О применении «обычной цены»

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2009/№ 80
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 30.09.2009 г. № 21255/7/15-0217

О применении «обычной цены»

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 30.09.2009 г. № 21255/7/15-0217

 

Государственная налоговая администрация Украины с целью надлежащей организации администрирования налогов, соблюдения правил налогообложения и налоговой дисциплины плательщиков налогов сообщает об ориентировочном порядке применения «обычной цены».

Согласно абзацу второму подпункта 1.20.10 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) налоговый орган имеет право применить обычные цены для определения базы налогообложения в случаях, предусмотренных законом, независимо от вида хозяйственной операции, осуществляемой плательщиком этого налога, или налогового статуса другой стороны такой операции.

В соответствии с абзацем первым подпункта 1.20.10 Закона и подпунктом 4.3.5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181) доначисление налоговых обязательств плательщика налога налоговым органом в результате определения обычных цен осуществляется по следующей процедуре: руководитель (его заместитель) принимает

решение о применении обычных цен при определении налоговых обязательств, а решение об уплате налоговых обязательств принимается в судебном порядке по представлению руководителя (его заместителя) соответствующего налогового органа.

С целью обеспечения соблюдения указанной процедуры руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, руководствуясь указанными нормами, в ходе проверки принимает решение о применении обычных цен при определении налоговых обязательств, которое составляется в произвольной форме с указанием даты его принятия, номера, названия и кода ЕГРПОУ проверяемого плательщика налогов, оснований для применения «обычной цены», предусмотренных законом по вопросам налогообложения, и т. п.

При этом в отдельных частях соответствующих разделов акта проверки делается ссылка на указанное выше решение, указываются основание для применения «обычной цены», предусмотренное соответствующим законом по вопросам налогообложения, механизм и обоснование расчета в порядке, установленном пунктом 1.20 Закона для соответствующей хозяйственной операции, и элемент налоговой базы (объекта налогообложения), к которому применяются «обычные цены», и т. п.

Рассчитанные с использованием «обычных цен» суммы занижения налоговых обязательств выделяются в отдельных частях соответствующих разделов акта проверки и приложениях к нему.

Рассчитанная в акте проверки в результате определения обычных цен сумма налоговых обязательств (в том числе штрафных санкций) отражается в

решении о начислении налоговых обязательств с применением обычных цен (составляется в произвольной форме с указанием даты его принятия (составления), номера, названия и кода ЕГРПОУ проверяемого плательщика налогов и т. п.) и подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа как основание подачи искового заявления в суд.

По результатам проверки плательщика налогов налоговый орган:

— с учетом подпункта 4.3.5 Закона № 2181 подготавливает и подает

исковое заявление об уплате начисленных с применением «обычных цен» сумм налогов (в том числе штрафных санкций) в административный суд в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины;

— в порядке и сроки, установленные законодательством, направляет плательщику налогов

налоговые уведомления-решения об определении сумм налоговых обязательств (в том числе штрафных санкций) по соответствующим налогам без учета начисленных с использованием «обычных цен» налоговых обязательств (в том числе штрафных санкций).

Поскольку подпункт 1.20.10 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» устанавливает, что

решение об уплате налоговых обязательств принимается в судебном порядке, указанная процедура не применяется при уменьшении отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль, уменьшении (отказе в предоставлении) бюджетного возмещения по налогу на добавленную стоимость и уменьшении отрицательного значения разницы между суммами налогового обязательства и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость (кроме случаев, когда осуществляется доначисление).

Председателям Государственных налоговых администраций в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе организовать использование настоящего разъяснения при осуществлении налогового контроля.

 

Заместитель председателя А. Любченко



комментарий редакции

Уплата налога в результате применения обычных цен — в судебном порядке

ГНАУ наконец-то обратила внимание на положения п.п. 1.20.10 Закона о налоге на прибыль. Поскольку в письме не приводится его текст, а лишь делаются выводы на основании совместного прочтения пп. 1.20.10 и 4.3.5 Закона № 2181, имеет смысл все-таки обратиться к первоисточнику:

«Доначисление налоговых обязательств плательщика налога налоговым органом в результате определения обычной цены

осуществляется по процедуре, установленной законом для начисления налоговых обязательств по косвенным методам...».

При этом на основании п.п. 4.3.5 Закона № 2181: «Решение о применении косвенных методов принимается налоговым органом по местонахождению налогоплательщика при наличии оснований, определенных в подпункте 4.3.1 этого пункта. Начисление налоговых обязательств с использованием косвенного метода осуществляется исключительно налоговыми органами. Решение об уплате налоговых обязательств

принимается в судебном порядке по представлению руководителя (его заместителя) соответствующего налогового органа».

Как видим, ГНАУ не рассматривает в качестве процедуры сами основания для применения косвенных методов (перечень которых приведен в п.п. 4.3.1, в котором об обычных ценах не сказано ни слова, равно как и не предоставлена возможность применять косвенные методы в случаях, установленных другими законами). К процедуре она относит лишь необходимость принятия судом решения об уплате налоговых обязательств, доначисленных  в результате применения косвенных методов (т. е. использования обычной цены).

С этой позицией можно, конечно, спорить, привлекая на свою сторону в том числе п.п. 4.3.3 Закона № 2181, требующий утверждения методики определения суммы налоговых обязательств по косвенным методам на уровне закона (которого пока нет), и п.п. 4.3.4 Закона № 2181, запрещающий применение косвенных методов для определения налоговых обязательств в случаях, не предусмотренных п. 4.3 Закона № 2181.

Как бы там ни было, можно признать существенный прогресс в вопросе применения обычных цен. Обеспечение

судебного контроля потребует от налоговых органов большей обоснованности в рассматриваемом вопросе.

 

Дмитрий Винокуров

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд