Темы статей
Выбрать темы

Финмониторинг: новый порядок

Казанова Марина, налоговый эксперт
Эта статья представляет интерес для тех бухгалтеров/субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по бухучету, которые являются субъектами первичного финмониторинга (СПФМ)1. КМУ постановлением от 09.09.2020 г. № 850 утвердил Порядок (1) постановки на учет СПФМ и (2) информирования об операциях, подлежащих финмониторингу. Детали Порядка рассмотрим в статье.

1 Больше деталей найдете в статье «Бухгалтеры/налоговые консультанты: кому «дружить» с финмониторингом» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 26).

Сразу оговорим: в статье остановимся только на такой категории специально определенных субъектов первичного финмониторинга, как: (1) бухгалтеры/субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухучету; (2) субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения.

Что важно. Заработает новый Порядок № 850 только с 01.01.2021 г.

До этого действует Порядок № 5522 (который с 01.01.2021 г. утратит силу), утвержденный еще под нормы утратившего силу Закона № 17023. И тут имеем некоторый нормативный пробел.

2 Постановление КМУ «Некоторые вопросы организации финансового мониторинга» от 05.08.2015 г. № 552.

3 Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации…» от 14.10.2014 г. № 1702-VII (утратил силу).

С одной стороны, уже с 28.04.2020 г. бухгалтеры/налоговые консультанты должны выполнять нормы Закона № 3614, в частности, о:

4 Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 06.12.2019 г. № 361-IX.

— постановке на учет в Госфинмониторинге;

— информировании обо всех подозрительных операциях клиента.

С другой стороны, Порядок № 552, который прописан еще под старый Закон, не устанавливает требования и не содержит правил постановки на учет в Госфинмониторинге таких СПФМ, как бухгалтеры/налоговые консультанты. Госфинмониторинг, дабы заполнить этот пробел, разработал рекомендации, как до принятия/вступления в силу нормативки под Закон № 361 стать на учет5.

5 С ними можно ознакомиться на сайте Государственной службы финансового мониторинга Украины по ссылке: fiu.gov.ua/pages/finansovii-monitorint/tehnologi/dlja-nebankivskih-ustanov/rekomendacziji-shhodo-podannya-z-28-kvitnya-2020-roku-bankami-do-derzhfinmonitoringu-informacziji-pro-finansovi-operacziji.html

Конечно, хорошо то, что Госфинмониторинг подсуетился с рекомендациями. Но, учитывая, что до 01.01.2021 г. порядка постановки на учет, разработанного под положения Закона № 361, формально нет (он вступит в силу только с 01.01.2021 г.), то не может быть и ответственности за нарушение такой процедуры.

Соответственно вроде как можно тянуть с постановкой на учет до 01.01.2021 г.

Но! Забегая наперед, отметим, что новый Порядок № 850 не содержит никаких «переходных» норм по постановке на учет. Он вступает в силу с 01.01.2021 г.; содержит норму о том, что стать на учет в Госфинмониторинге нужно не позднее дня установления деловых отношений с клиентом (проведения первой финоперации) — и все. А как быть, если у нас уже до 01.01.2021 г. установлены деловые отношения с клиентом — ничего не сказано. В какие сроки тогда нужно стать на учет? Приходим к выводу: чтобы не испытывать судьбу, возможно, целесообразно стать на учет в Госфинмониторинге до 01.01.2021 г. — следуя рекомендациям, изложенным на сайте.

Следующий момент. В Порядке № 850 описана только процедура постановки на учет СПФМ; подачи информации о финоперациях. Деталей в отношении того, нужно/не нужно регистрироваться СПФМ и как определить подозрительные финансовые операции, там нет.

От себя добавим: мы считаем, что бухгалтеры/налоговые консультанты должны становиться на учет в качестве СПФМ, только если они имеют доступ к информации об операциях с активами клиента6.

6 Подробно этот момент мы анализировали в статье «Бухгалтеры/налоговые консультанты: кому «дружить» с финмониторингом» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 26).

Как стать на учет в качестве СПФМ с 01.01.2021 г.? Постановка на учет, подача информации об операциях, подлежащих финмониторингу, и любое взаимодействие с Госфинмониторингом будут осуществляться в электронном виде через специальный е-кабинет (п. 5 Порядка № 850). И только в случае возникновения ситуаций, при которых информация не может быть подана в электронном виде, ее можно будет подать «на бумаге».

Как будет функционировать е-кабинет, как к нему получить доступ — это все еще должен утвердить отдельно Минфин.

Сейчас на сайте Госфинмониторинга есть электкронный кабинет (fiu.gov.ua/elektronnij-kabinet.html). Но он находится в стадии разработки.

В какие сроки нужно стать на учет? СПФМ — юрлица (субъекты хозяйствования, которые предоставляют услуги по бухучету / осуществляют консультирование по вопросам налогообложения) обязаны стать на учет в Госфинмониторинге в течение трех рабочих дней с даты назначения работника, ответственного за проведение финансового мониторинга, но не позднее дня проведения первой финансовой операции (даты установления деловых отношений с клиентом). Если СПФМ — физлицо (бухгалтер-предприниматель или физлицо, предоставляющее услуги бухучета по ГПД) — не позднее дня проведения первой финоперации (даты установления деловых отношения с клиентом).

Стать на учет нужно не позднее дня установления деловых отношений с клиентом.

Какую информацию нужно подавать для постановки на учет? Это определено в п. 6 Порядка № 850 (ср. ). Информация, необходимая для постановки субъекта на учет, должна содержать сведения о регистрации субъекта, его местонахождении, ответственном работнике, лице, которое временно будет исполнять обязанности ответственного работника в случае его отсутствия (в случае назначения такого лица) и т. п.

Информирование об операциях, подлежащих финмониторингу. Напомним, что бухгалтеры/налоговые консультанты не обязаны уведомлять Госфинмониторинг о пороговых операциях (сумма которых — 400 тыс. и больше) (ч. 2 ст. 10 Закона № 361).

Для них установлена обязанность информировать:

(1) обо всех подозрительных операциях клиента (причем независимо от суммы операции);

(2) о расхождениях между сведениями о конечных бенефициарных собственниках клиента, которые содержатся в ЕГР, и информацией о конечных бенефициарных собственниках, полученной субъектом в результате проведения надлежащей проверки клиента.

Такое информирование будет осуществляться путем внесения СПФМ соответствующей информации в Реестр, который также будет вестись в е-кабинете.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше