Головоломки по турсбору и редкие решения… местных советов

В избранном В избранное
Печать
Товстопят Юрий, налоговый эксперт
Бухгалтер 911 Февраль, 2019/№ 9
С нового года правила взимания туристического сбора существенно изменились1. Но сбор местный. Многие нюансы его взимания (установление конкретных ставок, определение перечня налоговых агентов и т. п.) определяют местные советы2. Они должны «модернизировать» свои решения под новые правила. Как быть, если они этого не сделали? Об этом и не только — в данной статье.

1 Подробнее о чем вы могли прочесть в статье «Турсбор по-новому: платить побольше и авансом… желательно» в журнале «Бухгалтер 911», 2018, № 52-53.

2 Здесь и далее — сельский, поселковый, городской совет или совет объединенной территориальной громады, созданной в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий громад.

Самая главная головоломка заключается в том, что старые решения местных советов с 01.01.2019 г. не соответствуют требованиям НКУ. Почему?

Во-первых, потому, что конкретные ставки налога до нового года устанавливались такими решениями в процентах от стоимости всего периода проживания (ночевки) за вычетом НДС. С нового года ставки налога должны быть установлены в процентах от размера минзарплаты, установленной законом на 1 января, для одного человека за сутки временного размещения.

Просто так взять и применить «старые» проценты, фигурирующие в решениях местных советов, к новой базе взимания сбора, конечно же, недопустимо!

Во-вторых, новые правила взимания турсбора обязуют местные советы размещать и обнародовать на своих официальных сайтах перечень налоговых агентов и информацию о них (последний абзац п.п. 268.5.2 НКУ). Естественно, в старых решениях этого нет.

В-третьих, с 01.01.2019 г. местные советы получили право устанавливать ежемесячные авансовые взносы (для налоговых агентов) (согласно п.п. 268.7.1 НКУ). И чтобы внедрить такое ноу-хау, нужно изменить решение об установлении сбора.

Естественно, одним взмахом волшебной палочки решения всех местных советов страны не изменятся. А учитывая то, что в этом году в п. 49 подразд. 10 разд. ХХ НКУ закрепили законность внесения изменений в такие решения «когда захочешь» , многие с этим не стали спешить…

Давайте рассмотрим вопросы, которые могли возникнуть в связи с этим у налоговых агентов, но способны затронуть и «конечных» плательщиков сбора.

Ставки «на сломе времен»

Мой местный совет (на территории которого находится место проживания) еще не утвердил ставки туристического сбора, как быть? Как составлять декларацию?

Начнем с того, что до 11 февраля плательщики турсбора должны были «закрыть» декларацией прошлый 2018 год. На протяжении всего прошлого года действовали старые правила. Соответственно отчитаться/уплатить нужно было «по старому обряду». И, надеемся, с этим проблем не возникло.

А вот с грядущей отчетностью за І квартал, два месяца которого уже позади, действительно «горячо».

ГФСУ уже высказалась по этому поводу (консультация в категории 123.02 ЗІР). Она справедливо указала, что «для обеспечения условий взимания туристического сбора в 2019 году установленными НКУ необходимыми условиями, которые должны быть реализованы в решениях советов, являются не только утверждение ставок сбора, но и введение (или не введение) авансовых взносов, определение и обнародование перечня налоговых агентов».

Также главное налоговое ведомство признает, что «решения органов местного самоуправления, принятые до 01.01.2019 г., не соответствуют нормам НКУ по основным элементам туристического сбора».

К новому порядку взимания сбора не готова и форма декларации по туристическому сбору3 и хочется верить, что Минфин успеет это исправить…

3 Утвержденная приказом Минфина от 09.07.2015 г. № 636. Изменения в форму декларации пока на стадии проекта: http://sfs.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2019-rik/73163.html.

В то же время главные налоговики страны отмечают: НКУ предусмотрено, что в случае если совет не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов, которые являются обязательными согласно нормам НКУ, такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм НКУ с применением их минимальных ставок (п.п. 12.3.5 НКУ).

Но туристический сбор обязательным как раз-таки и не является! Об этом свидетельствуют пп. 10.21 и 10.3 НКУ. Мало того, никаких минимальных ставок сбора НКУ не предусмотрено (установлен лишь максимальный предел).

Из этого можно прийти к выводу: пока ваш местный совет решение по турсбору не примет/не обновит, оснований для его взимания нет!

«Командировочное» подтверждение: заручаемся копиями приказов!

Подтверждением командировки должен быть приказ? Его копию командированные работники должны оставлять в месте проживания (ночевки)?

Свежие разъяснения налоговиков по этому поводу сводятся к тому, что основанием для применения освобождения от уплаты сбора являются документы, подтверждающие соответствующий статус лица (ИНК ГФСУ от 06.02.2019 г. 420/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

Традиционно пребывание лица в командировке подтверждалось приказом или распоряжением предприятия о направлении работника в командировку4.

4 Подробнее об этом можете прочесть в статье «Кадровая азбука: оформление командировки» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 13).

И хотя разъяснение ГФСУ с такими выводами (в категории 123.02 ЗІР) переведено в разряд недействующих, ввиду отсутствия других вариантов, советуем и сейчас делать себе копии приказов/распоряжений о направлении работника в командировку.

К слову, до 01.01.2019 г. в категории 123.02 ЗІР находилось разъяснение, в котором шла речь о подтверждении прибытия в командировку иностранца. Только вот с 01.01.2019 г. физлица-нерезиденты, прибывшие в командировку, от уплаты турсбора больше не освобождены.

Обновленный п.п. «б» п.п. 268.2.2 НКУ делает поблажки только физлицам-резидентам, прибывшим в командировку.

Поэтому логично возникает вопрос, как подтвердить еще и резидентский статус. Исходя из определения, данного п.п. «в» п.п. 14.1.213 НКУ5, иногда этот процесс может быть совсем не простым. Но в большинстве случаев достаточно документа, подтверждающего украинское «резидентство»: например, паспорта или специального свидетельства (для иностранцев).

5 На которое, в свою очередь, ссылается и п.п. «б» п.п. 268.2.2 НКУ, который выводит из числа плательщиков турсбора физлиц-резидентов, прибывших в командировку.

А вот достаточно ли предъявления такого документа или лучше и с него снять копию? Советуем придерживаться варианта с получением копии.

Бронирование номера… без уточнения гражданства. Как рассчитать турсбор?

Как рассчитать сумму сбора, если бронирование осуществлено без уточнения гражданства?

Такой вопрос поднят в ИНК ГУ ГФС в Киевской обл. от 30.01.2019 г. № 312/ІПК/10-36-12-03 (ср. 025069200). Ответ киевских налоговиков: «Во время временного размещения в местах проживания (ночевки) должно быть уточнено гражданство плательщика сбора».

Надо понимать, имеется в виду — «непосредственно перед размещением» (когда появится доступ к «туристу»). Поскольку размещать его можно только после того, как будут «утрясены» все формальности с уплатой/взиманием турсбора (п. 268.6 НКУ).

В противном случае, «знания» о том, кого именно разместили, помогут лишь для правильного заполнения декларации. Но средства на уплату сбора, возможно, придется брать уже из «собственного кармана».

Обратим внимание, что знать резидентство «туриста» необходимо не только в случае с командированными работниками, но и в других случаях. Ведь согласно НКУ (а соответственно и согласно решениям местных советов) ставки сбора для внутреннего и въездного туризма (определения смотрите в п.п. 14.1.277 НКУ) могут существенно отличаться.

Как рассчитать сумму сбора в случае, когда бронирование осуществлено резидентом Украины, а услуги по временному размещению получает нерезидент?

Плательщики сбора определены в п. 268.2 НКУ. Это лица, которые размещаются в местах проживания (ночевки). То есть важна именно личность «туриста», которого мы собираемся заселить.

Снова-таки, все вопросы с установлением его личности и взиманием туристического сбора должны быть решены до заселения.

Подтверждающие документы: только общие моменты.

Какой документ должен выдать налоговый агент плательщику сбора для подтверждения его уплаты?

Отвечая на этот вопрос, ГФСУ (ИНК от 01.02.2019 г. № 362/6/99-99-12-02-03-15/ІПК) не рассказала ничего нового, процитировав общий п. 44.1 НКУ. На его основании она заявляет, что «у налогового агента, как субъекта ведения бухгалтерского учета и начисления налоговых обязательств, должен быть подтверждающий первичный документ, который содержит сведения о хозяйственной операции по уплате этому налоговому агенту определенной суммы средств плательщиком сбора».

В то же время ГФСУ заявляет, что порядок предоставления налоговым агентом плательщику сбора документов в подтверждение уплаты им сбора Кодексом не регулируется.

От себя добавим, что поскольку уплата сбора не является оплатой за товары/работы/услуги, то формально проводить ее через РРО с выдачей плательщику сбора кассового чека не обязательно (хотя можно и провести).

Если не «бьем» чек РРО, тогда плательщику выдадим квитанцию к приходному кассовому ордеру (см. разд. III «кассового» Положения № 1486).

6 Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

Если речь идет о ФЛП, у которого нет РРО (а кассовой книги с ордерами у ФЛП не может быть по определению), то он может составить документ на «свой вкус». Опять же лучше, чтобы он содержал все реквизиты первичного документа из п. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

Если речь идет о безналичной оплате, то подтверждающим документом будет документ того же банка.

Предоплата проживания… без последующего заселения: турсбора нет!

Как рассчитать сумму сбора в случае, когда человек не пользовался услугами отеля, но осуществил предоплату?

Это, снова-таки, вопрос к киевским налоговикам из указанной выше ИНК. В ответ столичные фискалы указывают, что в случае отсутствия факта временного размещения в местах проживания (ночевки) у налогового агента отсутствуют основания для взимания сбора. Вполне справедливо, ведь сумма сбора прямо зависит от количества суток, проведенных лицом в местах размещения (ночевки), а в данном случае оно равно нулю.

Неполные сутки: турсбор «по полной»!

Как рассчитать сумму сбора в случае временного размещения сроком менее суток?

Вопрос интересует многих, поэтому поднимался в ряде ИНК. И если ГФСУ (ИНК от 01.02.2019 г. № 362/6/99-99-12-02-03-15/ІПК) и ГУ ГФС в Киевской области (ИНК от 30.01.2019 г. № 312/ІПК/10-36-12-03) были единогласны, то логика ГУ ГФС в Днепропетровской области (ИНК от 07.02.2019 г. № 437/ІПК/04-36-12-23-21) от них отличалась .

Первые напомнили, что базой взимания сбора в соответствии с п.п. 268.4.1 НКУ является общее количество суток временного размещения в местах проживания (ночевки), определенных п.п. 268.5.1 этого Кодекса. На основании этого они делают вывод, что иной период проживания для определения базы обложения сбором нормами НКУ не предусмотрен.

То есть дробление суток с целью расчета суммы сбора не предусмотрено.

Днепропетровские же фискалы считают, что этот вопрос может быть отдан на откуп… местного совета.

Причем для его решения налоговики предлагают налоговому агенту обратиться к местному совету для получения разъяснения (на уровне решения местного совета этот вопрос регулироваться не должен).

Минэкономразвития, к которому обратилась ГФСУ с просьбой разъяснить определение понятия «сутки» (письмо от 18.02.2019 г. № 4501-06/7002-03), дополнительно указало, что отсчет суток проживания начинается с 12:00 дня, предшествующего дню выезда, и продолжается 24 часа до расчетного часа, установленного гостиницей. Но с учетом местных особенностей единый расчетный час можно изменить.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд