Intro
Речь идет о Законе № 13201. 27.03.2021 г. он был опубликован (в газете «Голос України», 2021, № 57), а вступит в силу через месяц со дня своего опубликования (согласно п. 1 разд. ІІ Закона).
Заметим, что со времен появления проекта в 2017 году «много воды утекло». Некоторые из проблем, которые он должен был решить, со временем решились с помощью других законов: снижение размера финсанкции за недопуск к проверке; предупреждение вместо финсанкции для единоналожников (за некоторые нарушения); скидка 50 % при оперативной уплате финсанкции; освобождение от финсанкции при выполнении предписания (за некоторые нарушения) и т. д.2
2 Об этом можете прочесть, в частности, в статье «Трудовые проверки — 2021: новые размеры штрафов и не только» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 4).
А некоторые позитивные задумки, которые содержались в проекте, увы, не дошли до «финишной прямой».
Из существенного, например, до «финиша» не дошла норма об установлении для трудовых нарушений штрафного срока давности !
Что же все-таки дошло?
«Местным помощникам» трудовиков — урезание полномочий
В далеком 2017 году должностных лиц органов местного самоуправления наделили почти такими же полномочиями, как и трудовых инспекторов Гоструда (и ее территориальных органов). То есть у трудовых инспекторов Гоструда (и ее территориальных органов) появились такие себе «помощники», которые могли на подведомственных им территориях: осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде и занятости населения (п. 1 ч. 3 ст. 34 Закона № 2803); налагать штраф за нарушение законодательства о труде и занятости населения (п. 2 ч. 3 ст. 34 Закона № 280).
3 Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.
Так вот, после вступления в силу комментируемых изменений такие «местные помощники» будут ограничены только «своими» предприятиями! Иными словами, контролировать соблюдение законодательства о труде и занятости населения они смогут лишь у работодателей, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад!
А право налагать штрафы у них вообще отобрали. В том числе забрали право протоколировать админнарушения, предусмотренные ч. 1 — 4 ст. 41 КоАП (нарушение требований законодательства о труде и об охране труда).
Соответствующие изменения внесены в ч. 2 ст. 259 КЗоТ, ч. 3 ст. 34 Закона № 280, ст. 255 КоАП.
В отношении предприятий, учреждений, организаций, которые не находятся в коммунальной собственности, а также в отношении ФЛП, использующих труд наемных работников, полномочия органов местного самоуправления будут ограничены исключительно правом инициирования проверок — путем подачи соответствующих обращений в Гоструда (ее территориальные органы). В свою очередь, такое «обращение» добавили в основания для проведения внеплановой проверки (ч. 1 ст. 6 Закона № 8774).
Резюме. «Трудовой» контроль у «обычных» работодателей после вступления в силу Закона № 1320 смогут осуществлять только трудовые инспекторы Гоструда и ее территориальных органов.
Напомним, что «визитной карточкой» трудового инспектора является его служебное удостоверение. Проверить личность проверяющего вы можете на сайте Гоструда (dsp.gov.ua/informatsiia-pro-sluzhbovi-posvidchennia-inspektoriv-pratsi/).
Служебное удостоверение, по которому не обнародована информация, считается недействительным! И такого псевдопроверяющего вы можете не допускать.
Создание препятствий органам госнадзора (контроля)
Законодатель попытался конкретизировать эти понятия. В частности, поместил в ст. 1 Закона № 877 определение понятия «создание препятствий органам государственного надзора (контроля) или их должностным лицам при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля)». Оно включает:
— невыполнение законных требований должностных лиц органа государственного надзора (контроля) или
— недопуск должностных лиц этого органа к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля), основания которых определены законом.
Также прописали, что если проверяемый создаст препятствия органу государственного надзора (контроля) или его должностным лицам, то в акте, который составляется по результатам проверочного мероприятия, обязательно должны указать описание действий или бездействия, которые привели к созданию таких препятствий, со ссылкой на соответствующие нормы закона (абз. 8 ч. 6 ст. 7 Закона № 877).
Это касается любых проверок. Не только трудовых!
Полегчает ли нам от этого в части того же трудового контроля?
Начнем с того, что недопуск трудовых проверяющих к проверке / создание препятствий в ее проведении — это всегда игра с огнем.
Размер штрафов по ст. 265 КЗоТ хоть с 2017 года и был уменьшен, но все равно впечатляет. К слову, в этом плане (в плане размера этих санкций) комментируемый Закон № 1320 ничего не меняет!
Основание | Состав нарушения | Размер финсакнции по ст. 265 КЗоТ |
Абз. 7 ч. 2 | Недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении | 3 минзарплаты (сейчас 18 тыс. грн) |
Абз. 8 ч. 2 | Недопуск к проведению проверки по вопросам обнаружения нарушений, указанных в абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ («неоформленная занятость»), создание препятствий в ее проведении | 16 минзаплат (сейчас 96 тыс. грн) |
Так вот, можно ли будет не допускать трудового инспектора к инспекционному посещению по вопросам неоформленной занятости на том основании, что его визит основан на положениях Порядка № 8235 и не вписывается в основания для внепланового контрольного мероприятия по ст. 6 Закона № 877. Мол, «Порядок № 823 — это не закон». Или отказывать инспектору труда в реализации каких-то прав, предусмотренных Порядком № 823, но не предусмотренных Законом № 877?
Нет. Так сейчас делать нельзя — и после вступления в силу Закона № 1320 также делать нельзя! В данном случае под словами «определенные законом» (основания для контрольного мероприятия) имеются в виду не исключительно перечисленные в Законе № 877 основания. Ведь тот же Закон № 877 для контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости устанавливает ряд преференций (ч. 5 и 6 ст. 2 Закона № 877). А Порядок № 823, изданный во исполнение ст. 259 КЗоТ, является действующим (суд его недействующим не признавал).
Так что следить за соблюдением законности при проверках нужно, но и вольностей себе позволять нельзя. За это грозит большой штраф.
Проследить за соблюдением законности вам поможет в том числе приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов, составляемых при осуществлении мероприятий государственного надзора и контроля Государственной службой Украины по вопросам труда» от 27.10.2020 г. № 2161.
Помним также, что, помимо финсанкции по ст. 265 КЗоТ, конкретное виновное лицо получает еще и админштраф. В интересующем нас случае по ст. 1886 КоАП (невыполнение законных требований по устранению нарушений, создание препятствий проверяющим). Ее комментируемый Закон тоже зацепил.
Так, убрали «упущение». Раньше она охватывала нарушения законодательства о труде и обязательном соцстраховании. После изменений в указанной статье будут упомянуты еще и потерянные ранее нарушения законодательства о занятости населения.
То есть невыполнение предписания проверяющих по устранению нарушения о занятости населения или недопуск к такому контрольному мероприятию тоже будет наказываться админштрафом по этой статье.
Также законодатель, судя по всему, попытался увязать эту статью с новым определением «создание препятствий проверяющим» (невыполнение законных требований + недопуск к законному контрольному мероприятию). Но принесет ли этому кому-то практическую пользу?
Размер штрафа за такое нарушение при этом не изменится и, как и ранее, будет составлять от 50 до 100 нмдг (850 — 1700 грн).
Другие изменения
Гоструда и ее территориальные органы будут освобождены от уплаты судебного сбора при рассмотрении дел во всех судебных инстанциях (п. 20 ч. 1 ст. 5 Закона № 36746). Соответственно трудовики, надо полагать, активнее будут подавать жалобы на вынесенные не в их пользу судебные решения.
6 Закон Украины «О судебном сборе» от 08.07.2011 г. № 3674-VI.