Налоговые изменения — 2020: «горячий» дайджест

Казанова Марина, налоговый эксперт, CAP, Томашпольский Сергей, главний редактор, buhgalter911@mail.ua
Бухгалтер 911 Январь, 2020/№ 4
В избранном В избранное
Печать
16.01.2020 г. ВРУ принят Закон на базе законопроекта № 1210, которым вносятся изменения в НКУ. В этой статье приведем только короткий дайджест изменений, чтобы сориентировать вас в «масштабах» и «глобальности» изменений. А уже подробный анализ изменений обсудим, когда появится окончательный текст Закона.

Начнем с того, что на пути подписания данного Закона возникло препятствие — проект постановления ВР об отмене принятия Закона. С подобными ситуациями мы сталкиваемся не первый раз. И, как представляется, это постановление принято не будет. Но… это займет определенное время. Ближайшее пленарное заседание ВР состоится 4 февраля. Соответственно официального обнародования Закона ждем ближе ко второй половине февраля.

Далее. Закон достаточно объемный. Хотя сказать, что он предусматривает какие-то «революционные» изменения, нельзя. Большая часть законопроекта посвящена имплементации плана BEPS (деофшоризации). При этом название Закона говорит и о характере вносимых изменений: (1) усовершенствование администрирования налогов и (2) устранение технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве. Соответственно весомая часть изменений как раз приходится на администрирование налогов.

Как указано в переходных положениях, Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования. Хотя много новых норм (в том числе и в отношении применения штрафных санкций) предусматривают отсрочку в их применении (часть вступит с 1 июля 2020 года, часть — с 1 января 2021 года).

Администрирование

1. Вводится институт вины налогоплательщика по налоговым правонарушениям. Налоговым правонарушением считается противоправное, виновное (но только в случаях, прямо предусмотренных Кодексом) деяние (действие или бездеятельность) плательщика. Но эти изменения вступят в силу только с 1 января 2021 года. В двух словах в чем заключается концепция вины. Подход таков. В НКУ определен ряд штрафных санкций (п. 109.3), которые применяются, только если контролирующим органом будет установлена вина плательщика. Но! В основном это штрафы за умышленно совершенное нарушение (будет введена отдельная шкала штрафов, если нарушение совершено налогоплательщиком умышленно. В этих случаях налоговикам нужно будет доказать факт умысла плательщика в совершении правонарушения. Для всех остальных штрафов, прямо не названных в п. 109.3 НКУ, как и раньше, «по умолчанию» плательщик будет считаться виновным в совершении нарушения. А дальше он уже может доказывать свою невиновность, в том числе руководствуясь нормами НКУ, предусматривающими освобождение от ответственности.

2. Также с 1 января 2021 года изменяются правила начисления пени и ряда штрафных санкций. При этом уже в 2020 году (сразу после вступления в силу Закона) увеличиваются штрафы в два раза (проект Закона в первом чтении предусматривал увеличение в четыре раза ), к примеру, за:

(1) неподачу/несвоевременную подачу налоговой декларации (п. 120.1 НКУ) — от 170 до 340 грн.;

(2) за ошибки в 1ДФ — от 510 до 1020 грн. При этом можно самостоятельно исправить ошибку в ИНН без штрафов;

(3) нарушение порядка постановки на учет в контролирующих органах (штрафы тоже увеличиваются в 2 раза);

(4) за нарушение сроков хранения документов — от 510 до 1020 грн.

3. От идеи увеличения сроков проведения проверок отказались.

4. Норму, которая была в первом чтении о том, что операции должны учитываться исходя из реальных (фактических) условий и обстоятельств и/или поведения плательщика, в конечном варианте не включили в текст НКУ. Но есть норма о том, что в случае, если операция не имеет деловой цели с нерезидентом, плательщику налога на прибыль нужно применять увеличивающую налоговую разницу.

5. Наконец-то закрепили норму о том, что если предельный срок уплаты налогового обязательства приходится на выходной или праздничный день, то последний день уплаты налогового обязательства переносится на операционный (банковский) день, следующий за таким выходным или праздничным днем (п. 57.1 НКУ).

Напомним, что сейчас в НКУ прямо предусмотрен только «празднично-выходной» перенос подачи отчетности (п. 49.20 НКУ).

6. Плательщик, который подает отчетность в электронном виде или прошел электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете, может подать заявление о желании получать документы от фискалов в электронном виде. В таком случае все уведомления от фискалов (в том числе и о начале проверки) будут вручаться ему через электронный кабинет. Если плательщик не подавал заявление — как и раньше, документы будут направляться ему в «бумажном» виде.

7. Предусмотрен ряд случаев, когда плательщик освобождается от ответственности (п. 112.8 НКУ). Например, если он действовал на основании выводов объединенной палаты, Большой Палаты Верховного Суда; на основании правовых выводов Верховного Суда, изложенных в решении по результатам рассмотрения образцового дела. Но эта норма вступит в силу только с 1 января 2021 года. До этого по-прежнему плательщик будет освобождаться от ответственности, если:

— он действовал на основании ИНК, обобщающей налоговой консультации;

— если правонарушение вызвано ошибками в работе электронного кабинета, признанными администратором/методологом электронного кабинета/судом.

8. Возврат ошибочно перечисленных средств в бюджет — можно будет вернуть и пеню.

9. Срок на восстановление документов в случае их повреждения или досрочного уничтожения увеличен с 90 до 120 календарных дней.

10. Финотчетность для плательщиков налога на прибыль/неприбыльных организаций, которая является приложением к декларации по налогу на прибыль/неприбыльному отчету, должна подаваться только в электронном виде. Предприятия, которые должны обнародовать финотчетность, будут подавать ее налоговикам в два этапа:

(1) вместе с налоговой отчетностью (при этом приложениями к декларации будут считаться только Баланс и Отчет о финрезультатах);

(2) до 10 июня — финотчетность вместе с аудиторским заключением.

За неподачу финотчетности вместе с аудиторским заключением применяется штраф в таком размере, как за неподачу декларации.

11. ИНК можно получить в электронном виде (нужно будет указывать, в чем заключается практическая необходимость ее получения).

12. Налоговые уведомления-решения (далее — НУР) станут более содержательными. НУР должно содержать описательную и мотивирующую части применения штрафов к плательщику. Но это изменение вступит в силу с 1 января 2021 года.

13. Меняется определение крупного плательщика налога (обслуживание Офисом крупных налогоплательщиков). Критерий по сумме уплаченных налогов, сборов и платежей, которые уплачены в бюджет за последние 4 последовательных отчетных квартала, увеличен до 1,5 млн грн. При этом в расчет не включаются уплаченные таможенные платежи. Поэтому число крупных налогоплательщиков уменьшится (из их числа могут выпасть импортеры).

14. Изменения в план проверок. Не чаще одного раза в 1-м квартале и одного раза во 2-м квартале. Плюс: если изменения внесены в 1-м квартале, то проверка может быть назначена не ранее 1 июля, если во 2-м — не ранее 1 октября.

15. Новое основание для внеплановой проверки (п.п. 78.1.20 НКУ) — контролирующим органом после проведения документальной плановой проверки или документальной внеплановой проверки получена информация и/или документы от иностранных государственных органов, касающиеся вопросов, которые были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика и свидетельствуют о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства.

16. Срок уплаты денежного обязательства, определенного контролирующим органом (п. 57.3 НКУ). Ранее было — 10 календарных дней, следующих за днем получения НУР. Будет — 10 рабочих дней.

17. Прописывается механизм возмещения ущерба плательщику, причиненного неправомерными действиями контролирующего органа (норма заработает с 1 января 2021 года).

18. Применение договоров об избежании двойного налогообложения (при выплате доходов нерезиденту). Условие о «бенефициарности» должно соблюдаться, только если в международном договоре установлено, что освобождение от налогообложения / льготные условия обложения для соответствующего вида дохода действуют только для бенефициарного собственника.

19. Сроки исковой давности по проверкам — в случае проверки налоговых обязательство по НДФЛ/ВС при выплате зарплаты / других поощрительных и компенсационных выплат / других выплат и вознаграждений физлицам в связи с трудовыми отношениями будет 7 лет (2555 дня). Но эта норма тоже будет действовать с 01.01.2021 г.

20. Расширяются полномочия контролирующих органов. В частности, во время проверки соблюдения работодателем трудового законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений, соблюдения налогового законодательства в отношении налогообложения начисленных наемным работникам выплат налоговики могут требовать письменные пояснения от работодателей и/или их работников и/или лиц, труд которых используется без документального оформления (п.п. 20.1.47 НКУ).

Налог на прибыль

1. Стоимостный критерий основных средств (ОС) увеличивается с 6000 грн. до 20000 грн. (п.п. 14.1.138 НКУ).

2. С 20 до 40 млн грн. увеличился порог годового дохода, позволяющего не корректировать финрезультат на налоговые разницы. При этом для таких плательщиков (с годовым доходом до 40 млн грн.) начиная с 2021 года будет установлен годовой отчетный период. Судя из переходных положений, в 2020 году плательщики, у которых годовой доход свыше 20 млн грн., должны отчитываться еще поквартально.

3. Прямо прописано, что самозанятые лица, предприниматели (на общей системе и на едином налоге) обязаны удерживать при выплате доходов нерезидентам так называемый налог на репатриацию (в порядке, предусмотренном п. 141.4 НКУ) и обязаны подавать в связи с этим декларацию по налогу на прибыль с приложением ПН.

4. Амортизационная разница (ст. 138 НКУ):

(1) исключен запрет на использование производственного метода амортизации для расчета налоговой амортизации;

При этом установлены переходные нормы (п. 52 подразд. 4 разд. XX НКУ) по использованию производственного метода амортизации в отношении объектов ОС, амортизация которых ранее была начата по другому методу.

(2) предусмотрена «ускоренная» амортизация. В период с 01.01.2020 г. по 31.12.2030 г. для расчета налоговой амортизации ОС:

для групп 4 (машины и оборудования) и 5 можно применять «сокращенный» минимально допустимый срок полезного использования, равный двум годам (основной минимально допустимый СПИ для таких объектов согласно п.п. 138.3.3 составляет 5 лет);

для групп 3 (передаточные устройства) и 9 — минимально допустимый срок полезного использования установлен на уровне 5 лет (вместо основного — 10 и 12 лет).

Но применять «сокращенный» минимально допустимый срок полезного использования можно только при условии, что объекты используются в собственной хоздеятельности и не продаются или передаются в аренду другим лицам. Исключение — только для предприятий, для которых предоставление имущества в аренду — основной вид деятельности;

(3) налоговая амортизация не начисляется в период неиспользования (эксплуатации) ОС в связи с их модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием и консервацией (обратите внимание: улучшения в этой статье не названы).

5. Меняется подход к начислению разницы по процентным долговым обязательствам (п. 140.2 НКУ), но заработает норма только с 1 января 2021 года. И по сравнению с первой редакцией разница будет касаться долговых обязательств только с нерезидентами (независимо от того, связанные они лица или нет).

6. Урегулировали, как именно правопреемник имеет право учесть отрицательное значение объекта налога на прибыль реорганизованного предприятия (п.п. 140.4.5 НКУ).

7. Финрезультат до налогообложения придется увеличивать и на сумму штрафных санкций начисленных контролирующими органами и другими органами государственной власти. Причем не только за нарушение налогового законодательства, но и за нарушения любого законодательства (п.п. 140.5.11 НКУ).

8. Предусмотрена увеличивающая разница на сумму расходов в пользу нерезидентов по операциям, не имеющим деловой цели (п.п. 140.5.17 НКУ).

9. Если доход выплачивается нерезиденту в неденежной форме или не был удержан во время его выплаты, то тогда применяется специальная формула расчета нерезидентского налога (налога на репатриацию).

НДС

1. Квартальный отчетный период по НДС отменен (п. 202.2 НКУ исключается). Для всех плательщиков НДС установлен единый отчетный период — месяц.

2. Из положительного — увеличили сроки регистрации сводных «компенсирующих» налоговых накладных (НН) (по пп. 198.5 и 199.1 НКУ) — в течение 20 к. дн., следующих за последним календарным днем, в котором они составлены (п. 201.10 НКУ).

3. Вводятся специальные штрафы за несвоевременную регистрацию:

— НН/РК по операциям поставки товаров/услуг, которые освобождены от обложения НДС;

— НН/РК, составленных на операции, облагаемые по ставке 0 %;

— «компенсирующих» НН по пп. 198.5 (пп. «а» — «г») и 199.1 НКУ и РК к ним;

— НН на дотягивание до минбазы (абз. 11 п. 201.4 НКУ).

Штраф за их несвоевременную регистрацию будет составлять 2 % от объема поставки (без учета НДС), но не более 1020 грн. При отсутствии регистрации таких НН, выявленной налоговиками, штраф будет составлять 5 % от объема поставки без учета НДС, но не более 3400 грн.

Также установлена переходная норма (п. 72 подразд. 2 разд. XX НКУ), что в этих же размерах (2 % от объема поставки, но не более 1020 грн. и 5 % от объема поставки, но не более 3400 грн.) будут применяться штрафы по отношению к вышеназванным НН, начисленные в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г., денежные обязательства по которым остаются несогласованными (соответствующие НУР находятся в процедуре административного или судебного обжалования).

4. От обложения убыточного экспорта (применения ставки 20 % к минбазе) отказались.

5. Кассовый метод при поставке подрядных строительных работ (абз. 4 п. 187.1 НКУ) могут применять и субподрядчики.

6. Заявление на регистрацию плательщика НДС подается исключительно в электронной форме (п. 183.7). Исключение — когда оно подается в составе заявления на госрегистрацию создания юрлица или госрегистрации ФЛП.

7. Заявление о добровольной регистрации плательщика НДС можно подать не позднее чем за 10 (было 20) к. дн. до начала налогового периода, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС.

8. В случае внесения по решению контролирующего органа или по решению суда в реестр плательщиков НДС изменений об отмене аннулирования регистрации плательщика НДС такому плательщику должны восстановить лимит регистрации (п. 2001.3 НКУ).

9. Прямо прописали, что в базу НДС не включаются суммы неустойки (штрафов и/или пени), три процента годовых от просроченной суммы и инфляционные расходы, возмещение убытков (на включении суммы возмещения убытков в базу НДС ранее настаивали фискалы), в том числе возмещение упущенной выгоды по решениям международных коммерческих и инвестиционных арбитражей или иностранных судов, которые получены плательщиком налога в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств.

10. Исключен п. 63 подразд. 2 разд. XX НКУ, устанавливающий льготу (в виде освобождения от обложения НДС) экспорта соевых бобов и семян сурепы или рапса. Таким образом, их экспорт теперь будет облагаться по ставке 0 %.

Единый налог: ФЛП и юрлица

1. Прошла информация, что депутаты в последний момент решили увеличить лимиты дохода для пребывания на едином налоге / в конкретной группе единого налога. Для групы 1 ЕН — с 300 тыс. грн. до 1 млн грн.; для группы 2 ЕН — с 1,5 до 5 млн грн; для группы 3 ЕН — с 5 до 7 млн. грн. Напомним, что плановое поднятие лимита должно произойти с 01.01.2021 г. — только для группы 2 ЕН и только до 2,5 млн грн.* Но понятно, что «обратного» понижения с 5 до 2,5 млн грн. не будет .

* Подробности — в статье «РРО-изменения: дайджест» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 43).

2. Как уже было сказано выше, больше не будет квартального периода по НДС, единственными «носителями» которого могли быть единоналожники. С учетом того, что появление Закона затягивается, нельзя исключать и такой вариант, что в 1 квартале 2020 года квартальный период сохранится (для тех, кто вместе с декларацией по НДС за последний отчетный период 2019 года подал заявление о выборе квартального периода по НДС). А начиная с апреля все уже будут отчитываться помесячно. Следим за развитием событий.

3. «Прощать» с единым налогом по причине длительного «висения» налогового долга будут только в том случае, если сумма такого долга превышает сумму, указанную в п. 59.1 НКУ (больше 1020 грн.).

4. Для плательщиков ЕН групп 1 — 3 освобождение от уплаты земельного налога будет действовать при условии, что земельный участок и/или расположенный на нем объект недвижимости не передаются в аренду/найм/ссуду. Налоговикам всегда была близка именно такая трактовка. Но такие их претензии были безосновательными. И были периоды, когда суды «наводили резкость» налоговикам и поддерживали субъектов хозяйствования. Теперь же «урезание» возможности не платить земналог будет легализовано. Предположительно, со 2 полугодия 2020 года.

Важно! На само право сдавать недвижимость в аренду это новшество никак не повлияет.

ФЛП на общей системе

1. Снимается запрет на амортизацию грузовых автомобилей и учет расходов на содержание грузовых автомобилей. Это очень прогрессивное новшество. Ведь на этом запрете строились в том числе и неправомерные претензии налоговиков на «выкашивание» соответствующего налогового кредита по НДС (причем не только у общесистемщиков, но и единоналожников ). Запрет на амортизацию/содержание легковых авто все-таки остается.

Важно, что парламентарии хотели, но в конечном итоге отказались от идеи установления специального порядка учета подлежащих амортизации расходов.

2. Расходы на реконструкцию, модернизацию, улучшение основных средств теперь придется амортизировать. Тогда как раньше можно было сразу относить на расходы.

3. Опять же учитываем «общий» для всех рост планки для разделения основных средств / малоценных необоротных активов с 6 до 20 тыс. грн. Это не очень хорошо для ФЛП, поскольку вопрос с учетом ими малоценных необоротных активов находится, можно сказать, в подвешенном состоянии.

4. В расходы также можно будет относить налог на недвижимость (отличную от земельных участков), уплаченный за нежилую недвижимость.

5. Не нужно будет подавать декларацию за первый квартал работы на общей системе налогообложения (когда предприниматель либо только регистрируется, при этом не переходит сразу в группу 3 единого налога, либо переходит с единого налога на общую систему налогообложения).

6. Ликвидационная декларация будет подаваться в обычный «месячный» срок.

Акцизный налог

Выделим тот факт, что подакцизной станет жидкость для электронных сигарет. А с учетом изменений из Закона, принятого на базе законопроекта № 1209-1 (также находится на подписи у Президента), такие жидкости по всем параметрам фактически будут приравнены к табачным изделиям. Соответственно:

— при их розничной реализации нужно будет платить «розничный» акциз;

— продавцу понадобится «табачная» лицензия;

— при наличных расчетах потребуется РРО;

— единоналожники ими торговать уже не смогут и т. д.

Важно! Все изменения касательно жидкостей для электронных сигарет вступят в силу только с 01.01.2021 г.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд