложить копии платежного поручения, подтверждающие своевременное перечисление средств.

2-й вариант. Ничего не предпринимать, а ждать, когда фискалы пришлют НУР. Затем его просто обжаловать (опираясь на положительную судебную практику). При этом стоит учесть, что если в суд вы потом не пойдете, то чем дольше будет «висеть» недоимка, тем больше будет сумма штрафных санкций по ст. 126 НКУ.

Хотя еще раз подчеркнем, что судебная практика — на стороне плательщиков.

3-й вариант. Он подойдет для случая, когда вы отправили платеж не на тот счет, но «территориально» уплатили его правильно (например, ошиблись с кодом вида уплаты). В таком случае можете обратиться с письмом в налоговую с просьбой перебросить платежи с одного счета на другой без применения штрафных санкций.

4-й вариант. Действовать в порядке возврата ошибочных платежей из бюджета (п. 43 НКУ). Если у вас по «оплаченному» платежу возникла недоплата, значит по другому — зависла переплата. В таком случае на основании п. 43 НКУ следует инициировать процедуру возврата этих средств — причем выбираем способ — «на погашение денежного обязательства и/или налогового долга по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета». То есть, по сути, это будет та же «переброска» платежа с неправильного счета на правильный. Этот механизм позволяет сделать «перезачет» в отношении любых налоговых платежей независимо от того, в какие бюджеты они попали. Исключение ЕСВ — зачесть налоги в счет уплаты ЕСВ нельзя, как и наоборот, переплату по ЕСВ в счет налогов.

Обратите внимание: вернуть «переплату» на текущий счет, если есть налоговый долг, нельзя.

Для возврата ошибочных средств подается заявление в произвольной форме. Подают его в территориальный орган ГФС по месту администрирования (учета) ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.

Контролирующий орган не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания двадцатидневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления готовит заключение о возврате соответствующих сумм средств и передает его для исполнения органу Госказначейства. Последнему отводится 5 рабочих дней для выполнения соответствующего решения.

Для возврата ЕСВ есть свой механизм, который установлен Порядком № 64.

4 Порядок зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата излишне и/или ошибочно уплаченных средств, утвержденный приказом Минфина от 16.01.2016 г. № 6.

Стоит отдельно учесть ситуацию с НДФЛ и военсбором. Здесь следует обратить внимание на 2 момента:

— во-первых, если по ошибке уплатили НДФЛ/военсбор вместо какого-то другого налогового платежа, то эту сумму достаточно проблематично будет «перебросить» на другой платеж. Причина — ИКП по этому платежу ведутся только по суммам оплат. Поэтому судить о том, что есть переплата по НДФЛ/военсбору, фискалы смогут только после проведения документальной проверки плательщика (ИНК от 07.05.2018 г. № 2030/6/99-99-13-01-01-15/ІПК);

— во-вторых, отметим ситуацию, как быть, если НДФЛ с «незарплатных» доходов (например, по договору ГПХ, по аренде) уплачивали на «зарплатный» счет (код бюджетной классификации — 11010100, вместо кода — 11010400). В целом, если платежи ушли в «нужный» бюджет, то, как показывает практика, фискалы достаточно лояльно относятся к такому «нарушению». Поэтому в таком случае у плательщика есть выбор: либо попросить у фискалов перебросить такие платежи на нужный счет (но в таком случае есть риск нарваться на штрафы по ст. 126 НКУ), либо просто ничего не предпринимать.

Особый порядок для возврата излишне уплаченных сум из бюджета установлен для НДС (п. 43.41 НКУ)

Ошибочные платежи от контрагентов

Теперь поговорим об ошибочных средствах, поступивших на текущий счет предприятия (ФЛП). При этом сразу условимся, что будем рассматривать случай, когда в ошибочности платежа виноват плательщик средства (а не банк).

Итак, открыв банковскую выписку, вы обнаруживаете в ней «нежданные» деньги.

Ситуация 1. Когда платеж вообще непонятно от кого пришел (от «левого» контрагента). Здесь вступает в действие ч. 1 ст. 1212 ГКУ, согласно которой получатель ошибочных денег должен вернуть такие средства как безосновательно полученное имущество.

По-хорошему, плательщик, от которого получен ошибочный платеж, должен направить письмо с требованием вернуть денежные средства. В нем указывается, когда был произведен ошибочный платеж, сумма платежа, точные банковские реквизиты плательщика, на которые нужно вернуть деньги. Если мы не отреагируем на эту просьбу, то деньги могут быть взысканы в судебном порядке на основании ч. 1 ст. 1212 ГКУ. Плюс еще к этому ст. 625 ГКУ предоставляет возможность ненадлежащему плательщику взыскать с ненадлежащего получателя, просрочившего исполнение денежного обязательства, сумму долга (т. е. сумму ошибочно зачисленных денежных средств) с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также 3 % годовых от просроченной суммы.

В какие сроки плательщик должен вернуть эти деньги? В этом случае следует ориентироваться на ст. 6 Указа № 227/955, в которой сказано, что предприятия независимо от форм собственности должны возвращать в пятидневный срок ошибочно зачисленные на их счета средства. При выявлении фактов такого нарушения с руководителя предприятия и главного бухгалтера взимается в Государственный бюджет Украины штраф в размере двух не облагаемых налогом минимумов заработной платы.

5 Указ Президента Украины «О мерах относительно нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины» от 16.03.95 г. № 227/95.

Исходя из принципов определения и исчисления сроков, приведенных в ГKУ, можно предположить, что речь здесь идет о календарных днях.

Но в отношении этой нормы следует сказать, что:

— во-первых, непонятно, от какой именно даты отсчитывать 5-дневный срок? От даты поступления денег на счет? Или от даты, когда к нам обратился плательщик с требованием вернуть эти деньги?

— во-вторых, практика применения штрафов к руководителю предприятия и главному бухгалтеру по п. 6 Указа не очень-то и распространена.

Поэтому, в принципе, можно дождаться письма от плательщика и затем в течение 5 дней вернуть ему деньги.

Что касается НДС: если нет договорных отношений с контрагентом, то нет и объекта обложения НДС. То есть составлять НН на такую ошибочную оплату не нужно.

Правда, фискалы говорят, что не нужно начислять НДС и составлять НН, если деньги возвращены вовремя — в 5-дневный срок (см., к примеру, ИНК от 20.04.2018 г. № 1767/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Хотя от того, что они возвращены в 6-дневный срок, к примеру, факт поставки все равно не образовывается.

Поэтому начислять НДС в этом случае не нужно.

Ситуация 2. Когда платеж по ошибке пришел от нашего контрагента. Например, на неправильную сумму или повторно. В этом случае контрагенту (плательщику) следует направить письмо второй стороне (получателю) о том, что платеж ошибочный, с просьбой его вернуть. Подтверждением того, что оплата была получена ошибочно, являются договор, акт сверки расчетов, письмо контрагента. Но! Тут стоит принять взвешенное решение в отношении НДС. Ведь фискалы (101.04 ЗІР) говорят о том, что если с контрагентом, от которого поступил «ошибочный» платеж, есть договорные отношения, то нужно начислять НДС в любом случае (даже если возврат ошибочного платежа произошел в 5-дневный срок).

Поэтому, возможно, лучше принять решение о «зачете» такой ошибочной оплаты в счет будущих поставок или быть готовым документально доказывать, что платеж был ошибочным.

Ситуация 3. Когда контрагент ошибся в назначении платежа. Например, перечислял вам возвратную финпомощь, а в платежке указал, что это оплата за товары. Тут стоит отметить, что НБУ в письме от 09.06.2011 г. № 25-111/1438-7141 указывал, что после списания средств со счета ошибки, допущенные в реквизите «Призначення платежу», исправляются по договоренности между сторонами без участия банка. Как правило, в этом случае контрагент, допустивший ошибку в платежном поручении, направляет второй стороне (получателю) письмо об уточнении (изменении) назначения платежа. В нем указывают, в чем собственно состоялась неточность и какое назначение платежа следует считать верным, к примеру:

«У платіжному дорученні № 125 від 18.01.2019 р. на суму 12000 (дванадцять тисяч) грн. 00 коп. в полі «Призначення платежу» була допущена помилка. Просимо змінити призначення платежу «Оплата за устаткування згідно з договором № 17 від 12.12.2018 р.» на призначення платежу «Оплата за запчастини згідно з договором № 25-к від 10.12.2018 р.».

По мнению судов, такое письмо является достаточным основанием считать назначение платежа исправленным (см. определение ВАСУ от 13.11.2012 г. № К-20530/10).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше