Умер единственный учредитель — он же директор
Ситуация. В ООО умер единственный его учредитель, который при этом был и директором ООО. О наследниках ничего не известно. Как дальше работать предприятию, в частности подписывать отчетность?
Следует признать, что вопрос, как организовать работу предприятия, когда умирает его единственный учредитель — он же директор, действительно сложный. И прежде всего тем, что плохо нормативно урегулирован.
Согласно ч. 3 ст. 61 Закона о нотариате, если в составе наследства есть корпоративные права для управления ими, нотариус, а в населенных пунктах, где нет нотариуса, — должностное лицо органа местного самоуправления назначает управителя наследства из числа наследников или исполнителей завещания, а в случае их отсутствия — заключает договор на управление наследством с другим лицом.
Аналогичную норму видим в ст. 1285 ГКУ: если в составе наследства есть имущество, которое требует содержания, ухода, совершения других фактических или юридических действий для поддержания его в надлежащем состоянии, то нотариус, а в населенных пунктах, где нет нотариуса, — соответствующий орган местного самоуправления, в случае отсутствия наследников или исполнителя завещания заключают договор на управление наследством с другим лицом. Лицо, которое управляет наследством, имеет право на совершение любых необходимых действий, направленных на сохранение наследства до появления наследников или до принятия наследства (ч. 2 ст. 1285 ГКУ).
То есть получается, ношу управления предприятием могут взять на себя:
— назначенные в качестве управителя наследники или исполнители завещания,
— в случае отсутствия первых — другие лица, с которыми заключается договор на управление наследством.
Договор на управление наследством прекращает свое действие, как только появятся наследники или будет принято наследство. При отсутствии наследников по закону и по завещанию договор на управление наследством действует до принятия судом решения о признании наследства выморочным (п. 10.2 гл. 8 Порядка совершения нотариальных действий*).
* Порядок совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденный приказом Министерства юстиции Украины от 22.02.2012 г. № 296/5.
Для формализации статуса управителя наследством лицу из числа наследников учредителя, а в случае их отсутствия другому лицу, которое будет управителем наследства, нужно обратиться с письменным заявлением к нотариусу.
Получается, если информации о наследниках нет, чтобы обеспечить жизнедеятельность предприятия, нужно определиться с лицом, которое обратится к нотариусу для заключения договора об управлении.
Но тут тоже все небезоблачно. Дело в том, что порядок заключения такого договора и условия, которые в нем должны быть прописаны, плохо урегулирован законодательством, и не все нотариусы практикуют заключение такого договора.
Тот образец договора на управление наследством, который приведен в приложении № 5 к Методрекомендациям** от 29.01.2009 г., не адаптирован к случаю с управлением предприятием.
Тем не менее договора на управление наследством заключаются и в таком договоре, может, например, предусматриваться следующее:
«Управитель має право вчиняти стосовно переданого йому в управління майна будь-які юридичні та фактичні дії, що не суперечать вимогам чинного законодавства, у тому числі дії по утриманню, догляду майна, зазначаючи при цьому, що він діє як Управитель. У тому числі, але не виключно:
— скликати та проводити загальні збори учасників товариства;
— призначати та звільняти директора;
— користуватися правом першого підпису та розпорядженням коштами;
— вчиняти дії від імені товариства без довіреності, у тому числі підписувати договори;
— здійснювати інші юридичні та фактичні дії, необхідні для діяльності цього підриємства, з метою його збереження до відповідного прийняття спадкоємцями у встановлені чинним законодавством строки спадщини».
Но заключение договора управления наследством — это всего лишь половина дела.
Для того, чтобы иметь возможность подписывать отчетность, заключать договора с контрагентами и т. п. — нужно еще и чтобы были изменены сведения о руководителе и в ЕГР. А если речь идет об ООО, то для внесения данных о новом руководителе предприятия нужно соответствующее решение общего собрания участников. Ведь согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 755*** для государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре, среди прочего, подается экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решения уполномоченного органа управления юридического лица об изменениях, которые вносятся в ЕГР. Неподача такого решения может стать основанием для остановки рассмотрения документов для госрегистрации изменений сведений о юрлице.
Поэтому управителю наследством придется:
(1) Вступить в ООО (стать его участником). Управитель имущества имеет те же права, что и наследник. При этом по Закону об ООО**** для того, чтобы наследнику стать участником ООО, ему не требуется решения участников общества. Достаточно поданного госрегистратору нотариально заверенного заявления о вступлении в ООО (на основании которого госрегистратор вносит изменения в ЕГР о составе участников общества). Соответственно таким же правом на основании договора управления наследством обладает и управляющий наследством.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона об ООО в случае смерти или прекращения участника общества его доля переходит к его наследнику или правопреемнику без согласия участников общества.
(2) Поскольку учредитель был один — он принимал все решения «за общее собрание участников» единолично. Поэтому управляющему наследством, как единоличному участнику общества, нужно будет оформить единоличное решение о назначении исполняющего обязанности директора ООО и подать его госрегистратору.
На основании этих документов госрегистратор должен внести изменения в ЕГР о смене руководителя предприятия.
Отметим, что вопрос о том, как предприятию подписывать отчетность, когда умер его единственный учредитель — он же директор, рассматривался и фискалами (разъяснение в категории 129.02 ЗІР, письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 26.06.2017 г. № 824/ІПК/8/26-15-08-01-19; письмо ГФС от 12.12.2017 г. № 2944/6/99-99-10-02-15/ІПК).
В принципе, все идет в озвученных нами выше рамках:
«в случае смерти единственного учредителя юридического лица, который одновременно был ответственным лицом (директор/бухгалтер) за подачу налоговой отчетности, ответственным за своевременность подачи отчетности такого юридического лица будет наследник, который заявил свое право на предприятие.
Если заключен договор на управление наследством, то ответственным за подачу отчетности в контролирующий орган будет лицо, которое управляет наследством, до подачи заявления о принятии наследства наследниками или до принятия судом решения о признании наследства выморочным».
Учредители не выходят на связь: как уволиться директору
Ситуация. Директор ООО желает уволиться, но связь с учредителем утрачена и, соответственно, подать заявление на увольнение некому. Как ему уволиться?
Следует учитывать, что директор ООО объединяет в себе одновременно два статуса:
1) наемного работника, с которым заключен трудовой договор или контракт. При этом на него в рамках такого статуса распространяются общие положения КЗоТ, в том числе относительно порядка увольнения;
Поэтому директор имеет полное право уволиться по собственному желанию, даже если на то не будет согласия учредителей.
2) лица, которое представляет ООО без доверенности при взаимодействии с контрагентами. С этой целью, чтобы другие лица могли его идентифицировать, сведения об исполнительном органе включаются в ЕГР (п. 13 ч. 2 ст. 9 Закона № 755) и устав (п. 2 ч. 5 ст. 11 Закона об ООО).
Поэтому увольнение директора находится в плоскости одновременно и трудового, и гражданского законодательства.
Согласно ч. 13 ст. 39 Закона об ООО полномочия директора могут прекращаться только путем избрания нового директора. А для этого нужно соответствующее решение участников общего собрания.
Но что, если такого решения нет?
В этом случае для расторжения трудового договора/контракта можно воспользоваться, в частности, следующими вариантами:
1. Написать заявление об увольнении «по собственному желанию» (т. е. по ст. 38 КЗоТ) за две недели до желаемой даты увольнения и направить его учредителям письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по последнему известному директору адресу учредителя. Например, по адресу, указанному в учредительных документах. Если письмо не будет вручено учредителю, а фактическое местонахождение учредителя неизвестно, то по мнению специалистов Гоструда, необходимо подтвердить документально факт отсутствия (невозможности установления местонахождения) учредителя. Для получения подтверждающего документа директору следует обратиться в полицию с заявлением о розыске учредителя. И уже исходя из официального ответа, предоставленного полицией, станет ясно, по какому адресу направлять учредителю заявление об увольнении.
2. Созвать общее собрание участников общества. Инициатором такого собрание может быть и исполнительный орган общества (ч. 1 ст. 31 Закона об ООО). Уведомление о проведении общего собрания участников посылается почтовым отправлением с описанием вложения.
Напомним: в соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона об ООО исполнительный орган общества обязан уведомить участников об общем собрании не менее чем за 30 дней до запланированной даты его проведения (если иной срок не установлен в уставе).
Учитывая, что «связи» с учредителем нет, желательно опубликовать объявление о проведении внеочередного общего собрания участников и повестку дня в официальном печатном издании.
3. Издать приказ об увольнении без получения решения общего собрания (вариант допустим, если договор/контракт с директором бессрочный). Право издать приказ о прекращении трудовых отношений и без уведомления участников в свое время подтверждалось письмом Минтруда от 12.01.11 г. № 15/06/186-11.
Правда, в этом случае в приказе нужно будет сослаться на доказательства, подтверждающие намерение директора уволиться и бездействие со стороны участников ООО.
4. Обратиться в суд с требованием установить факт прекращения трудового договора (такая возможность также подтверждалась Минсоцполитики в письме от 01.08.13 г. № 147/06/186-13).
5. Направить в налоговую копию решения суда в пользу директора с сопроводительным письмом. Также разослать такие «послания» контрагентам ООО, в Пенсионный фонд, банковским учреждениям, в которых открыты счета предприятия.
6. Подать иск в суд (ответчик — департамент госрегистрации) с требованием обязать госрегистратора исключить из ЕГР запись об уволенном директоре. Хотя в этом случае у регистратора, по-видимому, возникнут технические трудности с внесением подобных записей.
На практике запись о директоре все равно остается в данных ЕГР, но в нее могут быть добавлены сведения о том, что полномочия директора прекращаются согласно решению суда.