Темы статей
Выбрать темы

Документы на товар у ФЛП: интернет‑торговца, производителя, импортера

Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
В предыдущей статье мы разобра­лись с тем, какие документы на товар, в принципе, нужны ФЛП*. Но есть специфические случаи, о которых стоит рассказать отдельно.

* Статья «Документы на товар у ФЛП: какие нужны?» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 12).

Документы на товар в Интернет-магазине

Если ФЛП торгует только в Интернете (т. е. у него нет офлайн-магазина или склада, о котором знают налоговики), то с документами на товар немного проще.

Проверяющим затруднительно узнать, какой товар у него есть на момент проверки. Соответственно и сформировать запрос на предоставление документов затруднительно img 1.

Ведь прийти с проверкой домой к ФЛП налоговики попросту не могут img 2 (даже если при госрегистрации он указал в качестве места осуществления деятельности свою квартиру).

В п.п. 20.1.13 НКУ прямо сказано, что у них нет доступа к жилью граждан, даже во время проверки. С этой нормой корреспондирует п.п. 16.1.13 НКУ, согласно которому ФЛП вправе не пустить любопытных контролеров на порог своей квартиры.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно в жилье ФЛП, даже если оно указано адресом осуществления хоздеятельности, с фактической проверкой налоговики прийти не имеют права, а ФЛП их может не допускать.

Что же касается товара, который уже продан (и доход отражен в декларации единоналожника), то, на наш взгляд, налоговики не имеют права требовать документы по нему в рамках Закона об РРО. Но опять же вопрос этот неоднозначный и по возможности лучше документы даже на проданный товар иметь.

Также ФПЛ следует обратить внимание на схему работы по дропшиппингу (в качестве посредника — дропшиппера)**. Возможно, это как-то пригодится для обоснования отсутствия документов на товар.

** Подробнее о дропшиппинге можете прочесть в статье «Осваиваем дропшиппинг!» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 47).

Напомним: по этой схеме через посредника (дропшиппера) товар не проходит img 3. Товар покупателю отправляет сам производитель. Соответственно, и документов на товар у посредника быть не может.

Хотя в таком случае понадобятся акты приемки-передачи агентских услуг, отчет агента и прочие первичные документы, подтверждающие предоставление услуг посредником.

Попутно заметим, что оптовику (помним, что это продажи ФЛП и юрлицам для коммерческого использования), который является дропшиппером (посредником), понадобится код из класса 46.1 «Оптовая торговля за вознаграждение или на основании контракта» (выбираем более подробный код с двумя знаками после точки — в зависимости от того, чем торгуем). Если же это розница, то специального посреднического кода нет. Все еще проще. В пояснении к разделу 47 сказано, что он включает и розничную торговлю, которую осуществляют комиссионер, а также представители, задействованные в сетевом маркетинге. Не всегда у нас дропшиппинг опосредован договором комиссии, может быть и агентский договор. Но, как представляется, розничный интернет-код 47.91 деятельность розничного дропшиппера тоже покрывает.

Документы на сырье и готовую продукцию (производство, ресторан)

Если ФЛП самостоятельно изготавливает продукцию, то никаких «внешних» документов на нее, естественно, у него и быть не может.

Считаем, это тот редкий случай, когда выписанные самому себе первичные документы действительно подойдут.

Оформить получение готовой продукции с производства на склад можно накладной по форме № М-11 (утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193), о которой мы уже говорили, либо актом выпуска готовой продукции. В общем, любым документом, в котором есть все обязательные реквизиты первичного документа***.

*** О требованиях к первичным документам мы говорили в статье «Документы на товар у ФЛП: какие нужны?» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 12).

Плюс (но не взамен) можно оформить калькуляцию и технологические карты. Это хоть и не первичные документы, но все же они позволят доказать, что сырье и материалы, которые хранятся у вас на складе, — на самом деле не товары (не предназначены для перепродажи). А значит, штраф по ст. 20 Закона об РРО (за непредставление документов во время проверки) их не касается.

Впрочем, чтобы наверняка отбиться от штрафов, желательно иметь комплект «входящих» документов даже на сырье (те же ТТН, расходные накладные).

Документы на товар, присланный из-за границы

Какие же документы на товар будут у ФЛП? Почтовые накладные на пересылку товара плюс товаросопроводительные документы, которые стоит попросить у поставщика (отгрузочные акты или накладные и т. п.). Этого достаточно.

Но это если товары вы получаете не через почту. Если у вас полноценная ВЭД, то нужно обратить внимание на следующий момент. Минфин признает таможенную декларацию первичным документом, но только (!) в отношении фиксирования хозоперации по взятию обязательств в сумме начисленных таможенных платежей.

См. письмо Минфина от 23.01.2013 г. № 31-08410-07-16/2073.

А вот для подтверждения происхождения товара понадобятся ТТН, международная ТТН (CMR, СМГС или ЦИМ/СМГС), коносамент, авиагрузочная накладная (Air Waybill) и т. п.

Если же вы закажете товар из-за границы как обычное физлицо, то, считаем, не следует предъявлять налоговикам документы, оформленные на физлицо, чтобы не было вопросов по части законности ввоза. Конечно, ФЛП имеет право использовать личное имущество в бизнесе (ст. 320 ГКУ), но в случае импорта лучше так не поступать (ведь товары не были растаможены на имя ФЛП, а потому могут предъявить претензии по НДС и таможенным платежам). И уж тем более нельзя ставить эту схему на поток.

Где же взять документы на товар? Некоторые ФЛП покупают подобный товар со всеми документами, а потом постепенно подкладывают полученный по почте и т. д. Но лучше всего официально ввозить товар партиями до 150 евро на имя ФЛП. Ведь если стоимость всех посылок, которые поступают предпринимателю в течение дня от одного и того же отправителя, не превышает 150 евро, можно не регистрироваться на таможне; не заключать ВЭД-контракт (но этот момент лучше заранее уточнить с банком, чтобы не было «сюрпризов», поскольку некоторые банки могут попросить и контракт); оплатить товар прямо с карты img 4. При этом ни НДС, ни таможенные платежи уплачивать не придется. Не нужна и ТД (кроме подакцизных товаров).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше