Темы статей
Выбрать темы

«Несогласен» или «не согласен»? Правила для ЕСВ-жалоб

Беляева Елена, эксперт по вопросам оплаты труда
В ответ на изменения в Законе о ЕСВ Минфин внес правки в «жалобный» Порядок № 1124*. Изложил его в новой редакции — с 08.11.2021. Что нужно знать об обжаловании, если налоговики не правы. Выделим главное.

* Порядок рассмотрения налоговым органом жалоб на требования об уплате недоимки по уплате ЕСВ и на решения о начислении пени и наложении штрафа, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2015 № 1124.

Начнем с того, что обжалование может быть административным или судебным. Первое — в налоговом органе. Второе — в суде.

Обжалование в налоговом органе требует молниеносной реакции. Сроки уж очень короткие. А если учесть, что многие о требованиях налоговиков узнают уже от госисполнителя, то выбор падает на обжалование судебное. С него и начнем. Тем более что судебная практика уже сформировала по нему внятную позицию.

Судебное обжалование — длинные сроки

Есть два знаковых постановления ВС:

от 25.02.2021 по делу № 580/3469/19 (reyestr.court.gov.ua/Review/95240811);

от 05.03.2021 по делу № 640/9172/20 (reyestr.court.gov.ua/Review/95365872).

В них — новый подход по части сроков обжалования в суде ЕСВ-требований/решений налоговиков. Суть его в том, что сроки берем из ст. 122 КАСУ**, а не из Закона о ЕСВ. Что это за сроки?

** Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 № 2747-IV.

Если вы сразу решили идти в суд (с админобжалованием решили не связываться), то срок для обращения в суд — 6 месяцев со дня получения ЕСВ-требования/решения. Или правильнее — со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении ваших прав/интересов.

Если, прежде чем пойти в суд, вы подали жалобу на ЕСВ-требование/решение в ГНСУ (т. е. воспользовались правом на админобжалование), то обратиться в суд с иском на это требование/решение можно в течение 3 месяцев со дня вручения вам решения по админжалобе.

А если вы не получили решения по админжалобе в законодательно установленные сроки, то обратиться в суд можно в течение 6 месяцев со дня подачи жалобы.

А как насчет «карантинного» продления этих сроков? Здесь все сложно. К сожалению, автоматом такое продление не действует (ч. 3 разд. VI КАСУ). То есть в любом случае должны быть причины пропуска срока, которые суд сочтет уважительными. Это если срок пропущен, а лицо подает заявление о возобновлении срока (такое тоже возможно).

Обновленный порядок админобжалования

Теперь переходим к обновленному Порядку № 1124.

Как и раньше, в административном порядке нельзя обжаловать:

— обязательства по уплате ЕСВ, самостоятельно определенные плательщиком;

— требования и/или решения, которые обжаловались и жалобы по которым уже были рассмотрены налоговиками;

— требования и/или решения, обжалованные плательщиком в судебном порядке.

Куда подавать жалобу? Закон о ЕСВ говорит — в контролирующий орган высшего уровня. Но поскольку требования об уплате недоимки по уплате ЕСВ и решения о начислении пени и наложении штрафа формируются и принимаются главными управлениями ГНС в областях и г. Киеве, то жалобы подаются непосредственно в аппарат ГНСУ (как в контролирующий орган высшего уровня).

Разбирательством занимается Департамент административного обжалования.

Собственно, это и видим в обновленном Порядке № 1124. Срок — по-прежнему в течение 10 календарных дней со дня получения от налоговиков соответствующего требования/решения.

Подать жалобу теперь можно не только на бумаге (лично или по почте с уведомлением о вручении и описью вложения), но и в электронном виде, в том числе через электронный кабинет.

Если последний день срока приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, последним днем ​​такого срока считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

Срок, установленный для подачи жалобы, не считается пропущенным, если до его окончания жалоба и другие документы к ней переданы отделению почтовой связи.

Датой передачи жалобы в отделение почтовой связи считается дата получения отделением почтовой связи от плательщика единого взноса почтового отправления с жалобой, указанная отделением почтовой связи на конверте или в уведомлении о вручении почтового отправления.

Важно! Жалобы на требования и на решения нужно подавать отдельно.

Как и ранее, одновременно с подачей жалобы нужно уведомить об этом факте налоговый орган, принявший обжалуемое требование/решение. Сделать это, опять же, можно в бумажной или электронной форме.

В обновленном Порядке № 1124 отсутствует норма, приостанавливающая начисление пени со дня подачи жалобы в установленный срок. Переживать по этому поводу не стоит: такая норма закреплена в ч. 13 ст. 25 Закона о ЕСВ.

Перечень прав жалобщика расширен. В частности, закреплено право фиксировать ход заседания по рассмотрению жалобы с помощью фото-, киносъемки, видео-, звукозаписи, а также заявлять ходатайство о присутствии на открытом заседании представителей СМИ.

По поводу «открытости» заметим, что по умолчанию налоговики рассматривают жалобу в закрытом заседании, т. е. только при участии плательщика или его представителя.

О желании участвовать в рассмотрении материалов жалобы плательщик заявляет одновременно с подачей жалобы (п. 2 разд. VI Порядка № 1124).

Рассмотрение жалобы в открытом заседании возможно исключительно на основании письменного ходатайства плательщика, которое он должен заявить также одновременно с подачей жалобы.

Содержание такого ходатайства определяет п. 5 разд. I Порядка № 1124.

Аппарат ГНС рассматривает ходатайство в течение 10 рабочих дней и уведомляет плательщика о результатах такого рассмотрения не позднее 5 рабочих дней до даты рассмотрения жалобы.

Отказать в открытом рассмотрении налоговики вправе только в двух случаях:

1) в ходатайстве отсутствуют сведения, предусмотренные Порядком № 1124;

2) в материалах дела есть сведения, составляющие гостайну.

В открытом заседании по рассмотрению жалобы могут участвовать уполномоченные представители Минфина, Госрегуляторной службы, Совета бизнес-омбудсмена, СМИ. Конкретный перечень специалистов из указанных ведомств плательщик определяет самостоятельно в письменном ходатайстве об открытом рассмотрении жалобы.

Неявка приглашенных и надлежащим образом уведомленных представителей ведомств не препятствует рассмотрению жалобы.

Для того чтобы принять мотивированное (что значит мотивированное — сказано в п. 2 разд. VII Порядка № 1124) решение по результатам рассмотрения жалобы и направить его по адресу плательщика / вручить лично плательщику (см. детали далее), у аппарата ГНС есть 20 календарных дней со дня получения жалобы (ранее было 30 дней).

Важно! Руководителю аппарата ГНС (его заместителю или уполномоченному лицу) дано право продлевать срок рассмотрения жалобы до 60 календарных дней в случае, если нарушен порядок оформления жалобы. О таком продлении плательщика должны уведомить до окончания «изначального» 20-дневного срока рассмотрения жалобы.

Жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика, если:

— в течение 20-дневного или продленного срока плательщику не направлено мотивированное решение по жалобе;

— решение о продлении срока рассмотрения жалобы не направлено плательщику до окончания 20-дневного срока.

Важно! Здесь также работает правило «выходного» переноса.

Оригинал решения выдают плательщику в бумажной и/или электронной форме в порядке, определенном ст. 42 НКУ, а копию направляют в налоговый орган, требование/решение которого обжаловалось.

Решение считается направленным/врученным плательщику, если оно:

— вручено должностному лицу юрлица (лично физлицу) или его уполномоченному представителю под расписку;

— или направлено письмом с уведомлением о вручении на адрес, указанный в жалобе (а если этот адрес не указан — на налоговый адрес плательщика ЕСВ);

— или направлено в порядке, определенном п. 42.4 НКУ (в электронный кабинет плательщику, который пожелал переписываться с налоговиками в электронной форме***).

*** Подробнее о таком способе взаимодействия с налоговиками вы можете прочитать в статье «Электронная переписка с налоговиками: что учесть?» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 23).

Согласованную сумму недоимки по ЕСВ (пени, штрафов) плательщик ЕСВ по-прежнему обязан уплатить в течение 10 календарных дней после получения решения по жалобе.

Решение аппарата ГНС является окончательным и не подлежит дальнейшему админобжалованию. Но его можно обжаловать в суде (нюансы см. выше).

Ну и напоследок о «карантинном» продлении сроков при админобжаловании. НКУ в данном случае не работает. А «карантинное» продление сроков из Закона о ЕСВ (пп. 913 и 914 разд. VIII) касалось лишь жалоб, подаваемых до 31.05.2020. То есть подаваемых сейчас жалоб оно не касается. Сроки должны соблюдаться!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше