Темы статей
Выбрать темы

Проверки налоговиков — «без лишней суеты»

Товстопят Юрий, налоговый эксперт
«Нет ничего свыше НКУ!» Под таким лозунгом, который налоговики не декларировали дословно, но исповедовали фактически, проходила проверочная кампания последних лет. Под этим предлогом налоговики противоправно игнорировали и Закон № 877*, и Закон № 4448**, который, видите ли, использовал терминологию первого. Но с недавних пор налоговики получили законную почву для такой своей позиции. Предлагаем это обсудить.

* Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

** Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI. О нюансах применения норм этого Закона в 2020 году вы могли прочесть в статье «Проверки-2020: что год текущий нам готовит?», подраздел «Предприниматели и юрлица-единоналожники (неплательщики НДС): слабая надежда» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 3).

С 13.02.2020 г. вступил в силу с виду такой неприметный Закон № 440***. Среди многочисленных «косметических» правок, вроде «орган доходов и сборов» заменить на «налоговый орган», спрятались и правки в Закон № 877.

*** Закон Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины в связи с проведением административной реформы» от 14.01.2020 г. № 440-IX.

Благодаря им налоговые проверки теперь и де-юре не подчиняются нормам Закона № 877 (см. врезку).

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий валютного контроля, налогового контроля, таможенного контроля (ч. 2 ст. 2 Закона № 877).

Ранее же было предусмотрено, что действие Закона № 877 не распространяется на валютный и таможенный контроль на границе. А вот меры контроля налоговики формально должны были осуществлять (кроме таможенного контроля на границе) в установленном Законом № 877 порядке с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах (в данном случае — НКУ) и международными договорами. При этом обязательным для них было соблюдение норм, перечисленных в ч. 5 ст. 2 этого Закона.

То есть сейчас фактически узаконено то, что проведение налоговых проверок регулируется НКУ (в нем за налоговые проверки отвечает гл. 8 разд. ІІ) — без оглядки на общие проверочные правила.

Что это дает? Рассмотрим, например, такой момент, как запись в журнале регистрации проверок. Интересная ситуация: согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 877 (ранее де-юре обязательной и для налоговиков) одной из причин недопуска проверяющих к проведению проверки могло стать то, что должностное лицо проверяющего органа не внесло запись о проведении мероприятия государственного надзора (контроля) в журнал регистрации таких мероприятий****.

**** При наличии такого журнала у субъекта хозяйствования.

В том же Законе № 877 была нестыковка по этому моменту. Но вопрос имел место быть: должны ли налоговики вносить такую запись?

К слову, налоговики соглашались это делать (см. консультацию в разделе 130.01 ЗІР).

Теперь, получается, их вообще может не волновать указанная норма Закона № 877.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше