Сразу договоримся: рассматривать в статье будем планы проверок самых исторически нежелательных визитеров — налоговиков, а также, возможно, сейчас даже более нежелательных трудовиков. Последние в компанию самых опасных попали относительно недавно — с момента введения «драконовских» штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ за нарушение трудового законодательства. Несменные спутники таких штрафов — админсанкции, предусмотренные КУоАП, но их размеры заметно меньшие1.
1 О том, что к физлицам-предпринимателям справедливо применять только один вид санкций, вы могли прочесть в статье ««Трудовое» нарушение у ФЛП: двум штрафам не бывать?» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 8).
Что лежит в основе плана проверок? То, с какой периодичностью тот или иной субъект попадет в план проведения проверок, зависит, в первую очередь, от степени риска, к которой отнесена его деятельность. Она может быть высокой, средней или незначительной.
Налоговики включают в свой план-график плательщиков с высокой степенью риска не чаще одного раза в год, со средней — одного раза в 2 года, а с незначительной — одного раза в 3 года. Критерии рисковости утверждены Порядком № 5242.
2 Порядок формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, утвержденный приказом Минфина от 02.06.2015 г. № 524.
Гоструда применяет другие сроки: с высокой степенью риска — не чаще одного раза в 2 года, со средней — одного раза в 3 года, с незначительной — одного раза в 5 лет.
Но данная шкала касается именно плановых проверок (в частности, проверок охраны труда). В свою очередь, инспекционные посещения (при которых штрафы на сегодняшний день наиболее значительные) исключительно внеплановые.
Критерии Гоструда закреплены в постановлениях КМУ от 28.04.2009 г. № 413 и от 26.12.2011 г. № 1404.
Где найти планы-графики? Это — задача несложная. Многие проверяющие свои планы обнародуют на официальном инспекционном портале (https://www.inspections.gov.ua/). В разделе «Плани перевірок» вы можете ознакомиться:
— с планом комплексных проверок органов государственного надзора (контроля), который ежегодно утверждает Государственная регуляторная служба Украины (подраздел «Комплексний план»);
— с годовыми планами проверок некоторых министерств, государственных инспекций, служб, агентств, комиссий, ПФУ (подраздел «Річні плани на 2019 рік»).
Также здесь размещены планы проверок инспекций/отделов/управлений государственного архитектурно-строительного контроля отдельных местных советов (или их исполкомов).
Вы можете ввести код ЕГРПОУ (идентификационный код — если интересует информация о ФЛП) и/или наименование (Ф. И. О. — для ФЛП) в соответствующей графе и узнать, кто к вам собирается с плановой проверкой, по какому вопросу и когда.
Среди проверяющих, обнародовавших свои планы на инспекционном портале, — и Гоструда, запланировавшая на 2019 год 16905 проверок.
Внимание! Речь идет именно о плановых проверках Гоструда, в то время как инспекционные посещения и невыездные инспектирования, которые таят в себе гораздо большую опасность , как мы уже отмечали выше, являются по своему характеру внеплановыми.
Кроме того, указанные выше органы публикуют проверочные планы и на своих официальных сайтах/порталах/интернет-представительствах.
Так, план проверок Гоструда можете найти и на ее официальном портале3.
ГФСУ — служба более скрытная . Со своим планом-графиком на 2019 год она поделилась с общественностью только на своем официальном портале4. Опубликован он был 22.12.2018 г5. Но беда в том, что, следуя своим же прошлогодним традициям, ГФСУ успела уже трижды его изменить
…
4 Ссылка: http://sfs.gov.ua/diyalnist-/plani-ta-zviti-roboti-/362017.html.
5 Об этом, а также других тонкостях проведения проверок в 2019 году мы сообщали, в частности, в материале «Проверочные тенденции — 2019: есть ли какие-то преференции?» в журнале «Бухгалтер 911», 2019, № 2.
План-график проверок ГФС состоит из четырех разделов. Документальные плановые проверки:
I) налогоплательщиков — юридических лиц;
II) финучреждений, постоянных представительств и представительств нерезидентов;
Изменения в первые два раздела внесены 13.02.2019 г. (о чем мы сообщали на своем портале — https://buhgalter911.com/news/news-1041907.html).
III) физических лиц (изменен 18.02.2019 г. — https://buhgalter911.com/news/news-1041989.html);
IV) налогоплательщиков — юридических лиц по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДФЛ, военного сбора и ЕСВ (изменен 21.02.2019 г. — https://buhgalter911.com/news/news-1042088.html).
Разделы, в свою очередь, делятся на подразделы и группы.
Например, раздел ІІІ делится на 3 группы. Это физические лица с объемом дохода: (1) до 20 млн грн.; (2) от 20 млн грн. до 100 млн грн.; (3) 100 млн грн. и более.
В отличие от информации, размещенной на инспекционном портале, планы на официальных порталах Гоструда и ГФСУ приведены в форме таблиц формата .xlsx.
Для того, чтобы найти (или не найти ) себя в перечне проверяемых, нужно:
— нажать одновременно клавиши «Ctrl» и «F»;
— во всплывающем окне ввести код ЕГРПОУ/идентификационный код или наименование предприятия/Ф. И. О. физлица (для ФЛП);
— нажать «найти далее».
Давайте рассмотрим, позволено ли кому-нибудь изменять планы проверок, как это усердно делает ГФСУ.
Когда можно изменять планы проверок? Очевидно, налоговики особо этим вопросом не задаются, иначе должны были бы знать несколько простых истин.
Во-первых, внесение изменений в годовые планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) не допускается, кроме случаев: (1) изменения наименования субъекта хозяйствования и (2) исправления технических ошибок. Это установлено ч. 1 ст. 5 Закона № 8776, причем эта норма обязательна и для органов ГФСУ7 (согласно ч. 5 ст. 2 этого Закона)!
7 Кроме таможенного контроля на границе, но о нем сейчас речь не идет.
Вот только у налоговиков не только в этом вопросе к Закону № 877 наплевательское отношение … Благо, суды ставят их на место (о чем скажем далее).
Формально же действие Закона не распространяется на валютный контроль, таможенный контроль на границе и государственный экспортный контроль (согласно ч. 1 ст. 2 Закона).
Во-вторых, нормы НКУ, которыми, по их же мнению, должны руководствоваться налоговики, не «дают добра» на изменения в планы проведения проверок (п. 77.1 НКУ).
Но хитрые фискалы, как за спасательную соломинку, хватаются за подзаконный нормативно-правовой акт, а именно Порядок № 524. В п. 3 говорится о возможности корректировки плана-графика, причем возможно это не ранее второго месяца текущего года. То есть ГФСУ начала пользоваться этой возможностью как только, так и сразу .
Судебные тенденции. Но суды (см., в частности, решение Донецкого окружного админсуда от 19.09.2018 г. по делу № 0540/5690/18-а8) признают Порядок № 524 в части предоставления права налоговых органов права осуществлять корректировки годового плана-графика проведения проверок таким, который противоречит предписаниям НКУ.
8 www.reyestr.court.gov.ua/Review/76610442.
Киевский окружной админсуд (решение от 04.10.2018 г. по делу № 810/2099/189), в свою очередь, указывает, что согласно п. 1 Порядка № 524 обновление годового плана-графика осуществляется в случае его корректировки территориальными органами ГФСУ. Согласно п. 2 Порядка формирования (корректировки) планов-графиков территориальных органов ГФСУ осуществляется в порядке, установленном в разд. III — V настоящего Порядка.
9 www.reyestr.court.gov.ua/Review/77273526.
При этом в разд. III — V Порядка не предусмотрена возможность корректировки в текущем году уже сформированного и утвержденного годового плана-графика проведения проверок путем включения в него новых налогоплательщиков.
На этом основании суд приходит к выводу о незаконности приказа о проведении проверки.
То есть, по-хорошему, чтобы защитить свои права, налогоплательщик должен не допустить проверяющих к проведению проверки. Но это, как вы знаете, может быть чревато наложением административного ареста имущества налогоплательщика.
Так было и в деле № 0540/5690/18-а.
Готовы ли вы идти на такие риски — решать вам… Чтобы выиграть драгоценное время, можно обжаловать в суде приказ о проведении проверки, копию которого вам должны направить за 10 дней до начала ее проведения, сразу же после ее получения. В таком случае и до админареста имущества дело может не дойти.
Кроме того, в планах-графиках ГФСУ указывает конкретные месяцы, в которых должна пройти проверка. Но налоговики нередко не соблюдают запланированные сроки.
Известны случаи как преждевременного, так и запоздавшего выхода на тропу проверки.
Гоструда, к слову, более конкретна: в обнародованном ею плане проверок можно узнать как о дате начала ее проведения, так и о ее продолжительности.
Суды не одобряют и безосновательного переноса сроков проведения проверок и на этом основании также отменяют приказы об их назначении (см., к примеру, постановление ВС от 01.08.2018 г. по делу № 817/519/1610).
10 www.reyestr.court.gov.ua/Review/75673535.
Кроме того, в судебной практике встречались случаи, когда налогоплательщик успешно обжаловал приказ о назначении плановой проверки на основании недочетов в формировании плана-графика (см., к примеру, постановления Днепропетровского апелляционного админсуда от 30.01.2018 г. по делу № 804/3392/1711, Киевского апелляционного админсуда от 17.07.2018 г. по делу № 810/1057/1812).
11 www.reyestr.court.gov.ua/Review/72282060.
12 www.reyestr.court.gov.ua/Review/75425108.
То есть часто в судах добиться справедливости удается. Другое дело, что не все и не всегда готовы туда обращаться по подобным вопросам…
Как доказать запоздавшее попадание в план-график? Не найдя себя в изначально обнародованном плане-графике, вряд ли кто-то станет заручаться подтверждением этого факта. А оно вовсе не помешает, если после следующих изменений плана-графика плательщик там появится. По крайней мере, если дело дойдет до судебных споров.
Вообще-то в суде доказывать, что плательщик изначально был в плане-графике, должны налоговики (согласно ч. 2 ст. 77 КАСУ). Тот же, в свою очередь, в иске просто утверждает, что был включен в план-график уже после опубликования этого документа. А это означает, что приказ о назначении проверки был принят незаконно.
Вместе с тем, исходя из практики, желательно подкрепить свою позицию, подав запрос на доступ к публичной информации.
Сформулировать его можно примерно так: «коли (зазначити дату) та на підставі якого рішення (зазначити реквізити, включаючи дату прийняття) ТОВ «Мир» було включено до плану-графіка перевірок на 2019 рік?».
Если плательщика действительно внесли в план-график проведения проверок при внесении изменений, то, вероятно, предоставят нужную для обжалования информацию.
Направлять такой запрос необходимо в ГФСУ.
Ответ должны дать в течение 5 рабочих дней (согласно ч. 1 ст. 20 Закона № 293913). Отказать в предоставлении информации из-за того, что план-график опубликован, контролирующий орган не может (что следует из ч. 2 ст. 22 этого Закона).
13 Закон Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 г. № 2939-VI.
Дали отписку? В таком случае не остается ничего другого, как истребовать информацию через суд. Для этого вместе с иском нужно подать заявление об обеспечении доказательств (ст. 114 КАСУ). В нем следует указать на необходимость истребовать информацию о том, когда и на основании какого документа плательщика внесли в план-график.