Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Торговля продуктами, село: РРО (КУРО с РК) — изменения для единоналожников

Томашпольский Сергей, главный редактор, buhgalter911@mail.ua
Бухгалтер 911 Январь, 2022/№ 1-2
Печать
Пошло — поехало. Для ФЛП на едином налоге групп 2 — 4 Кабмин в последний момент решил переиграть правила работы без РРО/программных РРО (ПРРО), но с обязательным применением КУРО и РК. Досталось тем, кто торгует продовольственными товарами, и тем, кто торгует на территории села. Кому сделали хуже, кому лучше, давайте разберемся.

Небольшая подводка, чтобы было понятно, о чем речь. Предположим, ФЛП из групп 2, 3, 4 единого налога (ЕН) попадает в сферу действия Закона об РРО, поскольку им применяются наличные и/или карточные расчеты. Это еще не приговор по части обязательности применения РРО/ПРРО в 2022 и последующих годах. Поскольку в том же Законе об РРО есть ряд освобождений. Они приведены в ст. 9 и 10 Закона об РРО.

Освобождение по ст. 9 Закона об РРО хорошо тем, что при нем от вас не требуется ни РРО/ПРРО, ни КУРО (Книга учета расчетных операций) и РК (расчетная книжка с квитанциями). Беда только в том, что туда попадают далеко не все. С начала 2022 года это группа 1 ЕН, услуги с дистанционной оплатой и ряд других редких случаев.

Не нашли себя в ст. 9 Закона об РРО? Тогда есть еще ст. 10 Закона об РРО. Она тоже не для всех. А только для видов и условий деятельности, перечисленных в постановлении/Перечне КМУ № 1336*.

* Постановление/Перечень отдельных форм и условий ведения деятельности.., утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 № 1336.

При этом от вас уже требуется зарегистрировать у налоговиков КУРО на хозяйственную единицу и РК. И каждому покупателю выдавать заполненную от руки расчетную квитанцию из этой РК (благо заполнять эту расчетную квитанцию, если покупатель не требует обратного, можно «по сокращенной программе»).

Да, это тоже не сахар. Но кому-то и такая альтернатива применению РРО/ПРРО тоже придется по душе.

Так вот, именно по Перечню № 1336 были опасения, что КМУ его будет править... Дабы сузить его использование единоналожниками. Так и произошло. Все в последний момент! Речь о постановлении № 1359**, которое вступает в силу с 01.01.2022 (текст постановления/Перечня КМУ № 1336 в последней редакции мы привели в конце статьи).

** Постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 23 августа 2000 г. № 1336» от 23.12.2021 № 1359.

Что же изменил Кабмин?

Опять же повторим — касается это только тех плательщиков ЕН групп 2 — 4, кто собирался работать по Перечню № 1336 с КУРО и РК.

1. «Дал понять», что единоналожники могут на равных со всеми остальными субъектами хозяйствования пользоваться Перечнем № 1336. Разумеется, если единоналожник занимается указанным в Перечне № 1336 видом деятельности. И если в самом Перечне нет оговорок для единоналожников — как в абз. 3 п. 11 Перечня (где речь идет о предоставлении бытовых услуг не на территории села).

В том числе с 01.01.2022 КМУ убрал из постановления устаревшую норму

«Для форм и условий проведения деятельности, определенных в Перечне, плательщики единого налога второй — четвертой групп (физические лица — предприниматели) независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года превысил 220 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, обязательно применяют регистраторы расчетных операций в соответствии с пунктом 61 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины».

То есть те ФЛП, которые с 2022 года будут работать по Перечню № 1336, будут ориентироваться (для целей применения КУРО с РК) только на те критерии по лимиту дохода, которые выписаны в постановлении № 1336 для соответствующего пункта Перечня № 1336.

«История дохода» за 2021 год при этом, очевидно, не должна приниматься во внимание. Учитывается доход, полученный с 01.01.2022. По крайней мере, мы бы рассчитывали на такой либеральный подход.

Для безопасности советуем получить у налоговиков соответствующую индивидуальную налоговую консультацию в свой адрес.

2. Пожалуй, главное изменение касается п. 1 Перечня № 1336. В нем была названа розничная торговля продовольственными товарами (кроме подакцизных), которая осуществляется ФЛП на едином налоге. То есть не важно, где вы торгуете (город/село/поселок). Ели ваш ассортимент — это только продовольственные товары (без подакцизных), была возможность вместо РРО/ПРРО применять зарегистрированные у налоговиков КУРО с РК.

Собственно, об этом мы и говорили в статье прошлого номера «Мнение налоговиков по части РРО для интернет-торговцев и торговцев едой». Когда предполагалось, что эта норма войдет в неизменном виде в 2022 год. Но вот только КМУ в самый последний момент решил все переиграть ☺.

С учетом изменений постановления № 1359 с 1 января 2022 года п. 1 Перечня № 1336 уже будет звучать по-другому:

«1. Розничная торговля на территории села товарами (кроме подакцизных товаров), осуществляемая физическими лицами — предпринимателями, уплачивающими единый налог».

Плюс еще выписан ряд дополнительных условий, о которых будет сказано ниже.

Что в итоге? С 01.01.2022 действие п. 1 Перечня № 1336 будет ограничено только территорией села***. Получается, единоналожники, которые ведут торговлю на территории других населенных пунктов (поселков, городов), этим освобождением (по п. 1 Перечня № 1336) воспользоваться в 2022 году не смогут!

*** Какой статус у вашего населенного пункта, можно выяснить по Кодификатору административно-территориальных единиц и территорий территориальных громад на сайте Минрегиона www.minregion.gov.ua/napryamki-diyalnosti/rozvytok-mistsevoho-samovryaduvannya/administratyvno/. Категория объекта для села — «С».

Соответственно, те ФЛП на едином налоге групп 2 — 4, которые хотели в 2022 году торговать продовольственными товарами с применением КУРО и РК по п. 1 Перечня № 1336, но торгуют не территории села, не смогут воспользоваться такой льготой. Должны будут применять при расчетах РРО/ПРРО.

А вот тем единоналожникам групп 2 — 4, кто занимается розничной торговлей на территории сел, наоборот, если можно так сказать, повезло. Поскольку ассортимент уже не будет ограничиваться только продовольственными товарами. И они по этой льготе (т. е. по льготе из п. 1 Перечня № 1336) смогут торговать с применением зарегистрированных у налоговиков КУРО и РК любыми разрешенными для единоналожников товарами, кроме подакцизных****.

**** Подакцизными являются товары, на которые НКУ установлены ставки акцизного налога. В том числе они названы в п. 215.1 НКУ. Это, среди прочего, алкогольные напитки (в том числе алкогольное пиво), табачные изделия и т. п.

Важно! Но при этом должны быть выполнены следующие требования — одновременно (если хоть одно не выполняется, льготой по п. 1 Перечня № 1336 воспользоваться нельзя):

1) в торговом объекте, в котором торгует ФЛП, не должна вестись торговля подакцизными товарами. Кем бы то ни было.

Мы уже выяснили, что сам ФЛП не может по п. 1 Перечня № 1336 осуществлять торговлю подакцизными товарами.

Перечень № 1336 вообще не распространяется на тех субъектов, кто торгует подакцизными товарами (см. п. 21 постановления № 1336).

Поэтому в ограничении речь идет о том, что в одном торговом объекте с ФЛП (в том торговом объекте, где торгует ФЛП) никто другой не должен торговать подакцизными товарами (в том числе алкогольными напитками, табачными изделиями);

2) сам ФЛП не должен заниматься еще и дистанционной торговлей, в частности через Интернет;

3) сельсоветом / советом ОТГ не должно быть принято решение об обязательном применении на территории села РРО/ПРРО для торговли из п. 1 Перечня № 1336.

Еще один важный момент. Годовой объем расчетных операций такого торговца при этом не должен превышать 167 размеров минзарплаты, установленной на 1 января отчетного года (для 2022 года — 1 085 500 грн) на один пункт продажи товаров.

Топ-вопрос сейчас. Может ли при выполнении всех перечисленных условий воспользоваться этим освобождением ФЛП-единоналожник, который на территории села торгует в розницу своей продукцией — выращенной и/или изготовленной?

В чем проблема... Пункт 1 Перечня № 1336 говорит именно о «розничной торговле товарами». Формально под розничной торговлей у нас классифицируется именно перепродажа. Это раздел 47 КВЭД. А продажа фермерами самостоятельно выращенной с/х-продукции классифицируется в разделе 01 КВЭД. Продажа товаров собственного производства классифицируется в рамках производственного процесса в разделах 10 — 32 КВЭД.

Если идти, что называется, «в лоб», то получается, что п. 1 Перечня № 1336 фермеров/производителей не касается. Касается только перепродавцов.

С другой стороны, есть п. 4 Перечня № 1336

«4. Розничная торговля и общественное питание на территории села, осуществляемая предприятиями потребительской кооперации, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями, использующими продукцию собственного производства».

То есть все-таки может быть розничная торговля с использованием продукции собственного производства? Формально же КМУ это допускает?

На этом фоне, как представляется, имеет право на жизнь широкая трактовка, что розничную торговлю из п. 1 Перечня № 1336 можно понимать не только как куплю-продажу, но и как продажу своей продукции в розницу — т. е. для личного потребления или домашнего использования. Если за наличные и/или с использованием карт ФЛП осуществляет только такую реализацию, то он сможет работать с КУРО и РК.

Но только использовать такую трактовку можно исключительно при условии получения от налоговиков в свой адрес письменной индивидуальной налоговой консультации с такими выводами.

Официально налоговики на этот счет пока не высказывались.

3. Также КМУ убрал из своего Перечня № 1336 пп. 20 и 24.

«20. Страхование имущественных и личных рисков физических лиц, которое проводится страховыми агентами за пределами помещения страховщика, кроме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по дополнительным договорам («Зеленая Карточка»)»

«24. Организация приема и обслуживания туристов в Украине, расчеты за которые проводятся в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков), а также предоставление туристических и экскурсионных услуг при условии проведения расчетов за пределами стационарных помещений субъектов туристической и экскурсионной деятельности».

То есть ими те же единоналожники (и не только) воспользоваться не смогут.

Также из абз. 3 п. 11 Перечня № 1336 КМУ убрал услуги «химической чистки». Но абз. 3 п. 11 Перечня № 1336 единоналожники воспользоваться и так не могут.

Редакция, действующая с 01.01.2022

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 августа 2000 г. № 1336

Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»

Кабинет Министров Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книг и книг учета расчетных операций (далее — Перечень) (прилагается).

2. Установить предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг), в случае превышения которого применение регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций является обязательным, для форм и условий проведения деятельности, определенных в:

пункте 1 Перечня — 167 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров);

пунктах 2, 3, 5, 6, 13, 14, 17, 22, 23, 27 Перечня — 500 тыс. гривень на один субъект хозяйствования;

пунктах 4 и 7 Перечня — 250 тыс. гривень на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров (предоставления услуг).

Для форм и условий проведения деятельности, определенных в пунктах 8 — 11, 15, 19, 21, 25, 26 перечня, предельный размер годового объема расчетных операций не устанавливается.

21. Действие этого постановления не распространяется на субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю подакцизными товарами.

3. Это постановление вступает в силу одновременно со вступлением в силу Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».

Премьер-министр Украины В. ЮЩЕНКО



УТВЕРЖДЕН

постановлением Кабинета Министров Украины

от 23 августа 2000 г. № 1336

ПЕРЕЧЕНЬ

отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций

1. Розничная торговля на территории села товарами (кроме подакцизных товаров), осуществляемая физическими лицами — предпринимателями, уплачивающими единый налог.

Этот пункт не применяется при наличии хотя бы одного из следующих условий:

такая розничная торговля осуществляется в торговом объекте, в котором также осуществляется торговля подакцизными товарами;

такими физическими лицами — предпринимателями также осуществляется дистанционная торговля, в частности через Интернет;

сельскими советами и советами объединенных территориальных громад, которые созданы согласно закону, принято решение об обязательном применении на территории села регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций для форм и условий проведения деятельности, определенных в этом пункте.

2. Розничная торговля через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики), расположенные за пределами стационарных помещений.

3. Розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа).

4. Розничная торговля и общественное питание на территории села, осуществляемая предприятиями потребительской кооперации, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями, использующими продукцию собственного производства.

5. Продажа блюд и безалкогольных напитков в буфетах высших учебных заведений, в столовых и буфетах предприятий УТОС и УТОГ.

6. Розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание на территории закрытых военных гарнизонов и городков, а также воинских частей, расположенных в пределах сел.

7. Розничная торговля медицинскими и фармацевтическими товарами и предоставление медицинских и ветеринарных услуг на территории села.

8. Продажа товаров (по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины по предоставлению Мининфраструктуры) и предоставление услуг почтовыми отделениями и пунктами связи в селах.

9. Продажа газет, журналов, конвертов, открыток, знаков оплаты почтовых услуг, другой печатной продукции на предприятиях почтовой связи, если удельный вес такой продукции представляет свыше 50 процентов общего товарооборота при отсутствии продажи подакцизных товаров.

10. Продажа талонов, квитанций, билетов с нанесенными печатным способом серией, номером, нарицательной стоимостью в киосках и салонах транспортных средств для проезда в электротранспорте, на морских и речных судах.

11. Предоставление бытовых услуг:

на территории села;

по ремонту и установлению бытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, телеантенн, ремонту и сборке мебели, уборке квартир, уходу за детьми, больными и людьми преклонных лет, фотографированию, ремонту квартир, приготовлению пищи, стирке белья, ремонту обуви, швейных и трикотажных изделий, изделий текстильной и кожаной галантереи, металлических изделий физическими лицами — предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность (кроме лиц, выбравших упрощенную систему налогообложения) и не использующих труд наемных лиц.

12. Пункт 12 исключен

13. Предоставление услуг библиотеками.

14. Продажа предметов религиозно-обрядовой атрибутики и предоставление обрядовых услуг религиозными организациями.

15. Продажа товаров с разносок и ручных тележек, предоставление услуг в салонах на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины по предоставлению Мининфраструктуры.

16. Пункт 16 исключен

17. Розничная торговля семенами в киосках на территории сел и поселков городского типа.

18. Пункт 18 исключен

19. Прием от населения вторичного сырья и металлолома.

20. Пункт 20 исключен

21. Предоставление ритуальных услуг при условии проведения расчетов дома у заказчика.

22. Осуществление деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг субъектами предпринимательской деятельности на территории сел и поселков городского типа, которым согласно Закону Украины «О статусе горных населенных пунктов в Украине» предоставлен статус горных.

23. Предоставление медицинских услуг выездными бригадами и медицинское обслуживание дома у заказчика.

24. Пункт 24 исключен

25. Предоставление услуг:

по выдаче разрешений на право осуществления любительского и спортивного рыболовства на принципах специального использования водных живых ресурсов и на добычу охотничьих животных (лицензия, отстрелочная карточка);

по газоснабжению, водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению в селах при условии проведения расчетов дома у потребителя.

26. Продажа булочных, кондитерских и порционных кулинарных изделий, мороженого, безалкогольных напитков, сувениров, игрушек и надувных шаров с разносок и ручных тележек в театрально-зрелищных и спортивных заведениях.

27. Принятие от населения и реализация через пчеловодческие торгово-заготовительные пункты продуктов пчеловодства, оборудования и инвентаря для пасечников.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше