Антитабачная кампания: к чему готовиться рестораторам?
Когда-то курить было модно. Образ голливудских (да и европейских) секс-символов 60-х, как правило, не обходился без обволакивающего их облака сигаретного дыма. Если углубиться чуть дальше в историю, станет понятно, что на самом деле история табакокурения на европейском континенте начиналась с его строжайшего запрета. Оно и немудрено: в XV веке человек, выпускающий изо рта дым, не мог не ассоциироваться с нечистой силой. Нынешний виток антитабачной кампании обусловлен, конечно же, иными причинами. Цель запрета — защитить здоровье человека. В первую очередь, речь идет о здоровье некурящих людей и их праве на непричинение вреда. Так какие же меры готово предпринять государство на пути к указанной цели?
Елена УВАРОВА, юрист газеты «Налоги и бухгалтерский учет»
Запрет курения в Украине: предыстория
Вот уже чуть более семи лет действует Закон № 2899. И по логике вещей именно он должен был изначально предусмотреть ответственность за неразмещение табличек о запрете курения, а также за невыполнение иных мер по борьбе с сигаретным дымом. Но в нем присутствовало лишь упоминание о штрафах, налагаемых на субъектов ресторанного хозяйства и на гостиницы за необеспечение прав некурящих граждан.
На первом плане был другой законодательный акт — Закон № 481. Так сложилось, что именно из него субъекты хозяйствования узнавали о грозящем им штрафе в размере 3400 грн. за несоблюдение требований о размещении табличек о запрете курения либо за отсутствие в специально отведенных для курения местах необходимой информации (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 64). Причем данный штраф касался любого субъекта хозяйствования, независимо от того, занимается он производством либо торговлей табачными изделиями или нет (хоть и установлен он был в законе, касающемся довольно узкого круга хозяйствующих субъектов). На эту парадоксальную ситуацию мы в свое время обращали внимание (см. статью «Табличка с надписью «Куріння заборонено!»: должна быть на каждом предприятии?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 73).
Однако со временем законодатель все же решил исправить оплошность: Законом № 4844 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 53) нормы, касающиеся ответственности за нарушения законодательства в сфере борьбы с курением, перенесены из Закона № 481 в Закон № 2899. Все как-будто стало на свои места.
Однако это не самое существенное нововведение Закона № 4844. С 17.12.2012 г.* начнут действовать новые ограничения в части курения сигарет и прочих видов табакокурения в общественных местах, в частности в кафе, барах и других заведениях ресторанного бизнеса. В чем они заключаются и чем грозит их неисполнение?
* В отношении этой даты вынуждены оговориться: скорее всего, сами контролирующие органы будут исходить из того, что соответствующие ограничения действуют с 16.12.2012 г. Проблема неопределенности при установлении даты начала действия нормативного акта, если она прямо не указана в тексте самого акта, а, к примеру, привязана к определенному периоду, который должен пройти с момента его опубликования, коснулась не только Закона № 4844. Это общая проблема украинского законодательства. Разночтения возникают раз за разом.
Что под запретом?
Запрет на курение с 17.12.2012 г. будет распространяться не только на курение табачных изделий (сигарет с фильтром либо без, сигар, сигарилл, других изделий из табака), но также и на курение электронных сигарет и кальянов. А это значит, что столь часто встречающаяся дополнительная услуга по курению кальяна прямо в заведении ресторанного хозяйства также попадет под запрет.
Что касается кальяна, то налоговые органы и раньше распространяли на его курение те же требования законодательства, что и на курение табачных изделий в целом (см. ЕБНЗ подразд. 10.05). Однако были основания утверждать, что такое распространение справедливо лишь в ситуации, когда кальян используется для курения табака, т. е. средства, которое содержит никотин и изготовлено из растения семейства пасленовых (ст. 1 Закона № 2899). В противном случае в условиях отсутствия какой-либо специальной оговорки распространение подобных ограничений не имело бы под собой оснований. Теперь ситуация изменилась. Законодатель прямо указывает на запрет курения не только табачных изделий (в виде сигарет, сигарилл, сигар и т. п.), но и электронных сигарет и кальянов в целом ряде мест (ч. 2 ст. 13 Закона № 2899). Среди таких мест — помещения заведений ресторанного хозяйства.
Впрочем, обращает на себя внимание тот факт, что если в отношении заведений здравоохранения, учебных заведений, а также спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, заведений физической культуры и спорта специально оговорено, что запрет на курение распространяется не только на помещения, но и на их территории, то заведений ресторанного хозяйства подобные оговорки не коснулись. Для них установлен запрет лишь в отношении курения в помещениях. Можно предположить, что курение на прилегающей к кафе либо ресторану территории закону противоречить не будет.
Напомним, до вступления в силу Закона № 4844 в перечисленных заведениях допускается курение табачных изделий, но оно разрешено только в специально отведенных местах, обозначаемых специальной табличкой (см. письмо ГНСУ от 12.03.2012 г. № 9198/я/01-2118 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 53, с. 8). При этом на заведения ресторанного хозяйства возложено дополнительное ограничение: в них не менее 50 процентов площади залов, в которых осуществляется обслуживание потребителей, должно быть отведено для некурящих посетителей. Однако эта норма уже через 10 дней прекратит свое действие. Итак, это будет означать, что с 17.12.2012 г. заведения ресторанного хозяйства по-прежнему должны размещать табличку с графическим знаком о запрете курения и надписью «Куріння заборонено!», а вот оборудовать специальные места для курения им уже не придется.
Что касается таблички с надписью «Куріння заборонено!», то субъекты хозяйствования должны сделать для себя выводы из уже сложившейся практики применения данной нормы:
во-первых, контролирующие органы в лице налоговиков настаивали на том, что такая табличка должна размещаться в каждой отдельной комнате, а не в здании в целом (см. письмо ГНСУ от 12.03.2012 г. № 9198/я/01-2118 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 53, с. 8);
во-вторых, при ответе на вопрос, касающийся внешнего вида знака о запрете курения, ГНСУ в свое время ссылалась на необходимость его соответствия ДСТУ ISO 3864-1:2005 «Графические символы. Цвета и знаки безопасности», утвержденному приказом Госпотребстандарта Украины от 25.05.2005 г. № 128, и ДСТУ ISO 6309:2007 «Противопожарная защита. Знаки безопасности. Форма и цвет», утвержденному приказом Госпотребстандарта Украины от 30.03.2007 г. № 71. Ссылки на указанные документы отсутствуют и в Законе № 481, и в Законе № 2899, однако к ним, например, обращается Технический регламент знаков безопасности и защиты здоровья работников, утвержденный постановлением Кабмина от 25.11.2009 г. № 1262 . В нем, в частности, приведено изображение знака «Курити заборонено» (приложение 1) с указанием, что такой знак должен иметь круглую форму с черной пиктограммой на белом фоне, край и пересекающая линия (слева направо под углом 45 градусов к горизонтали) должны быть красными. Красный цвет должен составлять не менее 35 процентов общей площади знака (п. 25 Технического регламента);
в-третьих, опять же налоговики настаивали на том, что в местах, где курение запрещено, должна располагаться исключительно надпись «Куріння заборонено!». Не исключено, что управления по защите прав потребителей последуют этой практике. Мы, со своей стороны, отмечали, что суды к данному вопросу подходят более лояльно, признавая, что, к примеру, надпись «Палити заборонено!» достаточно полно передает суть запрета, а потому может использоваться вместо либо параллельно с надписью «Куріння заборонено!» (см. постановление Донецкого окружного админсуда от 20.06.2011 г. по делу № 2а/0570/7951/2011).
Учесть следует и тот факт, что рассматриваемые нами ограничения, устанавливаемые законодательством в части табакокурения, распространяются как на юрлиц, так и на физлиц, занимающимся ресторанным бизнесом.
Обратите внимание, полный запрет на курение касается только заведений ресторанного хозяйства. В то же время закон допускает курение табачных изделий в помещениях предприятий, учреждений и организаций, в помещениях отелей и других средств размещения граждан, в помещениях общежитий, в аэропортах и на вокзалах исключительно в специально отведенных для этого местах. Об ограничениях на курение кальянов и электронных сигарет в перечисленных помещениях Закон умалчивает. На собственников либо арендаторов (если объект находится в пользовании) перечисленных сооружений либо отдельных помещений возложена обязанность выделить специальные места для курения, суммарная площадь которых не должна превышать 10 процентов общей площади соответствующего сооружения либо помещения. Такие места должны быть оборудованы вытяжкой либо другими средствами удаления табачного дыма. В них также размещается табличка с текстом «Місце для куріння. Куріння шкодить Вашому здоров’ю!» и соответствующим графическим знаком.
Иначе говоря, если действующее на данный момент законодательство допускает, что собственник либо арендатор того или иного здания или помещения может установить запрет на курение в нем в целом и не выделять специальные для места курения вообще, то с 17.12.2012 г. такая обязанность возникнет.
Штрафные санкции
Вместо штрафа в размере 3400 грн. за необорудование специально отведенных для курения мест и неразмещение наглядной информации о запрете курения либо о специально отведенных местах для курения, вводится ответственность в виде штрафа от одной до десяти тысяч гривень за:
1) неотведение специальных мест для курения;
2) необорудование специальных мест для курения вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма;
3) неразмещение таблички с текстом «Місце для куріння. Куріння шкодить Вашому здоров’ю!» и соответствующим графическим знаком*.
* Интересно, что, похоже, законодатель решил отказаться от штрафов за неразмещение табличек с надписью «Куріння заборонено!» и соответствующим графическим знаком. Во всяком случае, в результате вносимых Законом № 4844 изменений он исчез из Закона № 481, а вот в Закон № 2899 включен не был.
Впрочем, названные штрафы рестораторов, которые теперь не должны отводить места для курения, по понятным причинам коснуться не должны. Для них, скорее, представляет интерес другая норма: заведения ресторанного хозяйства, если в их помещениях будет зафиксирован факт размещения пепельниц либо факт курения, будут оштрафованы. Размер штрафа составит от одной до десяти тысяч гривень. При этом независимо от того, сколько нарушений выявлено в ходе одного контрольного мероприятия, штраф налагается только один. Количество нарушений может определять лишь размер такого штрафа, поскольку, как видно, диапазон выбора для правоприменителя предусмотрен достаточно большой.
Изменится орган, уполномоченный на применение штрафов к субъектам хозяйствования за неотведение специальных мест для курения, их необорудование либо неразмещение необходимой таблички. Если раньше о результатах выполнения этой функции рапортовали налоговики (об их активности красноречиво свидетельствует достаточно обширная судебная практика по спорам, связанным с применением указанных штрафов), то теперь данный вопрос полностью в компетенции управлений (инспекций) по защите прав потребителей.
Если говорить о переходном периоде, то определяющим должен стать момент, когда нарушение было зафиксировано, т. е. составлен акт проверки. Иначе говоря, если акт, фиксирующий нарушение со стороны ресторана в виде необорудования специальных мест для курения, составлен до 17.12.2012 г., ресторану будет грозить штраф от налоговиков в размере 3400 грн. Если же акт составляется уже после указанной даты, то наказать за подобное нарушение заведение ресторанного хозяйствования вовсе не могут — ни налоговики, ни управления по защите прав потребителя. А вот обвинить такого субъекта хозяйствования в наличии пепельниц либо в зафиксированном факте курения в помещении заведения вполне могут.
Подчеркнем: штраф налагается на заведение ресторанного хозяйства, а не на курящего посетителя. Самим нелегальным курильщикам может грозить штраф в размере от 3 до 10 не облагаемых налогом минимумов граждан (от 51 до 170 грн.). Данный штраф налагают органы внутренних дел, однако прийти с «антитабачной» проверкой в заведение ресторанного хозяйства они не могут.
Напоследок приведем таблицу, позволяющую субъектам ресторанного хозяйства сориентироваться в произошедших изменениях.
Регулируемый вопрос | До 17.12.2012 г. | С 17.12.2012 г. |
Допускается ли курение в заведениях ресторанного хозяйства? | Да, но только в специально отведенных для этого местах | Нет, в помещении установлен полный запрет на курение. Допускается курение только на территории заведения |
За что может быть оштрафован субъект ресторанного хозяйства? | За необорудование специально отведенных для курения мест и неразмещение наглядной информации о запрете курения либо о специально отведенных местах для курения | За факт размещения пепельниц либо за факт курения |
Какие предусмотрены штрафные санкции? | Штраф в размере 3400 грн. | Штраф в размере от 1 до 10 тыс. грн. |
Какие органы уполномочены осуществлять контроль за соблюдением антитабачного законодательства? | Органы государственной налоговой службы | Управления (инспекции) по защите прав потребителей |