Вы, должно быть, в курсе, что с 8 ноября вступает в силу Перечень № 21531, устанавливающий обязательную вакцинацию от COVID-19 для определенных работников.
Это работники: (1) центральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; (2) местных государственных администраций и их структурных подразделений; (3) заведений высшего, последипломного, профессионального предвысшего, профессионального (профессионально-технического), общего среднего, в том числе специального, дошкольного, внешкольного образования, заведений специализированного образования и научных учреждений, независимо от типа и формы собственности.
Единственное исключение для данных работников (согласно примечанию к Перечню № 2153) — наличие «абсолютных противопоказаний к проведению профилактических прививок, в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний и предостережений к проведению профилактических прививок, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины от 16 сентября 2011 года № 595, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 10 октября 2011 года под № 1161/19899 (в редакции приказа Министерства здравоохранения Украины от 11 октября 2019 года № 2070)».
Вокруг Перечня № 2153 ведутся жаркие дискуссии2.
2 См. в частности: fpsu.org.ua/materialy/21288-obov-yazkovist-vaktsinatsiji-vid-covid-19-pozitsiya-profspilok.html
Но КМУ «настроен решительно». Постановлением № 10963 он, со своей стороны, также внес изменения в отношении этого вопроса, добавив новый п. 416 в «карантинное» постановление4.
3 Постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 декабря 2020 г. № 1236» от 20.10.2021 № 1096. О внесенных им «перевозочных» поправках вы могли прочесть в статье «Межобластные и международные перевозки: новая версия» этого номера.
Этот пункт, как и Перечень № 2153, вступает в силу с 8 ноября. Остальные же положения постановления № 1096 уже вступили в силу — с 26 октября.
Им Кабмин обязал руководителей госорганов (государственной службы) и предприятий, учреждений, организаций обеспечить:
1) контроль за проведением обязательных профилактических прививок против COVID-19 работниками и госслужащими, обязательность профилактических прививок которых предусмотрена Перечнем № 2153 (о котором мы говорили выше);
2) отстранение от работы (выполнения работ) работников и госслужащих, обязательность профилактических прививок которых предусмотрена Перечнем № 2153 и которые отказываются или уклоняются от проведения таких обязательных профилактических прививок против COVID-19 в соответствии со ст. 46 КЗоТ, ч. 2 ст. 12 Закона № 16455 и ч. 3 ст. 5 Закона о госслужбе6, кроме тех, которые имеют абсолютные противопоказания к проведению таких профилактических прививок против COVID-19 (см. выше) и предоставили медицинское заключение о наличии противопоказаний к вакцинации против COVID-19, выданное учреждением здравоохранения.
5 Закон Украины «О защите населения от инфекционных заболеваний» от 06.04.2000 № 1645-III.
6 Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889-VIII.
Заметим, что отстранение от работы собственником или уполномоченным им органом на основании ст. 46 КЗоТ допускается в случае: появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения; отказа или уклонения от обязательных медосмотров, обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охране; в других случаях, предусмотренных законодательством;
То есть из этого перечня подходят разве что «другие случаи», тем более, что ч. 2 ст. 12 Закона № 1645 такой случай действительно предусмотрен7.
7 Подробнее о чем вы могли прочесть в статье «Работник отказывается вакцинироваться: можно ли его наказать?» прошлого номера нашего журнала.
3) принятие к сведению, что:
а) на время такого отстранения оплата труда работников и госслужащих производится с учетом ч. 1 ст. 94 КЗоТ, ч. 1 ст. 1 Закона об оплате труда и ч. 3 ст. 5 Закона Украины о госслужбе.
Что скрывается за данными ссылками? Заработная плата согласно ч. 1 ст. 94 КЗоТ — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
Примерно то же установлено и в ч. 1 ст. 1 Закона об оплате труда. При этом в ней уточнено, что заработную плату работнику выплачивает работодатель и делает он это согласно трудовому договору.
А ч. 3 ст. 5 Закона о госслужбе, на которую Кабмин неоднократно ссылается в своем постановлении, устанавливает, что действие норм законодательства о труде распространяется на госслужащих в части отношений, не урегулированных этим Законом. То есть и госслужащие в интересующих нас случаях подчиняются нормам КЗоТ и Закона об оплате труда.
Смысл этих норм сводится к тому, что заработная плата работнику полагается только за выполненную им работу. То есть Кабмин однозначно указывает, что непривитые работники без абсолютных противопоказаний рискуют с 8 ноября остаться без заработной платы;
б) отстранение работников и госслужащих осуществляется путем издания приказа или распоряжения руководителя государственного органа (госслужбы) или предприятия, учреждения, организации с обязательным доведением его до сведения лиц, которые отстраняются.
Срок отстранения устанавливается до устранения причин, которые его обусловили.