ЭК — это информационно-телекоммуникационная система, созданная для обеспечения реализации плательщиками налогов и госорганами своих прав и обязанностей, определенных НКУ, в электронном виде. Найти ЭК можно либо в ленте сервисов на официальном сайте ГНСУ (www.tax.gov.ua), либо сразу забив в поисковике адрес: cabinet.tax.gov.ua.
ЭК включает две функциональные части: открытую (общедоступную) и приватную (личный кабинет).
Из «полезностей» в открытой части ЭК вы можете:
— просмотреть информацию из общедоступных реестров (верхняя вкладка «Реєстри»);
— узнать о предельных сроках уплаты налогов, сборов, обязательных платежей и предоставления отчетности (верхняя вкладка «Календар»);
— просмотреть контакты и адреса действующих центров обслуживания плательщиков (верхняя вкладка «Контакти»).
Но для полноценной работы нужна именно приватная часть. Для входа в нее вам понадобится ЭЦП (КЭП):
— войдите в личную часть ЭК через вкладку «Вхід» в правом верхнем углу главной страницы системы;
— выберите тип личного электронного ключа. Это может быть файл либо с электронного носителя (аппаратный ключ), либо непосредственно с ПК (файловый ключ);
— выберите квалифицированного поставщика электронных доверительных услуг (АЦСК);
— загрузите ключ (укажите путь к нему);
— введите пароль к этому ключу и нажмите кнопку «Зчитати»;
— нажмите кнопку «Увійти».
Важно! ЭЦП и сертификаты открытых ключей, выданные до 07.11.2018 г., можно использовать до окончания срока действия сертификата, но не позднее 07.11.2020 г. (п. 5 разд. VII Закона № 21551). Документы, подписанные старыми ЭЦП, признаются действительными.
1 Закон Украины «Об электронных доверительных услугах» от 05.10.2017 г. № 2155-VIII.
Сейчас уже выдаются квалифицированные электронные подписи и печати (КЭП).
На слуху у всех проблема с токенами.
Токен — устройство в виде USB-флешки, предназначенное для безопасного хранения электронных ключей и информации о собственнике электронной подписи.
О ней много говорили2. Повторяться не будем. Заметим лишь, что сейчас создается такое впечатление, что вопрос с всеобщей «токенизацией», скажем так, «спускается на тормоза». Важно, что по факту:
2 См. статьи: «Новый ключ электронной подписи не является квалифицированным: признают ли отчетность «легитимной»?» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 26), «Где хранить электронную подпись?» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 23).
— ключи все еще могут быть записаны на обычные носители;
— налоговики пропускают электронные документы с КЭП, которая не хранится в средстве КЭП.
Также в общем случае для получения КЭП требуется личное присутствие. Но работа, связанная с приемом посетителей, была под карантинным запретом из постановления № 2113. Благо согласно недавним изменениям деятельность квалифицированных предоставителей электронных доверительных услуг помещена в исключения и может осуществляться с учетом ряда требований (в средствах индивидуальной защиты и т. п.). Так что получить КЭП сейчас можно без проблем. В том числе бесплатно — у налоговиков4.
4 Детали найдете по адресу: www.tax.gov.ua/media-tsentr/novini/414528.html
Опять же, если вы являетесь клиентом ПриватБанка, то получить КЭП вообще можно не выходя из дома.
Так что если вы еще не обзавелись КЭП — действуйте.
После того как вы зайдете в приватную часть ЭК, первым делом нужно присоединиться к Договору о признании электронных документов. Для этого отправляют Заявление о присоединении к Договору (форма J1392001 для юрлиц или F1392001 для физлиц) в разделе «Введення звітності».
Это не касается обычных физлиц (не ФЛП) — они имеют право подавать электронные документы без присоединения к Договору только с использованием ЭЦП/КЭП.
Процедура создания, заполнения, подписания и отправки Заявления описана в разделе «Введення звітності» меню «Допомога» ЭК.
В ЭК (и большинстве программ для электронной отчетности) заполнение этого Заявления происходит в автоматическом порядке. За исключением нескольких полей. Инструкцию по их заполнению мы в свое время приводили5. Там же озвучивали нюанс с «е-mail». Указывайте именно тот «е-mail», который вы указывали в регистрационном Заявлении. Иначе могут быть проблемы с приемом Заявления. Хотя по сей день является действующим разъяснение налоговиков, что:
5 Вам пригодится также статья «Заявление о присоединении к «электронному» договору — полезные подсказки» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 41).
«В случае отсутствия сведений об адресе электронной почты плательщика в ЕГР плательщик может указать в Заявлении о присоединении к Договору адрес электронной почты, который будет им использоваться для переписки с контролирующими органами» (разъяснение в категории 129.03 ЗIР ГНСУ).
Заявление вы направляете в налоговую по основному месту учета. Подтверждением присоединения к Договору будет вторая квитанция, полученная от налоговиков.
Теперь вы можете пользоваться всем функционалом ЭК: отправлять налоговые декларации/расчеты, налоговые и акцизные накладные, расчеты корректировки к ним, вести переписку с налоговиками (подавать им заявления, в том числе о переходе на единый налог, документы, пояснения) и т. д.