Типовые формы расчетно-платежных ведомостей № П-6 и № П-7 утверждены приказом Госкомстата от 05.12.2008 г. № 489. Эти документы подтверждают сумму расходов на оплату труда работников предприятия. Однако они уже изрядно подустарели и неудобны для использования. Поэтому вполне естественно, что каждое предприятие разрабатывает собственную, подходящую ему форму расчетно-платежной ведомости.
Никаких штрафов за это нет. Но:
— чтобы ведомость имела статус первичного документа, в ней должны быть обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 881.
«Документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием изготовленных самостоятельно бланков, которые должны содержать обязательные реквизиты или реквизиты типовых или специализированных форм» (п. 2.7 Положения № 88).
— не следует убирать из ведомости те моменты, которые могут изучаться во время проверок «трудовиков»2.
2 См., в частности, форму акта инспекционного посещения (невыездного инспектирования) юридического лица (физического лица), которое использует наемный труд, утвержденную приказом Минсоцполитики от 18.08.2017 г. № 1338.
С ведомостью на выплату наличности (приложение 1 к Положению № 1483) дела обстоят сложнее. И все потому, что регулятор критично относится к применению иных форм документов, не предусмотренных Положением № 148. Взять те же переходные сроки для применения старых/новых форм из п. 11 постановления НБУ, которым утверждено Положение № 148.
Также НБУ в свое время в письме от 11.05.2018 г. № 50-0007/26419 отвечал на вопрос: может ли сельхозпредприятие применять произвольную форму ведомости при выплате арендной платы физлицам-собственникам земельных участков. Упомянув, что ведомость на выплату наличности является кассовым документом (п.п. 11 п. 3 Положения № 148) и используется для выдачи не только зарплаты, но и других выплат (п. 2 пояснений по заполнению приложения 1 к Положению № 148), НБУ пришел к выводу:
«форма ведомости на выплату наличности… содержит достаточное количество реквизитов для выплаты арендной платы арендодателям и… не требует разработки отдельного бланка такого документа».
Да и тот же п. 2.8 Положения № 88 придает специальный статус кассовым документам, устанавливая, что дополнительные требования к порядку создания первичных документов о кассовых и банковских операциях предусматриваются другими нормативно-правовыми актами.
В данном случае таким актом является Положение № 148.
Так, согласно:
— п. 23 Положения № 148 кассовые операции оформляются кассовыми ордерами, расходными ведомостями, расчетными документами, документами по операциям с применением электронных платежных средств, другими кассовыми документами, которые согласно законодательству Украины подтверждали бы факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) наличности;
— п. 30 Положения № 148 выплаты, связанные с оплатой труда, проводятся кассиром предприятия по расходным кассовым ордерам, составленным на каждого получателя, или по расходным ведомостям.
Везде в таком случае под расходной ведомостью имеется в виду ведомость на выплату наличных согласно приложению 1 к Положению № 148 (см. абз. п. 18 Положения № 148).
Таким образом, во избежание претензий со стороны проверяющих, лучше оформлять выплату наличных из кассы предприятия с помощью ведомости на выплату наличности установленной формы (приложение 1 к Положению № 148).
Ну а если все-таки использовали ведомость произвольной формы? Чем может быть чревато такое нарушение?
Налоговики могут посчитать «произвольные» ведомости недействительными (т. е. как бы вообще отсутствующими), а наличность не выданной. Либо посчитают наличность, предназначенную к выплате по ведомости, не предназначенной для выплаты зарплаты. Соответственно не имеющей привилегированных сроков для хранения в кассе сверх установленного лимита.
В этом случае сумму, указанную в «произвольных» ведомостях, прибавляют к остатку наличности в кассе и сравнивают с лимитом кассы. Если лимит превышен, то к предприятию могут применить штраф в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день (абз. 2 ст. 1 Указа № 4364).
4 Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95. Важно! Есть информация о скорой отмене Указа.
Можно, конечно, попытаться отбиться от штрафа в суде.
Как вариант, можете также сослаться на позицию ВАСУ. По его мнению, при оценке соблюдения предприятием порядка ведения кассовых операций определяющее значение имеет установление факта выдачи или получения (возврата) наличных средств, а не только правильность составления соответствующих отчетных документов (см. определение ВАСУ от 20.05.2010 г. по делу № 32/408а5).
5 reyestr.court.gov.ua/Review/10088171.
Но все же это аргументы на крайний случай.
Рекомендуем прислушаться к позиции НБУ — использовать утвержденную форму ведомости на выплату наличности и не провоцировать лишний раз контролеров.
Это признают и налоговики (см. категорию 109.21 ЗІР).
Кстати, административная ответственность за нарушение правил ведения кассовых документов КоАП не предусмотрена.